Потенциальное начало пенсионной реформы означает старт с опозданием на год программы «шоковой терапии» от Януковича. Конечно, одна реформа не может пока рассматриваться как шок. Ее и так постарались «подмарафетить», дабы облегчить и закамуфлировать некоторые наиболее одиозные моменты. Будут ли приняты в ближайшее время Трудовой и Жилищный кодексы – все еще загадка. МВФ на них не настаивает, зато впереди маячат выборы, в преддверии которых излишне раздражать население не стоит.
Протестов.нет
Украина – нация конформистов. Обнародованы данные нескольких проведенных этой весной социологических исследований, согласно которым украинцы терпеливы, настроены на выживание, материальный комфорт и не особенно хотят отстаивать свои права, если не припечет. Так, исследование «Украинский характер»* изучало реакцию респондентов на гипотетическое нарушение их прав. Несмотря на то, что половина населения - 51,2% - за последний год сталкивалась с каким-либо нарушением своих прав, только 30,2% из этого числа пытались отстаивать свои права во всех или большинстве случаев. А 23,2% глотали обиды молча.
Тот же опрос предложил выбрать, как действовать в случае, если какой-то человек вовремя не вернул долг, либо работодатель задержал выплату зарплаты, пособия. Что же мы видим? Лишь 34,8% намерены в этой ситуации «требовать» выплатить задолженность. 33,3% будут «просить» выплатить долг. Чувствуете разницу? А 25,2% просто будут ждать – может быть им что-то и вернут. Видимо все-таки при ответах на эти вопросы респонденты больше думали о зависимости от своих работодателей, нежели о персональном долге одного человека другому. Свои частные проблемы мы решать умеем. А вот тягаться с государством или частным владельцем – никак.
Имеются и данные иного опроса**, проведенного Центром Разумкова. Согласно ему, целых 22,8% населения готовы терпеть материальные трудности ради сохранения «порядка», 53,9% готовы выйти на уличные протесты в случае значительного ухудшения условий жизни. При этом на радикальные действия пойдет не так уж много желающих: в санкционированных митингах и демонстрациях - всего 19,5% (и еще 29,6% скорее всего примут в них участие), в несанкционированных митингах и демонстрациях - 8,5% (и 17,4% скорее всего примет участие), в забастовках - 8,9% (плюс 18,5% возможных участников). Причем сам протест является возможным лишь в случаях, аналогичных ранним 1990-м: при значительном повышении цен на самое необходимое (42,5%), в случае невыплаты зарплат - 34,2%, либо из-за низкого уровня заработной платы - 29,2%. С протестом против массового сокращения рабочих мест готовы бороться 26,9%. Протестовать против произвола местных властей готовы 21,6% опрошенных.
В этом опросе участники могли назвать несколько причин для своих протестов. Ядро «революционно» настроенных жителей Украины – т.е. тех, кто готов участвовать во всех видах демонстраций, забастовок и митингов, колеблется в районе 25%, с учетом тех, кто вышел бы на акции протеста «скорее всего» (если не страшно, не уволят, домашние не отговорят и картошка на участке не поспела).
Основные катализаторы протестов – повышение цен, невыплата зарплаты и массовые увольнения. Так уже было в 1990-х. Но и тогда, за исключением последних перестроечных лет, население как раз училось выживать и торговать, а не митинговать. В нынешних, посткризисных условиях, характеризуемых стагнацией и максимально высоким уровнем недоверия к власти, наш гражданин опять учится выживать сам.
Неофициальные доходы, желание действовать максимально автономно от государства, эмиграционные настроения и общая социальная апатия, замешанные на теории и практике индивидуального выживания - все эти факторы не способствуют консолидации общества. Следовательно, и крупные протестные акции в связи с началом «шоковой терапии» от Януковича почти невероятны.
Иное дело, что в предвыборный сезон на урезании социальных прав начнется резонная спекуляция различных политсил. Мало того – многочисленные проплаченные акции точно будут, и даже в столице. Возможны и акции на местах, связанные с активностью тамошних политиков, особенно исповедующих эпатаж и радикализм. Однако и эти формы протеста могут быть нивелированы, если власть предпримет несколько несложных шагов по манипуляции общественным сознанием.
Правки после транша
Одна из таких манипуляций уже реализуется. Она заключается в том, чтобы максимально растянуть во времени стартовавшие вроде бы реформы. С пенсионной реформой так и поступили. Ведь в свое время Налоговый майдан был вызван интенсивностью наступления на права предпринимателей и конкретными сроками вступления кодекса в силу - 1 января 2011 года. Пенсионная реформа будет «подкрадываться незаметно», и конформизм наших граждан ее вполне способен «переварить».
