Будет ли доказана вина экс-премьера Юлии Тимошенко в нецелевом использовании «зеленых инвестиций» — неизвестно. Но имиджу Украины в очередной раз нанесен значительный ущерб. Именно поэтому правительству Януковича—Азарова напоминаем, что цена этого вопроса — минимум полмиллиарда евро, а еще потеря Украиной статуса обязательного партнера, а также доверия потенциальных кредиторов промышленности Украины, и в итоге — утраты возможности реализовывать в дальнейшем излишки своей квоты на выбросы СО2. Такие последствия ожидают Украину в случае дальнейшего муссирования (и вовсе не средствами массовой информации) темы нецелевого использования средств, полученных Украиной по контрактам, заключенным в рамках ст. 17 Киотского протокола.
Бесперспективно задаваться вопросом, когда же в Украине будут выбирать все самое лучшее для обеспечения своих интересов, а не просто меньшее из зол. Как подробно описано в статье «Как нечистая сила на ведьм охотилась» («ЗН» №47 от 18 декабря 2010 года), новая власть, стремясь «наказать» предыдущую (т.е. свалить на нее и все свои неудачи в 2010-м), очевидно, переусердствовала. Только, наверное, не сразу это поняла. Точнее — не задумывалась о последствиях. Так, в случае с подозрением экс-премьера Юлии Тимошенко в нецелевом использовании «экологических денег» — а 20 декабря 2010 года ей предъявили обвинение по ч. 3 ст. 365 УК Украины — на поверку оказалось, что обвиняют ее вовсе не в нецелевом использовании «зеленых инвестиций». А в том, что… Нацбанк заработал более 960 тыс. грн.
комиссионных на
конвертации 180 млн. евро,
находившихся на спецсчете Госказначейства. Впрочем, это еще не доказано. Чем закончится обвинение Ю.Тимошенко, неизвестно. Хотя многие юристы говорят, что «не видят в этом деле судебной перспективы».
Специальная оговорка о конфиденциальности и причинно-следственная связь
Оговорка — не потому что мы неправильно выражаем смысл этого принципа, а потому что он оговорен (прописан) в договорах продажи единиц (частей) установленного количества, заключенных между Нацагентством экоинвестиций и японскими компаниями, в частности с Организацией по разработке новых энергетических и промышленных технологий (NEDO), а также с частными энергокомпаниями, напрмер, с Tohoku Electriс Power Company.
Не «Зеркало недели» и другие СМИ, образно говоря, нарушили права субъектов хозяйствования нескольких стран на конфиденциальность их контрактов с Украиной. Тем более что журналисты не составляли, не оговаривали и не подписывали эти контракты. И даже не присутствовали при этом. Но закон Украины и профессиональный долг просто обязывают нас информировать общество о социально и национально значимых договорах и даже об их возможных последствиях.
Справедливости ради отмечу, что стороны, связанные обязательствами соблюдать конфиденциальность, ее не нарушали. Так что статьи на эту тему и даже публикации копий документов в интернет-изданиях не могут служить дополнительным поводом для расторжения контрактов или иных превентивных мер со стороны инвесторов. А то, что журналисты «отрыли» некоторые документы, — так это наша работа, уж не взыщите. Иначе никто бы так и не узнал, что есть «киотские контракты», обязательства Украины и строго оговоренная ответственность сторон.
Итак, сначала новой властью был найден повод: «нецелевое» использование средств спецсчета Госказначейства премьером Юлией Тимошенко (в основном, для выплаты пенсий).
Причина — стремление новой власти дискредитировать экс-премьера Ю.Тимошенко. 21 декабря под вечер Кабинет министров Януковича—Азарова заявил (на сайте КМУ), что «сделал все возможное для восстановления на счетах правительства средств, полученных от продажи квот на выбросы парниковых газов». И что «благодаря принятым мерам по состоянию на 20 мая 2010 года эквивалент средств в Госказначействе Украины составил 5,2 млрд. грн., что подтверждено выводами авторитетной аудиторской компании ВDО». (О выводах аудиторской компании ВDО — ниже.)
По большому счету, правительство не должно было делать заявления с точным (хотя и избирательным) указанием дат и сумм использования «экологических денег» спецсчета Госказначейства. Это к вопросу о конфиденциальности. А тут еще 24 декабря Генпрокурор Пшонка заявил, что Ю.Тимошенко обвиняют в нецелевом использовании 180 и
200 млн. евро, явно путая цифры: на момент премьерства Ю.Тимошенко в Украину поступил первый платеж от японских компаний на 290 млн. евро, и 30 млн. евро – от продажи квот Испании. Второй транш от японских компаний в 150 млн. евро поучило уже новое правительство…
Почему-то правительство Януковича—Азарова не учитывает, что повод («нецелевое использование «экологических денег») может быстро превратиться в причину — но уже другой, еще более неприятной истории для Украины и ее нынешней власти.
