В опять затянувшемся ожидании очередного транша МВФ активно обсуждается один из основных камней преткновения для его получения — так называемая параметрическая пенсионная реформа.
Однако и возраст выхода на пенсию, и всевозможные трансформации самой солидарной системы — это изменения, которые коснутся будущих пенсионеров, а что власти обещают пенсионерам нынешним, жизнь которых день ото дня становится только сложнее?
Когда человек выходит на пенсию, в расчет берется его средняя заработная плата за три предпенсионных года, и периодически государство должно повышать базу расчета, ведь зарплаты граждан пусть медленно, но растут. А если зарплатную базу не менять в соответствии с ростом, то новым пенсионерам будут автоматически начисляться большие пенсии, чем их же коллегам, ушедшим на заслуженный отдых несколькими годами ранее. Что, собственно, и случилось в Украине. Получилось, что чем дольше ты на пенсии, чем ниже твоя трудоспособность и возможность найти дополнительный доход, чем хуже состояние здоровья, тем меньше ты получаешь денег из Пенсионного фонда.
Исправить ситуацию можно и нужно посредством так называемой актуализации выплат. Еще в 2013 г. формула перерасчета пенсий была изменена таким образом, что зарплатная база должна была повышаться на коэффициент не менее 20% повышения зарплаты. Но формула так и не заработала. Летом прошлого года вице-премьер по социальным вопросам обещал актуализацию пенсий в октябре-ноябре, но опять не сложилось. Финансового ресурса у страны не нашлось. Цена вопроса — порядка 50 млрд грн ежегодно. Сумма для госбюджета ощутимая, но не неподъемная, и уже в этом году деньги обещают найти. Правда, искать их будут опять в теневом секторе, а это — очень ненадежный источник поступлений.
Если посмотреть сегодня на пенсионную систему Украины, увидим 12 млн пенсионеров со средней пенсией 1800 грн в месяц, что составляет менее трети (28%) нынешней официальной средней зарплаты в 6400 грн. Соотношение между доходами работающих и выплатами пенсионерам удручает. Конечно, пенсия не является единственной помощью от государства — к ней добавляются бесплатный проезд и субсидии. Но жизнь пенсионеров все равно усложняется с каждым годом. А косвенная поддержка лишь позволяет не погибнуть от голода, выжить, но не жить достойно.
Цены за прошлый год выросли на 12,4%, причем больше всего подорожали такие базовые в продуктовой корзине товары, как молоко (на 19% за год), масло (25), сахар (17,8), сыр (17) и хлеб (11%).
Пенсии в прошлом году тоже росли, но соизмеримо ли? В мае на 56 грн, в декабре — на 117. В итоге за прошлый год минимальная пенсия выросла с 1074 до 1247 грн. При этом несколько сот тысяч человек все еще получают пенсию ниже минимальной — 949 грн в месяц. Как живут эти люди, представить сложно. Но в условиях растущего дефицита Пенсионного фонда исправить ситуацию удастся едва ли. А бороться с дефицитом правительство в последние годы не торопилось, даже наоборот.
В 2015 г. дефицит ПФ составлял 80 млрд грн. Причиной сочли высокие налоги и решили их снизить, чтобы предприниматели вышли из «тени» и начали платить в Пенсионный фонд большие суммы. ЕСВ снизили с 38 до 22%. Расчет на детенизацию себя не оправдал. В 2016-м дефицит ПФ достиг 145 млрд грн, то есть вырос еще на 65 млрд, которые благодарные правительству работодатели, а именно они платят ЕСВ, оставили себе. Конечно, в счет этого излишка повышались и зарплаты сотрудников, подросли и пенсии тех, кто к концу 2017-го уходил на заслуженный отдых. А вот повысить пенсии всем остальным не получилось. В кризисный период правительство поддержало предпринимателей, работодателей и работников — самые социально незащищенные слои.
А дырку в ПФ решили подлатать за счет пенсионеров — самого «богатого» слоя населения. Им фактически заморозили повышение выплат, обложили пенсии, превышающие три прожиточных минимума, налогом и в придачу ввели налог для работающих пенсионеров. Чтобы не жирели. Это дало бюджету фонда аж 1,8 млрд грн — сумму, которая никак не повлияла на растущий дефицит, но точно отразилась на благосостоянии каждого конкретно взятого пенсионера. Сейчас в Минсоцполитики обещают, что ситуация изменится, и дефицит преодолеть они смогут.
