Вторую неделю на слуху подписание рамочного соглашения о создании консорциума для строительства и последующей эксплуатации LNG-терминала в Украине с испанской Gas Natural Fenosa. От чего последняя вскоре после «подписания ее представителем» — инструктором по горнолыжному спорту — отказалась. С этого момента проектируемый LNG-терминал получил приставку «скандальный».
Почему уполномоченные органы Украины, как то МИД, Минэнергоугольпром и, главное, экономическая разведка, допустили такой скандал, еще предстоит разобраться. Как и с мотивацией и действиями главы Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислава Каськива. (По нашим данным, Каськив уже ответил на вопросы СБУ по этому поводу.) Но в целом на фоне стремительного изменения приоритетов энергорынка, и газового в том числе, — это лишь досадные нюансы. Просто некстати эта постыдная история приключилась — накануне объявленного помпезного открытия начала строительства «Южного потока».
Актуальными вопросами по-прежнему остаются: будет ли построен LNG-терминал в Украине и не станет ли он очередным дорогостоящим памятником тщеславию? Будет он работать в интересах всех граждан Украины или только обеспечивать бизнес-прихоти отдельно взятых олигархов? И во сколько это «удовольствие» обойдется гражданам страны?
При этом не будем забывать, что строительство LNG-терминала — это только одна из составляющих, призванных обеспечить энергетическую безопасность Украины, наряду с увеличением реверсных поставок газа, добычей метана угольных пластов, разработкой сланцевых месторождений, увеличением добычи углеводородов на шельфах Черного и Азовского морей, а также реальным внедрением энергосберегающих технологий в производстве и быту. Только тогда цена импортного газа перестанет быть главной проблемой, какой она является сегодня для граждан, правительства и президента (для каждого — в силу разных причин).
Попытка остепенить «Газпром»
По данным ZN.UA, глава Минэнергоугольпрома Юрий Бойко и совладелец «РосУкрЭнерго», то есть бизнес-партнер «Газпрома», владелец DF Group, счастливый сообладатель (вместе с россиянами) всего отечественного химпрома и «по совместительству» глава Союза работодателей Украины Дмитрий Фирташ предприняли попытку при личной встрече убедить президента РФ Владимира Путина в том, что «Газпрому» есть смысл пойти на уступки Украине в цене на газ. То есть снизить ее для «Нафтогаза» и других компаний, импортирующих его в Украину. Тем более что для европейских компаний цена российского газа значительно ниже (см. табл. 1).
Для сравнения: Украине даже при харьковской стодолларовой «скидке» газпромовский газ обходится в четвертом квартале 2012-го в 430 долл. за тысячу кубометров, а фактически — в 530 долл. Это самая высокая цена российского газа в Европе. И это при том, что речь идет о цене на границе, а от нас до РФ — трубой подать!
На сегодняшний день среди импортеров газа из России в Украину, помимо НАКа, есть еще один крупный покупатель — Ostchem того же Д.Фирташа (см. табл. 2). Компания импортирует около 8 млрд. кубометров в год (публичная заявка на 2012-й). Этот объем достаточно весом в газовом балансе Украины, которая, по заявлениям Ю.Бойко, в этом году намеревалась сократить импорт газпромовского газа до
27 млрд. кубометров.
Ну конечно, вы все правильно поняли: Фирташ бился за свое — объемы продаж химической продукции в мире падают не так явно, как у металлургов, но будь газ подешевле, прибыль была бы куда больше. Почему бы об этом не напомнить человеку, отлично знающему структуру собственников украинского химпрома?..
На следующий год украинские чиновники грозят сократить импорт российского газа по контракту «Нафтогаза» вообще до 18 млн. кубометров. Этого хватит при хорошей погоде только для населения, предприятий теплокоммунальной энергетики и бюджетных организаций. Возможно, грозят не зря.