Прецедент уже создан. Кроме того, утверждают эксперты, в условиях кризиса все страны столкнулись с проблемой использования «зеленых инвестиций» как оборотной кассовой наличности для госбюджета. В прямой форме это имело место в Венгрии и частично в Украине, в непрямой (через банковское финансирование кассовых разрывов бюджета под неявный залог указанных средств) — возможно, в Чехии.
Венгрия продала часть единиц установленного количества (ЕУК) выбросов и получила за них «экологические деньги» как раз в период серьезного кризиса 2008—2009 годов. Правительство Венгрии, не имея и не найдя другой возможности хоть как-то поддержать бюджет, было вынуждено использовать для этого «экологические деньги». В итоге правительство Венгрии взяло на себя обязательство не только вернуть «экологические деньги», которыми оно воспользовалось, но и реализовать проекты, направленные на сокращение выбросов СО2, — под гарантии правительства. Не получив при возврате средств проданной квоты на ЕУК.
Справка «ЗН»
Так называемая торговля выбросами согласно ст. 17 Киотского протокола предполагает передачу единиц установленного количества между странами (приложение «В» протокола, в которое включена и Украина). По своей сути передача ЕУК является передачей прав на выбросы парниковых газов от одной страны к другой. Киотский протокол и решения Совещания сторон Киотского протокола не обуславливают целевое использование средств передающей стороной.
Целевое использование указанных средств, согласно сложившейся международной практике, регламентируется двусторонними межгосударственными рамочными соглашениями, или договорами купли-продажи квот. Известные договоренности о купле-продаже квот (Украина—Япония, Чехия—Япония, Украина—Испания, Польша—Испания и др.) регламентируют использование выручки от продажи квот для финансирования целевых экологических инвестиций (ЦЭИ) в рамках оговоренных сторонами схем зеленых инвестиций (СЗИ).
Схемы зеленых инвестиций — это согласованные с покупателем и утвержденные странами-продавцами механизмы финансирования экологических проектов ЦЭИ, направленных прежде всего на дальнейшее сокращение выбросов парниковых газов. Правовые рамки СЗИ устанавливаются либо законом (Польша), либо нормативными актами правительств (Украина, Чехия, Венгрия, Латвия).
Теперь вернемся к аудиторскому отчету BDO. Эта компания входит в шестерку признанных в мире компетентных аудиторов. Разве что стоимость ее услуг несколько ниже, нежели у первой пятерки.
Аудиторы в своем отчете отмечали, что они всего лишь проверили правильность оформления и учета предоставленных документов по «киотским» контрактам между Украиной (уполномоченная сторона — Нацагентство экологических инвестиций, НАЭИ) и японскими инвесторами экологических проектов.
Причем аудиторская проверка была проведена накануне перечисления Украине второго транша в сумме 150 млн. евро. Японская сторона хотела убедиться, что перечисленные ее корпорациями средства (то есть первая трансакция в объеме 290 млн. евро) если пока и не используются в схеме реализации «зеленых инвестиций», то находятся на оговоренном в контрактах валютном спецсчете Госказначейства.
Именно тогда появилась явная угроза расторжения контрактов японскими энергокорпорациями. И если бы это произошло (а это называется объявлением дефолта), то кроме того, что Украине пришлось бы сразу же вернуть 150 млн. евро, также нужно было бы компенсировать японской стороне разницу при обмене иен на евро (валютой платежа является евро.) Это был бы прямой ущерб для Украины, не считая более серьезных последствий.
Так что неудивительно, что украинская сторона обратилась к аудиторам BDO, дабы развеять сомнения японских инвесторов. Тем более что на то время в Украине еще не приступили к реализации экологически эффективных проектов.
И только… в 2010 году НАЭИ на своем сайте разместило информацию, предназначенную в основном для претендентов на осуществление так называемых малых (краткосрочных) проектов по энергосбережению.
Нацэкоинвестагентство: Япония не намерена забирать «экологические деньги»
Заявление правительства Украины было обнародовано 21 декабря 2010 года, уже после переговоров НАЭИ с японскими экоинвесторами, о чем «ЗН» сообщило на своем сайте. К сожалению, Нацэкоинвестагенство, очевидно, стало заложником ситуации. Тем более что сейчас его снова переподчиняют Минэкоприроды.
