Хотя разговоры о досрочных выборах в Украине ведутся уже долгие месяцы, официально до следующего голосования осталось еще два года – очередные выборы президента и народных депутатов состоятся в 2019 году. Впрочем, политические силы уже начинают подготовку, пока еще малозаметную для обывателя. Как происходит этот процесс и какие инновационные технологии будут использовать в избирательной кампании украинские партии и кандидаты, «Апострофу» рассказал Reputation Management expert Борис Тизенгаузен.
Изюминка будущих выборов
Идет плотная работа с лидерами общественного мнения, появилось бесчисленное количество институтов, организаций. Особенностью ближайших выборов будет то, что будут мощно использованы антикоррупционные организации – реальные и нереальные, их сейчас большое количество появилось. Это так называемые антикоррупционные торпеды, которые избранно уничтожают тех или иных кандидатов. И у меня есть информация, что многие антикоррупционеры будут сами баллотироваться в Верховную Раду.
Недавно на закрытой встрече я слышал, что по целому ряду перспективных политиков-депутатов придерживается компромат до выборов. Сейчас этого вброса не происходит, и в будущем нас ждет какая-то поистине мегавойна компроматов.
Контроль над СМИ – это в первую очередь то, что сейчас необходимо целому ряду политических сил. Мы видим, что происходит: покупаются новые радиостанции, покупаются новые сайты, площадки, редакционные группы и так далее, пара новых телеканалов начнет экспансию довольно мощную.
Что касается социальных сетей, я знаю сейчас о целом ряде проектов, в которых происходят лабораторные изучения электронного электората: как на него повлиять. Происходит покупка, прокачка, создание целых сетей лидеров мнения, которые будут законсервированы, но ближе к выборам начнут отрабатывать определенные повестки.
И важный момент – происходит покупка баз данных, абсолютно различных – от почтовых рассылок до пользователей тех или иных социальных сетей, владельцев кредитных карт, пользователей мобильных операторов и т.д. Да, электронные инструменты будут использованы, безусловно, тем более они показали свою частичную эффективность на выборах и во Франции, и в США.
Но основная битва, конечно, будет происходить в полях. Все эти старые добрые инструменты с полными тезками кандидатов, «каруселями». Недавно digital-специалист рассказал мне один из новых черных методов контроля голосования. Людям на паспорт клеится штрих-код, а недалеко от предвыборного участка ставится сигнальная рамка, как в супермаркете: если вы не оплатили и выходите – штрих-код срабатывает. Тут, наоборот, считывающее устройство фиксирует, что вы зашли на избирательный участок, пробыли там определенное время и вышли. И только после этого люди идут и получают какую-то часть своего черного гонорара в конвертах. Да, новые технологии уже на службе. Схема очень проста: люди приходят с паспортом, получают часть денег, голосуют, возвращаются, получают другую часть денег. Такой электронный логистический учет абсолютно четко показывает, кто голосует, а кто – нет. Другой вопрос, что нет гарантии, за кого человек там внутри проголосует. Но наших людей, как правило, так стращают и запугивают, что они голосуют как надо. Людям даже озвучивают такую информацию, мол, мы проверим, за кого вы там проголосовали. А обмануть пенсионера не составляет большого труда.
Гречки и прочие продпакеты, люди, которые ходят по домам – это все будет, безусловно. Единственное, мне кажется, что следующие выборы будут самыми грязными за всю историю нашей страны, потому что админресурс и силовики сосредоточены в руках людей, которые принадлежат к определенным политическим силам – и они будут преследовать свои интересы, скорей всего.
Цифровые инструменты будут использовать в основном продвинутые партии, потому что в регионах, небольших городах и пгт через Facebook крутить таргетированную рекламу смысла большого нет. Там проще собрать людей, провести с ними политзанятие – и отправить их на голосование. Но в крупных городах действительно этот инструмент сможет определенное влияние продемонстрировать, и лидеры общественного мнения, которые будут прокачивать за того или иного кандидата, особенно за тех, кому не хватает 1-2% или какого-то небольшого процентного окошка, будут использовать электронные инструменты.
На чем будут пиариться
На прошлых выборах ряд политических сил использовали тему Майдана, вооруженного конфликта, у нас куча комбатов прошли в Верховную Раду. В этом сезоне, скорей всего, будут сенсационные коррупционные разоблачения. Будет целенаправленное антикоррупционное выпиливание определенных кандидатов. Я думаю, что борьба с коррупцией будет основным инструментом влияния на определенных кандидатов. Но и никто не отменял вхождение списочное или по мажоритарным округам известных личностей, журналистов, актеров и так далее. Это было всегда. Их забрасывают для того, чтобы они победили – ну, просто потому, что лицо известное и есть определенный кредит доверия. Либо для того, чтобы они размыли кому-то электорат. Если мы понимаем, что есть проходной кандидат, мы ему в оппозицию ставим какого-то известного человека – и он очень четко отбирает у него нужные проценты для другого кандидата.
У нынешней власти, кроме безвиза и других позитивных событий, есть в запасе целый ряд инструментов. Прежде всего – это реальные посадки в тюрьму знаковых коррупционеров. По сравнению с Виктором Шокиным деятельность генерального прокурора Юрия Луценко гораздо активнее – он генерирует в десятки раз больше событий (он бывший журналист, он знает, как это надо подавать).
На вопрос – будет ли президент идти на второй срок или будет выдвигаться альтернативный кандидат – мне кажется, ответа нет еще в самой АП. Электоральная картинка изменится через полгода. Как ситуация с «Народным фронтом». Ребята сработали на короткий имидж. Получили непредсказуемо высокое количество голосов, но так же быстро сгорели. Где сейчас «Народный фронт»? Нигде.
Работа на короткий имидж перед выборами сработает. В этом помогут знаковые уголовные дела, знаковые посадки. Они работают по двум направлениям. Во-первых, они дают определенную пищу для размышления электорату. Во-вторых, они выбивают неугодных кандидатов.