— Что вы за человек? Я никак не могу вас раскусить…

— Зачем раскусывать? Не надо меня кусать…

Из классики советского кинематографа

Пролог

24 января народный депутат Украины Арсений Петрович Яценюк зарегистрировал в парламенте проект Закона № 9746 «О Национальном антикоррупционном бюро». Который, по-видимому, на взгляд самого рейтингового оппозиционера (после Юлии Тимошенко, конечно) должен был бы стать очередным вкладом в копилку будущей новой эры, которую он обещает стране на каждом митинге. 

Все бы ничего, если бы автор этой статьи случайно не вспомнила, что буквально два года назад, аккурат перед президентскими выборами, кандидат в президенты Яценюк уже выступал в качестве автора законопроекта с таким же многообещающим названием. Банальное любопытство заставило сравнить эти две законодательные новеллы. И, господа, я — прозрела. 

А потом обратилась к парламентскому архиву. И убедилась, насколько политически «последовательным» и идеологическим «цельным» оказался человек, претендующий на звание главной альтернативы действующей власти.  

Запаситесь терпением. Кино получилось многосерийным. 

Первая серия. От жесткого милитари к парламентской демократии

Год 2009-й. Арсений Яценюк — лидер политической партии «Фронт змін», как кандидат в президенты, стартует одним из первых. Рейтинг вооруженного до зубов и отправившегося на растянутый по всей стране билбордный фронт Арсения достиг своего пика летом, а потом медленно, но уверенно пошел на спад. В результате Яценюк повздорил со своими московскими политтехнологами, обрядившими его (как он говорил в узком кругу) в несвойственные одежды. Однако, подходя ближе к вышеобозначенной теме, отметим, что Арсений Петрович все-таки сохранил свое воинственное настроение до самого конца избирательной кампании. По меньшей мере, в отношении борьбы с коррупцией.

Итак, решив, по-видимому, окончательно и бесповоротно изменить страну, Яценюк готовит пакет антикоррупционных законов. Первый из них — «О Национальном антикоррупционном бюро (НАК)» регистрирует в парламенте 15 декабря. Если коротко, то идея Арсения Петровича на тот момент (когда он планировал стать президентом) заключалась в следующем: «Создать специальный орган по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти… Для обеспечения независимости антикоррупционного органа (цитирую пояснительную записку), а также эффективности его деятельности необходимо напрямую подчинить его президенту Украины, который является гарантом государственного суверенитета, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и руководителем в сфере национальной безопасности и обороны Украины, который может назначать и увольнять руководство военных формирований».

Дальше — жестче: «Единственно возможным способом подчинения антикоррупционного органа президенту Украины, — пишет кандидат в президенты, — является предоставление ему правового статуса военного формирования». Основным назначением НАК Яценюк называет «составление административных протоколов, осуществление оперативно-розыскной работы и досудебного следствия в отношении действий, связанных с коррупцией и должностными преступлениями». Речь идет о кадровом составе НАК в 1500 человек, 1 200 из которых — военнослужащие. «Создание НАК будет означать, — констатировал Арсений, — что политические силы, которые поддержали этот законопроект, настроены на борьбу с коррупцией и должностными преступлениями. В свою очередь те, кто не поддержит этот законопроект, — выступают носителями коррупции и не желают фактического внедрения в действие принципа равенства всех перед законом». (Сегодня, кстати, «объединяя» оппозицию, Яценюк исповедует такой же принцип: кто не с нами, тот с Банковой. Однако об этом — чуть позже). 

Исчерпывающе по поводу этой новеллы кандидата высказалось научно-экспертное управление ВР. Усом­нившись как в конституционности расширения полномочий президента подобным образом, так и в том, что подобный орган вряд ли может быть военным формированием, да еще и ведущим разведывательную деятельность. Более того, дотошные эксперты ВР отметили, что подобный документ, при всех благих намерениях его автора, может «способствовать усилению коррупции».