«Откуда берется дефицит? На 1 января 2015 г. минимальная пенсия составляла 949 грн, минимальная зарплата — 1218, минимальный взнос тогда, при 38%, составлял 462,8 грн в месяц. Это практически покрывало потребности пенсионной системы. Что произошло в 2016-м? Минимальная пенсия тогда была 1074 грн, минимальная зарплата — 1378, а минимальный взнос, после снижения ЕСВ, составил 303 грн. Очевидно, что средств на всех не хватает. Бюджет ПФ в прошлом году был 257 млрд грн, из которых собственных поступлений было 112 млрд, а еще 145 млрд — дотации из государственного бюджета, — пояснил ZN.UA министр социальной политики Андрей Рева. — Что произошло с 1 января 2017-го? При минимальной пенсии 1247 грн и минимальной зарплате 3200 грн минимальный взнос составит 704 грн в месяц. По нашим расчетам, это позволит в полной мере обеспечить потребности Пенсионного фонда и избавиться от дефицита. Когда мы начинали реформирование «минималки», в первую очередь думали как раз об этом. Минимальная зарплата не только должна соответствовать реальному прожиточному минимуму, она еще и должна коррелировать с минимальной пенсией. И те, кто считает, что 704 — это много, должны понимать, что такое ее значение соответствует минимальной пенсии в 1247 грн. То есть если вы хотите минимальную пенсию, то должны платить 704 грн, а если хотите большую пенсию, должны платить больше. Стаж у нас — 30–35 лет, средний возраст на пенсии — 18 лет. Вот и получается, что пенсия в среднем вдвое больше реального вклада. И каждый может сам рассчитать, сколько ему необходимо платить сегодня, чтобы получить желаемую пенсию завтра».
О финансах и сроках
Но бездефицитность фонда и наличие дополнительных 50 млрд грн ежегодно, необходимых для актуализации выплат, — разные вещи. При этом Минсоцполитики категорически отказывается от повышения пенсионного возраста, которое позволило бы отстрочить траты фонда во времени, подарив временной люфт на реформирование системы. По данным ZN.UA, эту точку зрения поддерживает и премьер-министр Гройсман, более того, это теперь уже его «принципиальная позиция». В правительстве, критикующем попытки предшественников провести детенизацию зарплат, уверены, что им эта детенизация удастся. Именно из теневого сектора там хотят получить заветные средства для повышения пенсий. В министерстве убеждены, что повышение МЗП до 3200 грн способно обеспечить поступления в объемах, необходимых для актуализации пенсионных выплат. Там ожидают уже к концу этого года получить дополнительные 40 млрд.
«Наша задача при проведении пенсионной реформы — не просто восстановить соотношение между минимальным взносом и минимальной пенсионной выплатой, но и объяснить людям, что если они хотят получить пенсию в 60 лет, они должны платить взносы 35 лет, — объясняет министр Рева. — Сейчас у нас 12 млн пенсионеров и 26 млн граждан трудоспособного возраста. Из этих 26 миллионов трудоспособных занятых (наемных сотрудников и предпринимателей) 16 млн. Где-то около 2 млн — это безработные по методике Международной организации труда. Где еще 8 млн, никто не знает. Возможно, в теневом секторе, возможно, на заработках за рубежом. Но даже не это смущает, а то, что из работающих 16 млн только 10 млн платят ЕСВ. Знаете, почему? Потому что каждый из них считает, что когда ему исполнится 60 лет, он все равно получит минимальную пенсию. Если раньше в Украине были трудовые династии, то теперь династии получателей помощи от государства».
Действительно, некогда высокие пенсии в 2500 грн из-за отсутствия актуализации зарплатной базы уже приближаются к средним пенсионным выплатам в некоторых регионах, например в столице. Естественно, стимул «пахать как вол и платить» минимальный, если ты видишь, что те, кто пахал и платил, получают в итоге те же гроши, что и никогда не работавшие или платившие минимальные взносы. По мнению министерства, бегать и уговаривать — ложный путь, как и искать тех, кто взносы не платит. Мотивировать собираются гривней. А пенсию назначать только тем, кто платил взносы, и в соответствии с объемами этих взносов.
«Мы должны понимать, что речь не идет обо всех пенсионерах без исключения. Сталкиваясь с необходимостью проведения актуализации выплат, любое правительство попадает в ситуацию, когда ему нужно принимать принципиальные решения и поднимать пенсии только тем, кто их заработал. Не все же эти 12 млн пенсионеров имеют полный стаж. Реальной актуализации потребуют около 6 млн из 12, — конкретизировал министр. — Да, с точки зрения пиара, поднять всем, но на 200 грн — лучшее решение, но справедливое ли? Мы должны дать сигнал тем, кто сейчас платит взносы, что они действуют правильно, что, выйдя на пенсию, они не будут чувствовать себя обманутыми. Мы должны дать сигнал и тем, кто взносы не платит, что в будущем они потеряют из-за этого шанс на достойное пенсионное обеспечение».
