Каждый день приносит новые подтверждения закрытости власти. Например, сегодня на заседании Кабинета министров госохрана вдруг решила не допускать журналистов к членам правительства. Мол, лицезреть само заседание можно, а вот общаться с министрами – ни-ни. Журналисты, которые освещают заседания правительства не первый год, не могли припомнить случая, когда их изолировали от членов Кабмина. Пресс-секретарь премьера Виталий Лукьяненко попытался разрядить обстановку. Мол, общение с министрами будет доступно для журналистов в другое время. А сейчас – не время и не место для этого.
Журналисты восприняли «отмазку» в штыки: для них это чуть ли не единственная возможность получить «живой» комментарий от министра или заместителя. Или лично задать неудобный вопрос (в данном конкретном случае – о кортеже премьера), который обязательно «отфильтрует» пресс-служба, если идти официальным, «письменным» путем. Таким образом, Кабмин становится чуть ли не закрытой масонской ложей.
Неделю назад пал последний оплот открытости власти – парламент. После акций «афганцев» и «чернобыльцев» по периметру здания выстроили огромный металлический забор. Зато спикер Владимир Литвин сделал вид, что знать не знает, слыхом не слыхивает, откуда взялся этот забор. Смех, да и только.
А недавно от оскандалившегося кортежа открестился и премьер-министр Николай Азаров. Журналисты зафиксировали, как охрана Азарова разбивала боковые зеркала у машин, которые не успевают съехать с дороги во время движения кортежа. Пресс-служба премьера, от которой потребовали объяснений, была лаконична: «секьюрити» главы правительства не имеют никакого отношения к инциденту. Абсурдность данного ответа очевидна: в нашей стране право на подобный кортеж имеют лишь три высших чиновника страны – Президент, премьер и спикер. Или, может, Азаров решил подставить Януковича или Литвина?
Объяснить такую закрытость власти можно только одним: ей либо нечего сказать, либо есть что скрывать. Так обычно и поступают лидеры тех государств, которые принято называть тоталитарными. И принятый закон «О доступе к публичной информации», которым наши чиновники, как флагом, размахивают перед европейскими наблюдателями, здесь не поможет. Тем более, как свидетельствует социологический опрос, Кабинет министров не выполняет многие требования этого закона.
Если так пойдет и дальше, то скоро в госбюджете начнут выделять деньги под постройку специальных бункеров. Там будут проходить заседания Кабмина, Верховной Рады и обсуждаться животрепещущие вопросы государственной политики. И никто посмеет помешать государственным мужам в их напряженной работе: даже самым ушлым журналистам проникнуть в такой бункер будет проблематично. Думаете, до этого не дойдет? Так раньше никто даже и не мог себе представить, что президент страны, живущей на подачки МВФ, будет летать на работу и с работы на дорогом вертолете…