Несмотря на резкое увеличение фискальной нагрузки на алкоголь, производителям ликеро­водочных изделий удалось придумать, как предупредить очередное подорожание и напоить трезвеющих потребителей. Этот год стал настоящим шоком для всех любителей спиртного. С января по август минимальные розничные цены (МРЦ) на водку повышались уже неоднократно. Как, впрочем, и акцизы на сорокаградусный алкоголь.

Последний раз акцизные ставки для водочников изменились в июле — до 70,53 грн. за литр 100%­ного спирта. МРЦ в течение года увеличивались поэтапно — на 5,6%, на 15,9% и на 14,3%. С августа самая дешевая поллитра в рознице стоит от 39,9 грн. (хотя еще в начале года бутылку легальной водки (0,5 л) можно было купить всего за 28,5 грн.).

А в сентябре водочники вновь заговорили о плохой рентабельности и приготовились снова переписывать ценники. Но сейчас крупнейшие компании пообещали цены на водку не поднимать, по крайней мере в ближайшее время.

Кукурузовка

После длительных переговоров ГП «Укрспирт» и ассоциации «Укрводка» отраслевому лоббисту наконец­то удалось убедить государственную монополию снизить отпускные цены на этиловый спирт на 10 грн. за декалитр. С октября максимальная стоимость этилового спирта класса люкс снижена до 178,04 грн./дал.

Нынешний результат — это реальный прецедент, который позволит нивелировать подорожание других составляющих себестоимости алкогольной продукции. Ведь за прошедшую пятилетку предприятиям ни в сырьевых, ни в акцизных вопросах навстречу никто не шел. К примеру, с 2010­го по 2014 год цены на этиловый спирт класса люкс выросли почти втрое: с 70 до 188,04 грн./дал. Последний раз «Укрспирт» добавил к стоимости своей продукции 21 грн./дал еще в начале этого года. Что подтолкнуло госмонополию к такой лояльности, сложно сказать. С одной стороны, на снижение стоимости этилового спирта мог повлиять рекордный урожай зерновых, в частности кукурузы. И мировой обвал цен на нее (со $190/т до $160/т на условиях FOB). С другой стороны, возможно, свою роль сыграло изменение политики «Укрспирта», новое руководство которого задекларировало борьбу с контрафактной продукцией. Хотя еще в 2013 году доля теневого рынка, по оценкам компании Pro­Consulting, достигла рекордных 50%. В частности, благодаря производству «Укрспиртом» неучтенной продукции государство недополучило 3,5 млрд. грн.

Окрыленные успехом лоббисты не растерялись, а сразу потребовали от чиновников наложить мораторий на повышение акцизов на весь 2015 год и не вводить 5%‑ный налог на розничную продажу под­акцизных товаров.

«Доходы населения не успевают за ростом цен, поэтому продажи снижаются», — говорит президент Украинской торгово­промышленной конфедерации Владимир Демчак. По оценкам «Укрводки», в 2014 году падение водочного рынка составляет почти 15%.

По словам председателя совета директоров компании Nemiroff Якова Грибова, производственная себестоимость бутылки водки среднего ценового сегмента составляет $0,75–0,8 (9,5–10,3 грн.), вместе с расходами на маркетинг — $1–1,25 (12,95–16 грн.). Если прибавить к этой сумме акциз и НДС (22,08 грн. за бутылку водки 0,5 л водки), а также заработок дистрибьюторов (2–3 грн.) и розницы (5–7 грн.), получается, что зарабатывают водочники сейчас немного. В экономсегменте ситуация похожая, только затраты на маркетинг ниже.

Меньше стали пить

Если перед Новым годом цена на водку не подрастет, то в это время производители сумеют заработать за счет объемов, реализуя большее количество спиртного. Ведь именно на ноябрь­декабрь приходится почти 40% от общего ее объема продаж.

Похоже, участники рынка остро заинтересованы, чтобы стоимость водки осталась доступной потребителям. Ибо в нынешней ситуации стабильно ухудшающегося качества жизни тотальное отрезвление нации рискует оказаться жестче любого похмелья. Хотя согласно данным Всемирной организации здравоохранения наша страна уже начала терять репутацию водочной державы. Как следует из отчета ВОЗ, за последний год Украина опустилась с пятого на шестое место в списке самых пьющих стран в мире. Так, в 2013 году на каждого отечественного потребителя абсолютного спирта пришлось на литр меньше — по 13,9 л (вместо 15 л, как в 2012 году).

Но пока покупательная способность украинцев продолжает оставаться низкой, отечественные потребители все чаще высчитывают для себя наиболее приемлемое и возможное соотношение «цена­градус». Хотя в натуральном выражении (литрах) украинцы пива пьют больше, из­за небольшого содержания градусов его доля в структуре алкогольного рынка в процентах вдвое меньше. К тому же градус алкоголя в пиве по сравнению с одним градусом в водке стоит дороже.

При этом самым востребованным в супермаркетах в течение последних нескольких лет остается водка по МРЦ. Концентрация производителей и марок в самом низком ценовом сегменте достигла максимума — ее доля составляет около 80%.

«Если еще в 2008 году каждый производитель считал выгодным иметь бренд из субпремиального ценового сегмента, сейчас большинство торговых марок кардинально изменили ценовую политику», — говорит аналитик ИК Tanita Capital Павел Мищенко. Как результат — небрендированная продукция и бренды из более высоких ценовых сегментов на легальном рынке практически уравнялись в цене.

«Когда у людей плохое настроение, они пьют крепкие спиртные напитки, когда хорошее — выбирают слабые напитки для общения (пиво, вино)», — делится своими наблюдениями экс­гендиректор Carlsberg Group Ukraine Петр Чернышов.

Тем более что сейчас водка для украинцев гораздо доступнее по цене, нежели в последнее десятилетие СССР. Тогда на минимальную зарплату можно было приобрести всего семь бутылок казенки. Сегодня (даже с учетом роста акциза и пересмотра МРЦ до 39,9 грн. за 0,5 л) украинцы зарабатывают по минимуму на 30 бутылок в месяц.