Речь не идет о том, что пенсии тех, кому не хватает стажа, будут заморожены. Нет, выплаты им также будут поднимать, но это будет лишь индексация на уровень инфляции, то есть то самое минимальное повышение, которое мы наблюдали в последние годы. При этом недостающий стаж можно будет, по словам министра, докупить, оплатив в фонд взносы за недостающие годы работы. Вот только много ли будет тех, кто готов на склоне лет выложить кругленькую сумму за достойное пенсионное обеспечение? Десять недостающих лет стажа при минимальном взносе в 704 грн обойдутся в 85 тыс., а гарантировать будут лишь получение минимальной же пенсии. В итоге те, кто заплатить сможет, с большей охотой потратят имеющиеся средства на себя, минуя Пенсионный фонд, а те, кто не накопил, обрекаются на нищенское существование.
Смущает и другое. В министерстве убеждены, что средства, полученные путем детенизации, — это стабильный и гарантированный источник, а система актуализации пенсий создаст правила игры, по которым уклоняться от уплаты взносов будет невыгодно. Но противоречие очевидно: если деньги на актуализацию должны поступить из теневого сектора, а стимулировать его к этому должна система актуализации, то каким образом ее запустят? Более того, расчеты Минсоцполитики основываются на действующих бюджетных показателях ПФ включительно с бюджетной дотацией в 145 млрд грн, избавиться от которой будет очень трудно, особенно когда понадобится еще 50 млрд.
Пока делать какие-то основательные выводы рано — статистика поступлений ЕСВ за январь никогда не бывает показательной, поскольку предприниматели в январе платят налоги за прошлый год, и часть предприятий рассчитывается с работниками за декабрь прошлого года. Более того, традиционные сравнения показателей января 2017-го и января 2016-го невозможны, поскольку в январе 2016 г. ЕСВ частью плательщиков уплачивался еще по ставке 36–38%. Действительно информативной будет статистика поступлений за первый квартал. На данный момент источник ZN.UA в фискальной службе сообщает, что по состоянию на 13 февраля 2017-го ЕСВ поступило 5,2 млрд грн, а по состоянию на 11 февраля 2016-го удалось собрать только 3,3 млрд грн ЕСВ. То есть предварительно можно говорить о положительной динамике.
Нет сомнений, что часть зарплат находится в «тени», — 47 тыс. руководителей компаний и фирм в прошлом году официально получали минимальные зарплаты. Но велико ли желание бизнеса расставаться со схемами и прощаться с оптимизациями? Десятки тысяч получающих минималку «топ-менеджеров» — это не только масштаб «тени», но и яркая иллюстрация желания граждан платить в Пенсионный фонд и их веры в то, что государство сможет обеспечить им достойную старость. Не зря же в парламенте уже зарегистрирован законопроект, снижающий штрафы за нелегальное трудоустройство. Например, за недопуск к проведению проверки соблюдения трудового законодательства — с 320 тыс. грн до 1600 грн. В защиту бизнеса, естественно, и в ущерб пенсионной системе.
Временные перспективы актуализации — еще менее четкие. В министерстве основным условием называют принятие пенсионной реформы, суть и параметры которой сейчас живо обсуждаются с МВФ. Если все пройдет гладко, то сама реформа стартует с 1 января 2018-го, а актуализация — уже с текущего года. Естественно, чем позже она начнется, тем меньше денег потребуется из бюджета в текущем году для ее проведения. А вот что будет в следующем бюджетном году — сказать сложно. Если средства в нужном объеме поступать не будут, процесс актуализации затормозится, а диспропорция снова начнет усиливаться. Стимулы для роста поступлений должны создать та самая пенсионная реформа, основная цель которой — увеличить количество плательщиков, и повышение МЗП, которое должно повысить поступления в фонд. И пока в этом уравнении неизвестных больше, чем постоянных. В социальной политике стартуют эксперимент за экспериментом, результаты их неизвестны даже самим экспериментаторам, несмотря на их напускные кураж и уверенность. Последнее и решающее слово все равно за работодателями и предпринимателями, именно их реакция на новшества Кабмина определит, хватит ли ресурсов для повышения пенсий. А пенсионеры, давно отодвинутые за черту бедности, остаются заложниками этого противостояния власти и бизнеса.