«Проектом не предусматриваются положения о специальной проверке претендентов на должность сотрудника НАК, — сказано в выводах экспертов. — Не отмечено требований относительно финансового контроля (подача деклараций о доходах и расходах, имуществе, обязательств финансового характера и др.). Текст законопроекта (ст. 14) не уточняет, из каких других источников, кроме средств из госбюджета Украины, будет осуществляться финансирование и материальное обес­печение деятельности Национального антикоррупционного комитета, что может привести к неправомерному привлечению физических лиц или юридических лиц разных форм собственности к финансированию указанного органа».

Юристы парламента, по-види­мому, настолько были поражены законотворческим изысканием Ар­сения Петро­вича, что решились на сенсационное признание: «На основе анализа положений законопроекта складывается впечатление, что в случае создания НАК соответствующие подразделения СБУ и МВД Украины, на которые дейст­вующим законодательством, кроме противодействия коррупции, возложена еще и обязанность бороться с организованной прес­туп­ностью, фактически прекратят свое существование». Комментарии излишни.

Год 2012-й. Яценюк в глубокой оппозиции. Скромный быт. Европейский вектор. Слова правды на январском ветру. И все то же непроходящее стремление победить коррупцию. Во первых строках поданного 24.01. в ВР законопроекта о НАК Яценюк (теперь уже готовящийся к парламентским выборам) пишет: «Для обеспечения независимости единого антикоррупционного органа и эффективности его деятельности необходимо непосредственно подчинить(внимание! — Авт.) такой орган Верховной Раде Украины, которая является коллегиальным органом государственной власти, полномочия которого реализуются совместной деятельностью народных депутатов Украины, которые представляют разные политические направления (взгляды), на заседаниях Верховной Рады Украины во время ее сессий». Кто не верит — читайте здесь.

Примечательно, что  когда в 2008 го­ду президент Ющенко внес в Раду законопроект о создании Националь­ной гвардии, напрямую подчиненной президенту, на тот момент спикер Яценюк спешно заявил в Брюс­селе, что «в Украине никогда не будет царя». Однако двумя годами ранее тот же Яценюк, работая первым замом главы секретариата президента, инициирует подписание Ющенко указа № 427 от 18.05.2007 г. о полномочиях и гарантиях осуществления постоянного контроля за деятельностью СБУ. Согласно которому пост уполномоченного президента Украины по вопросам контроля за деятельностью СБУ занимал… кто? Совершенно верно,  первый заместитель главы СП. Правда, внедриться в службу контрразведчик Яценюк так и не успел. Был переведен на другую работу — в МИД.

Так он все-таки за президентскую, парламентскую, парламентс­ко-президентскую форму Укра­инского госу­дарст­ва? Или за государство «под Яценюка»?

Вторая серия. Газовые контракты:  так пожизненное или декриминализация?

Осуждение Тимошенко. Больная тема. Нынешнее показательное братание «Фронту змін» и БЮТ, конечно, не может не радовать сторонников оппозиции. Но близкое знакомство с архивами радость несколько омрачает.

В 2009-м соискатель президентского звания Арсений Яценюк довольно категорично высказывается о газовом кризисе и заключенных премьером Тимошенко контрактах с Россией. «Газовый конт­ракт, подписанный НАК «Нафтогаз Украины» по директиве премьер-министра Юлии Тимошенко, ведет страну к банкротству, — заявил Яценюк в интервью газете «Аргу­менты и Факты» 23 июля 2009 года. — Это преступление, и виновные в нем должны быть наказаны. За годы независимости у нас в стране в сфере газа накопилось преступлений на многотомное дело. Отдель­ные тома этого дела должны быть посвящены и газовым посредникам. «Итера», ЕЭСУ, РУЭ, «Рес­публика», «Газпромсбыт». Все это долж­но быть расследовано». При­ве­денная цитата — отнюдь не единст­венное заявление политика на этот счет. И здесь его позиция ясна. С ней можно соглашаться или не соглашаться, но не заметить ее — нельзя.