Главный аргумент Бойко и Фирташа для Путина — «Газпром» и, соответственно, РФ теряют украинский рынок. И в этом они нисколько не преувеличивают. На приведенном рисунке наглядно показана динамика падения закупок российского газа Украиной: с более чем 58 млрд. в 2000 году до прогнозируемых 33 млрд. кубометров в 2012-м. Исключение — 2011 год, так как тогда «Нафтогаз Украины» как бы вернул компании «РосУкрЭнерго» типа ее 12,1 млрд. кубометров газа. И они успешно были реализованы на украинском рынке, а также экспортированы. (А данные таблиц и рисунков ZN.UA расходятся с заявлениями чиновников по определению — не мы выдаем желаемое за действительное. ZN.UA и источники в НАКе и Минэнергоугольпроме информацию, которых мы используем, собирают и предоставляют факты.)
Но если «Газпром» и далее будет столь категоричен по отношению к Украине и, прежде всего, к «Нафтогазу», у Киева не останется другого варианта, как активнее искать другие источники и других газопоставщиков. А также искать и самим создавать маршруты поставок негазпромовского газа. И строительство LNG-терминала раньше или позже станет одним из таких вариантов.
При сохранении же действующих подходов к формированию цены Украина может снизить закупку до 10 млрд. кубометров.
Российского президента пытались убедить: при цене импортного газа в 250 долл. власть сможет поднять тарифы, и тогда МВФ поддержит экономику Украины. А в этом случае наибольший для «Газпрома» украинский рынок сбыта газа (см. табл. 3) не только сохранится, в том числе и за «Газпромом», но и останется платежеспособным.
Пока «Газпром» выжимает остатки средств из Украины, Китай спокойно покупает не российский, а туркменский (!) газ. И будет покупать — ему это выгодно! В настоящее время Пекину туркменский газ (на границе) обходится в
300 долл., без особых расходов на доставку. С РФ им пока сложно договориться по цене. А дальше может оказаться и невозможно.
Одним словом, ходоки из Киева, по информации ZN.UA, выразили недоумение по поводу политики Миллера, теряющего крупнейший рынок «Газпрома».
Взглянем на карту: и Китаю, и Ирану как поставщик газа ближе Туркменистан, а не РФ. А если учесть, что Ашгабад намерен развивать добычу углеводородов в своей зоне шельфа Каспийского моря, и не отбрасывать мусульманские приоритеты названных выше стран, то России будет сложно договориться с энергонезависимыми восточными соседями, которых она всегда считала «младшими братьями, донашивающими пижаму за старшим».
Те времена прошли: Туркменистан уже знает цену своему газу, бартерные схемы не в моде, и не только в отношении РФ. Тем более что есть «газовая история» взаимоотношений Туркменистана и России. Именно Москва перехватила контракт с Киевом, пообещав еще в середине 2000-х выкупать весь туркменский газ, предназначенный для экспорта, — 25 и более миллиардов кубометров в год. Затем соблазнила киевских алчных госдеятелей схемой РУЭ. В итоге доторговалась с Ашхабадом до минимальных 10 млрд. кубометров. Хотя договориться — еще не значит купить. Тем более по взаимоприемлемой цене.
РФ все еще не хочет признаться, видимо, даже самой себе, что в общем-то потеряла ресурсы Туркменистана, даже не выпустив их через свой газотранспортный коридор не то что в страны — члены ЕС, но и в Украину.
И об этом разговор с В.Путиным и Г.Бердымухамедовым в Ашхабаде во время недавнего саммита глав государств СНГ продолжил В.Янукович. Речь шла как раз о возможности поставок туркменского газа в Украину и далее на Запад. По традиционной и проверенной схеме замещения объемов азиатского газа на территории РФ с последующей поставкой таких же объемов в Украину. На сегодняшний день без согласия «Газпрома» это невозможно. Кроме поставок по подконтрольному РФ газопроводу Средняя Азия—Центр (САЦ), ни в Украину, ни далее в западном направлении газ Туркменистана — «невыездной».