«ЗН» обратилось в НАЭИ с просьбой дать развернутое объяснение. Исполняющий обязанности главы Нацэкоинвестагентства Иван Варга ответил: «Действительно, как писало «Зеркало недели», еще весной японская сторона предъявила претензии относительно невыполнения украинской стороной некоторых условий соглашения с НАЭИ, в частности, по поводу отчета о выполнении соглашения за 2009 год. С целью устранения предъявленных претензий по согласованию с японской стороной и правительством Украины компанией BDO был проведен аудит, подготовлен отчет, согласованы и подписаны дополнения к действующему контракту. А также продолжена работа над разработкой нормативных документов о порядке отбора проектов и использовании средств на их финансирование.
Только за последние несколько месяцев были рассмотрены и утверждены проекты с коротким сроком реализации, которые внедряются в социальной сфере, — тепловая санация бюджетных учреждений. Таких как детские дома, школы, больницы, детсады и интернаты, а также проект по очистке шахтной воды до уровня питьевой на шахте им. Войкова на Луганщине. После всех предусмотренных законодательством процедур, в частности, проведения открытых тендерных торгов, начато финансирование проектов по тепловой санации для АР Крым и Сумщины. Всего Межведомственной рабочей группой одобрено 504 проекта. По 108 проектам тендер состоялся. По остальным ждем утверждения Кабмином и открываем тендер.
Что касается встречи с представителями японских компаний, принимающих участие в проектах, сотрудниками японского посольства и сторон заключенных контрактов, то они носят сугубо рабочий характер. Ни на одной из них вопрос о возможности расторжения контрактов не поднимался.
Считаю, что сегодня мы вышли на нормальные партнерские отношения с японской стороной, что дает основания утверждать об обнадеживающих перспективах на будущее как в рамках действующих контрактов, так и по заключению будущих соглашений».
«Правительство Японии внимательно наблюдает за развитием событий»
22 декабря «ЗН» обратилось за комментариями в посольство Японии в Украине. На наши вопросы ответил первый секретарь, руководитель экономического отдела посольства Японии в Украине г-н Сато.
— Как вы можете прокомментировать ситуацию, сложившуюся в связи с обвинением Юлии Тимошенко в нецелевом использовании средств, полученных по условиям ст. 17 Киотского протокола?
— Нам известно, что против бывшего премьера Украины возбуждено уголовное дело, и правительство Японии будет внимательно следить за развитием событий. Мы также уверены, что сотрудничество в этой сфере (реализации проектов «зеленых инвестиций») чрезвычайно важно для обеих стран. Японская сторона получила от НАЭИ Украины подтверждение того, что эти средства защищены от нецелевого использования. Правительство Японии надеется, что отношения между нашими странами будут углубляться.
— Если обвинения в нецелевом использовании найдут подтверждение, будет ли японская сторона требовать возвращения средств?
— К сожалению, я не могу ответить на ваш вопрос, поскольку он тесно связан с условиями контракта, которые я не имею права разглашать.
— Насколько нам известно, был проведен аудит расходования целевых «зеленых инвестиций» правительством Тимошенко. Получила ли японская сторона результаты аудита и удовлетворена ли она ими?
— К сожалению, и этот вопрос слишком тесно связан с условиями контракта, и я не могу на него ответить.
— Были ли какие-либо контакты между украинскими и японскими правительственными структурами по поводу ситуации, сложившейся со средствами, полученными по условиям Киотского протокола?
— Да, безусловно, после последних сообщений СМИ мы общались с украинскими правительственными структурами, в частности с Нацагенством экологических инвестиций, и получили подтверждение того, что средства, направленные на экологические проекты, защищены в полном объеме.
Дипломатичность высказываний представителя посольства Японии в Украине вызывает уважение. Хотя понятно, что японская сторона не только придерживается оговорки о конфиденциальности, но и старается ни в коей мере не допустить даже упоминания Японии в контексте внутриукраинских политических событий.
Контракты с корпорациями Японии и Испании
В марте-апреле 2009 года НАЭИ подписало четыре договора о продаже 290 млн. ЕУК выбросов парниковых газов с госкорпорацией Японии НЕДО и тремя энергокомпаниями. Общая сумма контрактов первого транша — 290 млн. евро. Второй транш от японской корпорации НЕДО был получен в июле 2010 года на сумму 150 млн. евро.
Еще 30 млн. евро Украина получила от Испании 31 декабря 2009 года.