Идем дальше. В том же 2009 году третьим законопроектом упомянутого нами антикоррупционного пакета кандидата в президенты Яценюка (кроме законопроектов о создании НАК и новом механизме декларирования доходов)стал проект закона №5494 от 28.12.2009 г. о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины. Пред­ложенные Яценюком изменения напрямую касались усиления ответственности за должностные преступления, совершенные высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства и органов местного самоуправления. Есть резон процитировать выдержки из заключения научно-экспертного управления ВР, отправившего этот документ на доработку: «Проектом предлагается внести в 16 статей УК (в частности к ст. 191, 209, 209-1, 210, 211, 255, 256, 257, 364 (злоупотребление властью или служебным положением. — Авт.), 365 (превышение власти или служебных полномочий. — Авт.), 366, 367, 368, 368-1, 369 и 375) изменения и дополнения, которыми существенно увеличивается размер санкций в виде лишения свободы. В семи случаях (изменения к статьям 191, 209, 255, 257,364, 368, 375) проектом предлагается внедрить санкции, которые предусматривают наказание в виде пожизненного лишения свободы». Яценюк — Нострадамус?

Год 2011-й. Власть называет газовые контракты кабальными, их заключение — преступлением. Тимошенко арестована. Ей предъявлены обвинения по ст. 364—365 УК. 13 октября суд приговаривает экс-премьера к семи годам лишения свободы. СБУ расследует 10 (!) дел, связанных с деятельностью ЕЭСУ. И вроде бы все правильно? С точки зрения Яценюка образца 2009 года. Но, по-видимому, и на этот раз подул сильный ветер перемен. И Арсений Петрович уже на баррикадах защищает Тимо­шенко от избирательного правосудия. Но даже если это его сегодняшнее мнение (он, несомненно, имеет на него право), все равно остаются открытыми вопросы: считает ли Яценюк по-прежнему, что контракты — кабальные, преступление — должно быть наказано, а дела по ЕЭСУ — должны расследоваться?

Ответ можно поискать в следующем законотворческом изыскании Арсения Петровича (№9165 от 16.09.2011 г). Проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно внедрения европейских стандартов в уголовной юстиции) гласит: «Следует отметить, что в боль­шинст­ве стран англо-саксонской (Великобритания, США) и континентальной (Италия, Германия, Франция) систем права не предусмотрено отдельного состава прес­туп­ления «Превышение власти или служебных полномочий». При этом, состав преступления «Пре­вышение власти или служебных полномочий»,  предусмотренный действующей редакцией статьи 365 КК, в основных своих определениях и понятиях повторяет положение статьи 98 Уголовного кодекса Украинской ССР 1927 года, а также статьи 166 Уголовного кодекса Укра­инской ССР 1960 года. Такая практика является пережитком советского репрессивного правоприменительного механизма». Интересно, пережитком чего Яценюк назвал бы свое «пожизненное» в случае успеха его закона в 2009-м году?

Шестого октября он заявил журналистам, что «если блокирование поможет изменить 365 статью, то да, я готов блокировать трибуну Верховной Рады». Отважно.

Третья серия. Выборы — по закону. Закон — по обстоятельствам

И совсем уж свежая история с принятием закона о выборах народных депутатов№4061-VI, поддержанным оппозиционными партиями 17 ноября. Со смешанной избирательной системой. Закрытыми списками. Проходным барьером в пять процентов. И якобы идеальными условиями для победы оппозиции.

Однако программные документы «Фронту змін» говорят об открытых списках на уровне парламента, закреп­ляя такой подход как европейский вектор. Перед выборами в местные советы в 2010 году Яценюк также лично регистрирует в ВР закон с закреплением и на местном уровне пропорциональной избирательной системы с открытыми списками. Да, набейте в Google «Яценюк — открытые списки» и вам снова станет вполне очевидна позиция этого политика. «Возвра­щение к мажоритарной системе — это не один, не два, а три шага назад, — заявил спикер Арсений Яценюк агентству УНИАН еще в 2008 году. — Нужно идти путем создания настоящих партий, которых до сих пор нет в государстве. Мы должны откровенно говорить, что, кроме КПСС, так ничего и нет, а уже и КПСС нет. Общество должно сформировать партии, построенные на идеологии, а не на харизме лидеров».