Казалось бы, эта тема с душком и вряд ли прокатит снова. Однако у РФ после введения в строй еще только первой очереди «Северного потока» уже минувшей зимой возникли проблемы с обеспечением поставок газа и на экспорт, и для собственных потребителей. С появлением «Южного потока» эти проблемы могут усугубиться. Вот поэтому вовсе не исключено, что в игру снова вступит «РосУкрЭнерго» (или ее модернизированный аналог). И тогда и прежде всего экспортеры газа будут в шоколаде, и украинская ГТС может быть больше загружена транзитным газом, чем сейчас, и европейцы не будут замерзать зимой, как это случается в последние годы.
Но принципиален вопрос: прошли ли те времена, когда на схеме РУЭ главы сопричастных государств просто зарабатывали? Если да, то стоило бы настаивать и на пересмотре договора «Нафтогаза» и «Газпрома» на поставку российского газа, а также на транзит. И юристам с адвокатами было бы чем заняться при таком варианте развития событий (см. ZN.UA №42—43 от 24 ноября 2012 года, Даниил Курдельчук, Александр Малиновский «Бери или плати»: брать или не брать?»).
Однако совершенно очевидно: если бы Путина Украина интересовала только как рынок сбыта российского газа, он однозначно отреагировал бы на комплексные предложения Киева, включая участие в модернизации ГТС. Ему ведь Фирташ наверняка предлагал и облгазы — ключ и возможность непосредственного влияния на любое предприятие в Украине. Только этот путь в орбиту РФ несколько длиннее. И поскольку Путину нужна вся Украина, а не только ее рынок сбыта газа, не стоит рассчитывать, что Россия добровольно ослабит аркан в виде контрактной цены газа, с помощью которого она втягивает Украину в Таможенный союз.
Украинской власти можно попробовать сохранить энергетическую и политическую независимость, прибегнув к кардинальным изменениям (читай — практическим реформам) всей структуры энерго-, теплоснабжения и, главное, к повышению эффективности потребления энергии. Это больно. Да еще с нашими чиновниками… Откуда же в таком случае вся эта орава «призванных упростить» нам быт будет кормиться?
Плюс диверсификация энергопоставок, увеличение добычи газа и нефти в Украине, реэкспорт, если это экономически оправданно. Власть должна четко понимать, какой кровью дается каждый альтернативный кубометр газа и киловатт электроэнергии. Но со всем этим в стране огромные проблемы…
Кроме того, как выразилась моя остроумная коллега, Янукович на вопрос: «Жизнь или кошелек?» отвечает: «Жизнь с кошельком!».
LNG — бывает без лжи?
По данным ZN.UA, на 26 ноября изначально планировалось подписание не двух, как сообщали все СМИ, а трех соглашений. Причем третье — с «Дойчебанком», пожалуй, самое важное на этом этапе, ибо частично отвечало на вопрос: «За какие деньги?». Но немцы отказались. То ли нюансы не успели согласовать, то ли риски оказались слишком высоки, то ли друзья Шредера попросили не торопиться…
Так или иначе, а в шоу Каськива они не участвовали. Об этом Каськиву и компании стало известно накануне подписания соглашений. Поэтому о кредитном соглашении с «Дойчебанком» публично никто не упомянул. Хотя министр Бойко все это уже знал. Впрочем, переговоры с «Дойчебанком» продолжаются…
К слову, строительство газопровода между LNG-терминалом и ГТС, соединительный стык на котором торжественно был сварен в телеприсутствии премьера, еще привлечет к себе внимание. Говорят, что якобы его заявленная смета в 1,2 млрд. грн. раза в три-четыре превышает разумные расходы на такой проект…
Затем вдруг оказалось, что и с испанцами (Gas Natural Fenosa), которые должны были, по идее, составить костяк будущего консорциума по созданию LNG-терминала в районе города Южный на черноморском побережье, не сложилось. А церемонию начала строительства уже неоднократно переносили. В зале — десятки теле- и фотокамер и еще несколько десятков журналистов из разных стран, включая испанский телеканал. Тут Бойко, наверное, порадовался: при провале Каськива он без труда заполучит терминал в свое министерство. И уже он будет определять, кого допускать к переговорам, а кого — нет. Не зря же в Минэнергоугольпроме еще до скандальной презентации начала строительства «каськивского» терминала стали готовить проект решения Кабмина о передаче проекта LNG-терминала под крыло Бойко. Вроде бы уже и место дислокации терминала выбрали другое (его предметно рассматривала компания Socoin, подготовившая основу для разработки ТЭО проекта). Правда, это скорее для отвода глаз. Основного претендента на терминал — Фирташа — больше устраивает Южный, потому что он рядом с Одесским припортовым…
Презентуя свой отчет о выборе места и технологии будущего LNG-терминала, Socoin искренне благодарила Минэнергоугольпром за совместную работу. Наверное, интуиция им подсказала, кто может оказаться по-донецки реальным заказчиком. Нюанс в том, что без такого «поводыря» подобные нацпроекты, увы, — слишком долгая песня.