Назначение этих «зеленых инвестиций» — реализация проектов, направленных на сокращение или ограничение выбросов парниковых газов или загрязнения окружающей среды.
«Джентльменские» соглашения
Сложившаяся международная практика, хотя и в непрямой форме, предполагает, что страна — продавец квот будет за средства централизованных экоинвестиций покупать высокотехнологичное и экологически дружественное оборудование страны — покупателя квот. Понятно, что такие договоренности не фиксируются на бумаге, поскольку могут противоречить правилам ВТО и ОЭСР. «Джентльменские» договоренности, тем не менее, должны исполняться, если страна-продавец и дальше собирается продавать квоты стране-покупателю.
НАЭИ намерено начать реализацию в конце 2010-го и в 2011 году 550 «зеленых проектов». Однако среди них пока нет действительно крупных проектов. Разве что проект очистки шахтной воды до уровня питьевой. Иначе говоря, вряд ли для утепления школ и больниц понадобится закупать высокоточное оборудование, а тем более японские технологии. К тому же стоят они весьма недешево. Разве что, как выразился некий «эксперт», «закупим у инвесторов выключатели».
С таким подходом мы далеко не уедем. Тем более что японской стороне, как и испанской, скорее всего, доподлинно известно состояние дел с их «зелеными инвестициями» в Украине. Возможно, и поэтому они весьма сдержанно реагируют на скандально-уголовное дело о нецелевом использовании средств от продажи им Украиной квот на выбросы парниковых газов...
Buy back и другие возможные последствия для Украины
Настаивая на «нецелевом использовании» средств, полученных за продажу квот на выбросы, украинская сторона забывает, чем это может для нее закончиться. Согласно подписанным контрактам, для начала компании-покупатели могут объявить дефолт. И тогда в силу вступает принцип обратного выкупа (вuy back). То есть Украине придется вернуть японской стороне в общей сложности 440 млн. евро — из бюджета и в срочном порядке. Причем, если в случае с госкорпорацией Японии предусмотрено, что та, в свою очередь, возвращает Украине ранее купленную часть квоты на выбросы, то негосударственные компании купленную часть квоты не возвращают, и она будет списана с Украины.
Такой же принцип заложен и в контрактах с Испанией. И если Япония объявит дефолт, то Испания тут же может объявить Украине кросс-дефолт. И тогда придется вынуть из госбюджета Украины еще 30 млн. евро. Вот вам и цена вопроса — 470 млн. евро.
Но кроме возможных финансовых, Украину могут ожидать и более масштабные потери. Так, если дефолт будет объявлен, Украина автоматически и с треском вылетает из состава игроков на международном рынке торговли квотами на выбросы парниковых газов. Если учесть, что уже второй год на этом специфическом рынке предложение ЕУК превышает спрос, то вряд ли кто-то станет иметь дело со страной с такой подмоченной репутацией.
Как свидетельствуют данные исследования «Европейский рынок СО2» за 2009 год известной компании Societe Generale, предложение квот на выбросы на рынке составляет 1,6 млрд. тонн ЕУК, а спрос — только 735 млн. Годовая квота Украины, согласно базовым данным Киотского протокола, — 892 млн. тонн., при том, что использует она только 480 млн. тонн. Крупнейшими покупателями квот на выбросы являются Канада, Испания и Япония. К слову, Япония проводит переговоры о покупке квот не только со странами с развивающейся экономикой, как то Украина, Польша, Чехия, Литва, Эстони, но даже с Францией. Опыт покупки квоты у Украины, очевидно, стал для Японии весьма поучительным…
Станет ли он хорошим уроком для правительства Украины, вопрос. Ведь заявляя о том, что правительство Януковича—Азарова по состоянию на 20 мая 2010 года вернуло Госказначейству эквивалент 5,2 млрд. грн., оно не говорит непосредственно о восстановлении валютного счета. А именно факт восстановления является подтверждением того, что «зеленые инвестиции» не используются уже новым правительством нецелевым образом (для латания тех же бюджетных дыр). Убедиться в этом экологические инвесторы смогут только по результатам годового аудита.
Говорят, В.Янукович в начале 2011 года собирается с визитом в Японию. Чтобы этот визит не оказался провальным, его нужно очень тщательно подготовить. И для начала — официально заверить премьера Японии в обязательности и последовательности Украины в отношении японских компаний, имевших неосторожность купить у Украины часть квоты на выбросы парниковых газов. В противном случае незачем позориться еще и в Стране Восходящего Солнца.