 «Это — победа оппозиции, — заявляет политик в ноябре 2011-го. — Были четко сформулированы требования оппозиции, и нам удалось добиться выполнения этих требований. По этому закону власть лишена возможности фальсификаций и оппозиция выигрывает парламентские выборы 2012 года. Таким образом, мы показали, что оппозиция может побеждать и заставлять власть с нами считаться». 

В те дни Яценюк неутомимо находил все новые и новые аргументы, поясняющие свою и БЮТ «сокрушительную победу над Банко­вой». На письмо же Юлии Тимо­шенко о том, что голосование ее блока за закон о выборах народных депутатов — ошибка, Яценюк скромно промолчал. Впрочем, никак не отреагировал и на предложение Тимошенко формировать единый партийный и мажоритарный списки оппозиции из самых авторитетных политиков и представителей общественности. И взялся по-своему активно «объединять» оппозицию. Подходы Арсения Петровича традиционны: «Кто не с нами, тот с Банковой… Единый кандидат от оппозиции — только от ФЗиБЮТ».

Накануне президентских выборов Яценюк достаточно категорично высказывался в адрес своих сегодняшних партнеров, пытавшихся слепить ПРиБЮТ, изменить Конституцию и всенародные выборы президента. Однако, окрестив союз двух крупнейших партий однополым браком, Яценюк вряд ли предполагал, что и сам всего через пару лет — накануне парламентских — окажется в схожей ситуации.

 Яценюк уходит от ответа о пагубности квотного принципа распределения округов между наиболее рейтинговыми партиями. В его арсенале исключительно декларативные лозунги, пламенные призывы и, как мы выяснили, мало чем подкрепленные обещания. Все уже в принципе разделено, всем своим уже обещаны места. Демократ Яценюк уже договорился до того, что, мол, партия власти хочет внести изменения в идеальный закон о выборах и понизить проходной барьер, чтобы… «рассорить оппозицию».

Интересно, Ассамблея ПАСЕ, заявившая о возможных санкциях против Украины в случае невыполнения ее рекомендаций (в том числе и о необходимости снижения проходного избирательного барьера), тоже хочет рассорить украинскую оппозицию? Как и Венецианская комиссия, даже не предупрежденная оппози­цией о решении голосовать за стратегически выгодный для власти закон со смешанной системой?

Я боюсь даже предполагать, какая метаморфоза может произойти во взглядах Арсения Петровича, выполни Янукович еще одну рекомендацию ПАСЕ и… освободи Тимошенко.

Четвертая серия. Дьявол в деталях

Понятно, почему Арсений Пет­рович публично отрицает существование каких бы то ни было современных идеологий. Его позиция — отсутствие позиции.

Выступая против рынка земли по формуле власти, он 2.03 2011 года не голосует за закон Яворивского № 9014 о продлении моратория на продажу земли. Как не голосует за него и в декабре 2011-го. Однако 15 октября в Днепропетровске на встрече с избирателями перед камерами требует продления моратория. И обещает «завтра же лично подать соответствующий закон».

Почему в 2008-м Яценюк, будучи спикером, находится в зале и, с трибуны изобличая «сговор ПР и БЮТ, решивших законами о ТСК, переподчинении СБУ и Кабмине» ограничить полномочия Ющенко», не принимает участия ни в одном из голосований?

Почему тогда же игнорирует все постановления по Грузии, боясь четких формулировок в отношении того, кто к кому применил агрессию — Россия к Грузии или наоборот? Яценюк ни за, ни против. Просто не голосует. Арсений Петрович поддерживает лишь постановление фракции игнорировать, которое было бы уже перебором. В то время как его коллеги четко выражают свою позицию по каждому из 12 вынесенных в зал постановлений.

Почему в январе того же 2008-го спикер Яценюк без санкции ВР подписывает известное «письмо трех» о присоединении к ПДЧ и дальнейшем вступлении в НАТО, а уже в апреле вносит законопроект о всенародном референдуме по НАТО? Стремясь поднять наполовину упавший рейтинг или по каким-тодругим стратегическим соображениям?

