3 июля 2018 г., Верховная Рада приняла законопроект №6027-д о восстановлении кредитования.
Как отмечают эксперты, теперь кредит станет брать рискованно, поскольку усиливаются риски должника потерять собственность.
Так, новый закон вносит изменения в ряд законов и кодексов, которые значительно усиливают позицию кредитора.
Во-первых, «поручители теперь не могут быть освобождены от ответственности, даже если произошли события, прекращающие поручительство, например, истек срок давности или кредитор с заемщиком изменили условия кредита, не сообщив об этом поручителю. Также меняется подход к имущественному поручительству: если я заложил имущество, поручившись за друга и будучи готовым рискнуть этим имуществом, то теперь у меня отберут не только заложенное, а и все, чем я владею. А если я посмею умереть, то и все, чем владеют мои наследники», — отмечает эксперт Александр Гумиров.
«Наследники заемщика, который умер, не погасив кредит, теперь обязаны (а не «имеют право») вступить в наследство долга и отдать за этот долг все, чем владеют. Исключений нет.
«Ипотечная оговорка» о порядке урегулирования спора в случае возникновения такового, теперь является правоустанавливающим документом на недвижимость. И кредитор просто идет к нотариусу и переоформляет право собственности на залог на себя. Без судов и разбирательств. И плевать на защиту Конституцией неприкосновенности жилья и слова в ней «запрещено иначе нежели по решению суда», — добавил он.
В целом, отмечает эксперт, «выбиты из законодательства все положения, позволявшие сохранять баланс прав кредитора и заемщика. Теперь кредитор во всем прав и никому ничего не должен доказывать. А если заемщик не согласен (например, с завышенной суммой долга — а это в моей судебной практике происходит во всех кредитах), то и Бог с ним — это его, заемщика, личные гигиенические проблемы».
Закон 6027-д, согласно его переходным положениям, применяется и к договорам, возникшим до его принятия.