…Если бы по уму, то когда стало понятно, что соглашения подписывать преждевременно и не с кем, вежливо бы извинились и разошлись. Правда, деньги за прямую трансляцию уже были заплачены. Но возмутили всех последствия подписания соглашения с испанцем, которое в общем-то не имеет прямой юридической силы. Это рамочное соглашение, за которым должны следовать коммерческие контракты.
Испанский соподписант соглашения — Джорди Сарда Бонвеи в разное время имел доверенности на представительство интересов различных испанских компаний в Украине. Каськив именно его «уговорил» подписать 26 ноября от имени испанской Gas Natural Fenosa соглашение.
Отвечая на вопрос, проверяли ли и как правомочность Джорди Бонвеи, подписавшего договор от имени испанской компании, В.Каськив сказал: «На момент подписания соглашения у нас не было никаких сомнений по поводу того, что этот человек представляет компанию».
Испанская компания публично «отреклась» от Джорди, и он срочно улетел в Испанию. Очевидно, выяснять свои полномочия. Впрочем, знакомые с ним люди говорят, что в Барселоне можно найти его компанию OPISERA. А в Киеве его офис официально работает около двух лет. Правда, без прибыли…
У нас другой вопрос: а зачем Каськиву посредник? Вон мы уже даже Бойко научили вышки у производителя покупать…
Конечно, с главой Госагентства по управлению нацпроектами В.Каськивым что-то надо решать. И уже создана правительственная комиссия с участием представителей Генпрокуратуры и СБУ для расследования этого инцидента. Ее составом, как стало известно ZN.UA, по поручению премьера Азарова занимался Анистратенко, правая рука премьера. Азаров «приказал разобраться и жестко наказать виновных».
Единственная компания, которая во всей этой истории сохраняет (по крайней мере, публично) спокойствие, — американская Excelerate Energy L.L.C, с которой подписали соглашение о поставке морской платформы для приема сжиженного газа на первом этапе.
А с чего ей волноваться или возмущаться? Соглашение, подписанное с нею, тоже рамочное. Но в данном случае, если украинская сторона не заплатит — никакой платформы не получит. И все дела. Жаль будет потраченного времени, командировочных и представительских расходов. И главное — упущенной прибыли. Но это возможные (а часто — стандартные) бизнес-риски. А без контракта и в суд не подать. Разве что лично на В.Каськива, которого к тому времени в проекте терминала может и не быть…
Быть ли LNG-терминалу в Украине? Один из авторов ZN.UA на этот счет сказал следующее: «Меня всегда интересовало, попы действительно верят в Иисуса или просто зарабатывают на этом деньги?». То есть власть действительно верит в строительство терминала как одного из способов достижения энергетической независимости или это просто повод для пиара? И если верит, то не следует допускать подобных скандалов и самой растаптывать то немногое в плане энергонезависимости, чего удается достичь невероятными усилиями.