Нынешняя Верховная Рада вызывает в памяти события января 2005 года, когда после «оранжевой» революции политиков захлестнула ажиотажная волна передела власти. Правда, стоит учитывать, что тогда социально-экономическая ситуация в стране, мягко говоря, отличалась от нынешней. Однако, судя по всему, новая власть не осознает возможных последствий своих кулуарных дрязг. Ведутся переговоры, делятся должности.

Тем временем, как это часто бывало в украинской истории, на горизонте появилась куча нахлебников, тихонько пересидевших кровавые события на Майдане, а теперь пытающихся устроиться в новых реалиях. Так, по кулуарам прогуливается бывший глава НАК «Нафтогаз» Алексей Ивченко, в стенах парламента не бывавший уже очень давно. Замечены и другие депутаты прошлых созывов, пытающиеся поговорить с представителями новой власти «за жизнь». Также, откуда не возьмись, в ВР всплыли различные руководители разных партий. У них своя меркантильная цель: они продают свои детища с громкими именами (к примеру, Партия малого и среднего бизнеса) для тех, кто хочет заняться своим собственным политпроектом. А этот вопрос для многих нынешних нардепов выглядит очень актуальным: существует высокая вероятность проведения внеочередных парламентских выборов уже осенью этого года.

Встрепенулись и поникшие было «регионалы». Некоторые представители бывшей власти уже начали скрытно нащупывать в мутной водице глобальной смены персоналий во власти возможности для себя тем или иным образом попасть на высокую госдолжность или найти потенциальных представителй своих интересов в будущей властной обойме. В частности, говорят о том, что новоиспеченные «внефракционщики» Виталий Хомутынник и Сергей Буряк якобы активно ищут «клиентов» для реализации «старых-добрых» финансовых схем.

В то же время нет окончательного ответа на основной вопрос: каким все-таки будет новое правительство? Складывается впечатление, что технократический Кабмин, в котором участвовали бы представители кругов, не имеющих отношения к «реестровому» политикуму (в том числе и от Майдана), создавать никто не намерен. Политики упорно перетягивают на себя одеяло, не замечая нарастающего гнева обычных майдановцев. А те задают себе вполне резонный вопрос: а за что мы кровь-то проливали?..

На публику представители трех экс-оппозиционных фракций говорят о необходимости публичности процесса формирования правительства. Однако о конкретных персоналиях особо не распространяются. Например, по словам народного депутата от «УДАР» Павла Розенко, кадровый состав имеет второстепенное значение и на заседании фракции не обсуждался. «Для нас принципиальным является вопрос коалиционного соглашения. С чем и куда мы идем. Хотим увидеть в документе гарантию подписания соглашения об Ассоциации, а также то, что это будет правительство не популизма, а реформ и борьбы с коррупцией», – отметил он.

«Кто-то очень спешит раздерибанить посты, не говоря о принципах. Как бывшему чиновнику, заместителю министра (социальной политики. - Ред), мне для деятельности министерства министр не нужен, – есть аппарат, который обеспечивает круглосуточную деятельность. А нас подталкивают к спешке: давайте бегом делать. Квоты при формировании правительства – это тоже не подход. Могут назначить неизвестно кого по своей квоте. Нужна публичность: необходимо озвучить кандидатов на посты министров за пару дней до голосования. Тогда общественность сможет высказать свою точку зрения, Майдан – утвердить», – отметил он.

В свою очередь позиция «Батькивщины» в этом аспекте отличается от «ударовской» коренным образом. Так, народный депутат от «Батькивщины» Андрей Павловский заявил, что вопрос с правительством нужно решать как можно быстрее – без реальной исполнительной власти экономика может банально рухнуть. Однако он так же не захотел пройтись по принципам формирования и фамилиям кандидатов.

Пока вчерашние оппозиционеры кулуарно делят должности, а журналисты и эксперты муссируют слухи о неких закулисных торгах и возможных спорных политических комбинациях, которые могут возникнуть в их результате, по-прежнему остаются без ответа вопросы по поводу предстоящих президентских выборов. В частности, речь идет даже не столько о кандидатах в президенты (после того, как Юлия Тимошенко улетела на лечение в Германию, на одного кандидата стало меньше) сколько об обеспечении самой избирательной кампании. На вопрос корреспондента «Комментариев» о том, почему парламент не принял решение о перезагрузке ЦИК, где было сформировано большинство под Виктора Януковича, народный депутат от «Батькивщины» Руслан Князевич отметил, что «они пока принимают законные решения. Вы предлагаете сорвать избирательный процесс? У нас кампания длится всего три месяца. Во-первых, нужно основание для переизбрания состава. Во-вторых, новые люди не смогут провести выборы нормально, поскольку пока они поймут, куда они попали, выборы уже закончатся», – отметил он.

Майдан пока стоит в стороне и молча, вприщур, наблюдает за процессом. Будучи однажды обманутым – в 2004 году, – он не желает расходиться по домам «до полной победы». Между тем нотки разочарования политической возней под куполом ВР и даже раздражения нет-нет, да и проскакивают в комментариях активистов. Слышат ли это упоенные успехом восстания и дележем вместилища личных перспектив экс-оппозиционеры?

Нетрудно предположить, что в случае продолжения необдуманных действий тремя политсилами, пришедшими к власти на плечах Майдана, этот Майдан легко станет в оппозицию к ТАКОМУ парламенту. Ведь главные требования людей до сих пор не выполнены. И нет ясных, понятных обществу сигналов, что кто-то собирается их выполнять. А если да, то каким образом.

Даже не обсуждается пока вопрос люстрации. Нет признаков формирования технократического правительства, в который вошли бы и люди, пользующиеся доверием Майдана, – правительства, заточенного не под аппетиты политсил, парламентских групп и отдельных личностей, а под задачи, которые такому правительству предстоит решать, вытаскивая страну из экономической пропасти. Наконец, нет и внятных ответов на вопрос: «Что дальше?». Каким образом отечественный политикум намерен конвертировать созидательный патриотический потенциал, накопленный в обществе, в необходимые стране реформы и модернизацию? Учитывая готовность значительной части общества к акциям прямого действия, политическому «триумвирату» стоило бы, не заигрываясь, как можно быстрее расставить все точки над «i» в этих вопросах. Для начала – хотя бы в вопросе формирования Кабмина. Впрочем, у экспертов и журналистов, наблюдающих за процессом «дискуссий и согласования позиций» в Верховной Раде, возникает все больше опасений, что после оглашения состава нового правительства неудовлетворенных таким вариантом «перезагрузки власти» за пределами парламента станет еще больше…