Почему на протяжении работы ВР действующего созыва, ратуя за внедрение системы «Рада» для «повышения дисциплины, посещаемости и ответственности народного депутата», Яценюк сам системно нарушает дисциплину и пытается уйти от ответственности?

Пятая серия. Занимательная математика

Народный депутат Арсений Яце­нюк три раза вносил в парламент законопроект о системе «Рада». Подоб­ная настойчивость депутата в ситуации, когда от взмахов Чечетова под куполом постоянный сквозняк, а Ахметов свободно оперирует своей карточкой, находясь за 800 км от столицы, может вызывать уважение. Однако же, не будем забывать, что мы с вами изучаем архив ВР.

Сначала я зацепилась за материалы все того же 2009-го. Выборы. Стало просто интересно, насколько использовал парламентскую трибуну кандидат в президенты Яценюк. Изучаю графу голосований. Отсутствует, отсутствует, отсутствует… Заглянула в данные электронной системы регистрации. Так вот: из 114 заседаний ВР в 2009-м году, лидер ФЗ присутствовал только на пяти (!).

Любопытна и общая статистика посещаемости депутатов за пять лет работы. Арсений Петрович и здесь фаворит. Получается, что 52% рабочего времени его просто не было в парламенте. А зарплата — в кармане (33 тысячи ежемесячно, из которых 17 тысяч идет на депутатскую деятельность).

Может все дело в несовершенстве электронной системы регистрации? Проверила. Когда Яценюк отсутствует, то он и не голосует. Так, в том же 2009-м ВР рассмотрела 902 законопроекта и постановления. Однако с учетом повторного рассмотрения документов, преодоления вето и пр. депутатам пришлось нажать на кнопку более 2,5 тыс. раз. Так вот, Яценюк за целый год (!) 68 раз нажал — «за», ни одного раза «против», 70 раз — не голосовал, при остальных 2 400 нажатиях — отсутствовал. При этом интересно, что из 23 трех дней 2009-го, когда были зафиксированы голосования карточки Яценюка, электронная система регистрации депутата подтверждает только два дня его присутствия. Получается карточку передавал? А систему «Рада» продвигает в качестве аутотренинга?

За этот созыв Арсений Петрович голосовал против всего 20 раз. Притом активизировался только в 2011 году, в то время как этот качественный показатель позиции его коллег — Кири­ленко, Тарасюка, Гриценко и др. на порядок выше. На протяжении всех лет. Яценюк же в основном не голосует, хоть и находится в зале, по сути, уклоняясь от своих прямых депутатских обязанностей

Может быть он в это время активно пишет законы? Проверила. 149 законопроектов и постановлений ВР было подготовлено членом парламентского комитета по здравоохранению Яценюком за 2007—12 гг. Из них по здравоохранению — ни одного. При­нято: законов — 1, постановлений — 27. «Зато какой закон принят, — сейчас встрепенутся в штабе ФЗ. — Шеф отменил тендерную палату в 2008-м». Отдавая должное редкой принципиальности Арсения Петровича, все-таки процитирую слова Ивана Кириленко. «Действия парламента соответствуют высказыванию все гениальное — просто, — заявил Кириленко корреспонденту агентства ЛІГАБізнесІнформ. — Чрезвычайно сложный закон был сформулирован всего несколькими строчками. Проект закона подготовили два лица. Подготовил Арсений Петрович Яценюк и Юлия Владими­ровна Тимошенко. Все это происходило в кабинете спикера в моем присутст­вии».

Подготовили два человека, а подписал — Яценюк. Вряд ли кто-то забыл всю пикантность ситуации, в которой оказалась премьер, окружение которой и составляло тендерную мафию. Не доверять словам Кириленко нет оснований — ФЗ и БЮТ сегодня политические партнеры.

…Что касается качества остальных законопроектов Яценюка, то некоторые из них мы уже обсудили. Больше изучать-то особо и нечего. С помпой презентованный «Уряд змін» закрыт. Выбор сделан. Основные мессиджи качественной альтернативы от оппозиции — «победить на выборах и посадить Януковича» — обозначены.

Пока на фронте без перемен.