В промежутке между первым и вторым чтениями могут быть откорректированы некоторые положения реформы, в частности, относящие к урезанию льгот и повышения стажа силовикам. Но на иные уступки власть вряд ли пойдет. В случае и без того максимально затянутой реформой, без которой невозможно положить в карман очередной кредит МВФ, нужно либо идти на рейтинговые потери, либо действовать более хитрым способом, подправляя реформу «задним числом».
Возьмем, к примеру, пресловутое ограничение пенсий высшим чиновникам. Формально эту норму менять не будут, но фактическая выплата пенсий в каждом конкретном случае будет регулироваться подзаконными актами, которых, по подсчетам некоторых экспертов, в стране имеется аж 29. То есть, если не 40 тысяч гривень, то свыше 10 тысяч вип-пенсионеры скорее всего получать будут.
Не стоит теперь ждать и уравнивания бюджетников в правах с госслужащими. Это положение из президентской программы точно не осуществится при нынешней власти.
Ограничение льгот чернобыльцам, детям войны и ветеранам выглядит в этой реформе как почти полный демонтаж все еще советской системы социальных гарантий. Пред выборами это чревато. Потому не исключено, что уже после принятия реформы во втором чтении и получения вожделенного транша (а то и двух стразу) от МВФ – некоторые льготы вернут. Но это могут сделать только после тотально проверки пострадавших граждан, среди которых много липовых льготников. Что только увеличит стоимость документов, необходимых для оформления таких «лип».
Особо недовольства со стороны пенсионеров власти не стоит ждать и потому, что нынешние получатели пенсий вряд ли ощутят на себе последствия начавшейся реформы. Разве что их заденет отмена некоторых льгот. Реформа эта актуальна для «без пяти минут» пенсионеров, заставляя их работать дольше и обрезая все лазейки в виде совмещения работы и пенсии. Всем же прочим гражданам следует понять: теперешние пенсионные новшества обеспечат им лишь прожиточный минимум. Надежд на государство больше быть не может.
Откорректировав пенсионную реформу, власть может отложить иные спорные реформы – трудовую и жилищную – до послевыборного периода. Законы эти могут даже принять в первом чтении - к примеру, будущей осенью или весной 2012 года, но затем отложены до «лучших времен».
Государство против общества: схватка начинается
Государство все больше устраняется от общества, а общество формирует свою парадигму выживания, надеясь на державу совсем уже в крайних случаях. Патернализм и социальное иждивенчество «выбивает» из нас само государство, считая, что ему выгодно избавление от пут социальных гарантий. На самом деле, оно выгодно обществу, которое учится жить вне государственных структур. Для существования Украины как государства такая тенденция очень опасна, но из нее же может вырасти новое понимание обществом своих взаимоотношений с государством. Нынешнее поколение молодых украинцев растет уже в совершенно иных условиях, и оттого именно им – тем, кто не уедет из страны - предстоит устраивать будущие «майданы».
Пока что власть рискует уронить свой рейтинг до уровня электорального ядра, дабы затем попытаться приподнять его «кнутом и пряником»: путем нагнетания патриотизма вокруг чемпионата по футболу, показательных отставок чиновников, смягчения положений пенсионной реформы, а заодно – показательного осуждения Луценко с Тимошенко. Такими методами, дополненными сугубо политтехнологическими «примочками» и применением админресурса ПР планирует выиграть парламентские выборы. Ближе к выборам, в любом случае, нужно ждать искусственной активизации общественной жизни. Но пенсионного майдана, по образцу налогового, ждать не стоит. Запас конформизма и терпения, тем более у старшего поколения, чрезвычайно высок.
* Опрос населения проводился ЦСИ «София» 22-30 марта 2011 г. во всех регионах Украины. Всего было опрошено 2022 респондента от 18 лет. Статистическая погрешность не превышает 2,2%.
** Исследование проведено социологической службой Центра Разумкова с 1 по 5 апреля 2011. Было опрошено 2009 респондента старше 18 лет во всех регионах Украины. Опрос осуществлялся в 132 населенных пунктах (из них 79 городских и 53 сельских). Теоретическая погрешность выборки (без учета дизайн-эффекта) не превышает 2,3% с вероятностью 0,95.