У Национального банка дошли руки до внедрения новых стандартов проведения аудита в банках. Своевременное внедрение международных стандартов внутреннего аудита в кредитно-финансовых учреждениях позволило бы предотвратить банковский кризис 2014-2015 годов.

Сегодня, 11 мая, вступает в силу постановление НБУ, которым регулятор планирует упорядочить организацию внутреннего аудита в банках. В частности, как указано на сайте ведомства, положением определен порядок организации внутреннего аудита в банке и банковской группе.

Нацбанк дал банковской системе семь недель на приведение внутренних документов в соответствие с требованиями международных стандартов профессиональной практики аудита и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

В случае, если до 1 июля текущего года банк не выполнит требования НБУ относительно устранения недостатков в деятельности соответствующего подразделения, регулятор имеет право применить предусмотренные законом меры воздействия: от предупреждения и устранения ответственных лиц, до индивидуального повышения нормативов, наложения значительных штрафов или аннулирования лицензии.

Нацбанк в своем постановлении уточнил и конкретизировал функции внутреннего аудита, взаимоотношений между внутренним и внешним аудитом, установил контрольные функции за качеством внутреннего аудита и новые принципы деятельности подразделения в целом. Усилен и обмен информацией внутренних аудиторов с внешними аудиторами и госорганами.

«Кроме того, постановление устанавливает обязательный аудит эффективности работы систем управления рисками и внутреннего контроля, корпоративного управления относительно текущих и потенциально возможных рисков банка в будущем», – подчеркивает важность изменений партнер международной аудиторско-консалтинговой компании Делойт Наталья Самойлова.

Одновременно, в постановлении говорится об увеличении независимости внутренних аудиторов от правления банка с параллельным усилением контроля наблюдательного совета банка за состоянием внутреннего аудита. «Внутренний аудитор оценивает риски внутренних процессов, дает рекомендации правлению банка и следит за выполнением этих рекомендаций. Логично, что для выполнения своих функций, внутренний аудитор должен работать в интересах владельца банка и акционеров, отчитываться перед аудиторским комитетом или перед наблюдательным советом. Отчитываясь менеджменту или правлению банка, он вступает в конфликт интересов», – поясняет Самойлова.

Послушали и не услышали

Банковское сообщество широко ознакомиться с постановлением НБУ еще не успело, но уже не довольно усилением роли НБУ в надзоре за деятельностью подразделения внутреннего аудита банков. Дело в том, что НБУ оставил за собой право инициировать встречу с руководителем подразделения внутреннего аудита, в том числе, в случае его увольнения, что снижает возможность давления на результаты внутреннего аудита со стороны топ-менеджмента, и обязал банки чаще отчитываться перед регулятором.

«Целью постановления должно быть построение взаимоотношений для сотрудничества, а не расширение полномочий регулятора с целью влиять на деятельность подразделения внутреннего аудита банка», – комментирует Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины.

И хотя банковская ассоциация принимала активную роль в модернизации аудиторской функции, Нацбанк проигнорировал определенные запросы банкиров, считают там. Например, новая программа аудиторской проверки требует проведения процедуры сбора, анализа, оценки и документирования информации об объекте проверки. Но должна содержать минимальный объем выборки и видов аналитических процедур, которые будут использованы во время аудита.

«Мы считаем, что это нереально. Выборки аудита в ходе проверки могут меняться, в зависимости от установленных фактов нарушений или недостатков по согласованию между аудитором и руководителем аудиторской группы», – говорит Коробкова.

Также, как говорит главный аудитор Фидобанка Анна Великова, коммерческим банкам было предоставлено мало времени для эффективного внедрения всех изменений внутренних нормативных документов, которые позволили бы эффективно внедрить в жизнь все нововведения, предусмотренные постановлением. Например, могут возникнуть проблемы с нехваткой штата работников в подразделении внутреннего аудита банка.

Как жилось без аудита

Хотя, по своей функции аудит является действенным механизмом, который позволяет оперативно реагировать на изменения в финансовой деятельности банка, до сих пор внутренний аудит использовался для закрытия рисковых внутренних вопросов как топ-менеджментом, так и акционерами.

Высокая степень влияния на внутренние проверки, аудиторская «заказуха» по заказу правления банка приводила к тому, что финансовая отчетность далеко не всегда отражала реальную картину того, что происходило в банке.

И хотя, по словам Коробковой, за ненадлежащий аудит по меньшей мере семь банков были выведены с рынка, такое очковтирательство позволяло массово проводить через банки нелегальные операции и отмывать колоссальные объемы средств.

«Политика многих банков до сих пор заключалась в рисковом кредитовании связанных лиц, или просто ненадежных заемщиков. Эти банки переступили черту, отделяющую устойчивую финансовую организацию от финансовой пирамиды», – говорит Коробкова. Как результат – банкопад 2014-2016 годов, когда с рынка было выведено 72 финучреждения, а сотни вкладчиков и предпринимателей потеряли свои средства.

Теперь и сами банкиры надеются, что недостатки, выявленные в деятельности внутреннего аудита, будут учитываться во время определения общего риска по банку. «Ситуация, сложившаяся за последний год в банковском секторе, требует от каждого сотрудника банка, в том числе внутренних аудиторов, усиленного внимания и ответственного отношения к выполнению своих функций. Безусловно, аудит, в таком случае, должен быть качественным, штат полностью укомплектованным, а работники профессиональными», – уверена Великова.