О том, почему сегодня так важны общественные протесты, и что может объединить людей разных профессий и социальных слоев, рассказала Наталия Королевская.
Тотальное недоверие — это черная метка, которую выдало общество всему украинскому политикуму. Власть ассоциируется с вседозволенностью и беспределом. Пришло время не имитировать, а внедрять ответственность — политиков перед гражданами и граждан перед будущими поколениями.
Что касается работы в парламенте, то свой КПД как законодатель оппозиция в парламенте практически исчерпала. Сейчас наступило другое время, время другой борьбы. Власть пытается показать оппозицию как деструктивную и популистскую. Им нужны оппозиционеры в качестве «тушек» и «кнопкодавов», и никакое другое качество оппозиции их не устраивает. Когда мы предложили конкретную альтернативу в виде «народных реформ», власть оказалась не готовой к конструктивной дискуссии, не нашла в себе силы рассматривать альтернативные предложения.
Поэтому бороться только с парламентской трибуны и на ток-шоу малоэффективно. Время кабинетной, виртуальной политики прошло. Как прошло и время кухонных протестов возле телевизора. Сейчас — время политики и политиков действия. Властный каток можно остановить только реальной альтернативой, реальными действиями, а не имитацией борьбы.
Можно ли это расценивать как призыв к революции?
Украине нужна революция сознания. Пока каждый не осознает, что права и свободы не только даются Конституцией, но и отстаиваются в любых доступных формах, ничего в Украине не изменится. Права и свободы — это и есть та самая власть, которая по 5-й статье Конституции принадлежит народу Украины. Однако на протяжении 20 лет власть в Украине принадлежит только узкой группе людей. И надо понимать, что делиться властью с людьми просто так никто не будет. Права и свободы граждан сокращаются, в то же время ответственность только добавляется.
В чем проблема? Власть не хочет слышать, потому что не считает это необходимым, или бюрократический аппарат просто не способен к получению обратной связи?
Власть живет с народом в разных реальностях. В Кабмине часто повторяют, что протестуют те, кто не хочет платить налоги. Это не так. В стране есть две экономики — теневая и легальная. Своими действиями власть стимулирует теневую экономику, а люди выступают за легальную, которая обеспечивает рост социальных гарантий. Построение либерально-рыночной модели позволит сформировать средний класс, который является основой независимости любой страны. Cуть среднего класса — чем человек больше зарабатывает своим трудом, тем он более независим и заставляет власть с собой считаться. Такой средний класс в этой стране никому не нужен. Нужны нищие люди, которыми легко манипулировать. Поэтому мы сейчас видим реальную войну власти с теми, кто претендует своим трудом на достойную жизнь в своей стране. Цель этой войны заключается в том, чтобы забрать у людей последние деньги, обложив их всевозможными кодексами и реформами. В нормальных странах средний класс — это учителя, врачи, предприниматели, квалифицированные рабочие. У нас эти люди вынуждены бороться за выживание. Протест сегодня — это протест самых сильных и смелых граждан против тотального беспредела и коррупции, которая разъедает страну.
Как вы прогнозируете дальнейшее развитие событий? Люди выпустят пар и успокоятся или страну ждут более масштабные социальные потрясения?
Если власть не сделает выводов, я допускаю, что нас ждут серьезные протесты. События 2004 года называли революцией миллионеров против миллиардеров. Сейчас протестуют те, кому уже нечего терять. Результатом может стать полная перезагрузка системы власти на условиях другого социального договора — то, чего не произошло семь лет назад.
Вы думаете, это возможно? Оппозиция много говорит о репрессиях…
Согласна, власть не готова к честной политической конкуренции. Поэтому ведет разговор с оппозицией на языке политических репрессий, а с людьми — на языке репрессий экономических. Репрессиями процветающую Украину построить невозможно. Мы понимаем, что реформы нужны. Но и власть, декларирующая курс на реформы, должна быть готова и к диалогу, и к протестам.
А сейчас разве власть не слушает? Кабмин за неделю до Весеннего марша протеста принял законопроект об упрощенной системе налогообложения. Эксперты расценивают это как уступки предпринимателям...
Власть не слышит и не слушает граждан, а когда видит, что одеть еще одно ярмо не получается, пытается задушить людей в объятиях. За 20 лет в отношениях между обществом и властью сформировался порочный круг недоверия и коррупции. Налоговый майдан стал последней попыткой поверить обещаниям власти. Правительственный законопроект можно расценивать как взятку, которую власть хочет дать предпринимателям. Но сегодня все знают, что согласие на подачку ничего хорошего не принесет. Даже если Кабмин пообещает полное освобождение от налогов и каждую пятницу доплачивать по 100 грн., то уже все понимают, что за этим последует: заберут не только выданные ранее 100 грн., но еще и имущество в придачу. Именно поэтому, уже после подачи правительством законопроекта, о котором несколько месяцев назад можно было только мечтать, 4 тыс. человек все равно пришли на акцию протеста.
Да, но многих из тех, кто приходит на акции протеста, не интересуют глобальные вопросы. Они говорят вполне конкретные вещи, например: мы не хотим пенсионной реформы, хотим большую зарплату и меньше отчислений в Пенсионный фонд. И им не важно, за счет чего это будет сделано...
90% людей с протестными настроениями — это люди новой формации, которые идут не за решением личных вопросов, не с целью изменить вывески и фамилии. Они хотят поменять систему отношений в стране, понимая, если не мы, то кто, если не сейчас, то когда? Самоорганизация в среде предпринимателей должна охватить потенциальных представителей среднего класса — учителей, врачей и другие социальные группы. Тогда можно будет говорить о формировании в стране гражданской позиции. Только в таком формате общество способно заставить власть считаться с собой. Никто не защитит украинцев, если они сами себя не защитят.
У движения довольно странное требование: «минимум отставка правительства, максимум проведение реформ». Почему так, а не наоборот?
Результативной наша акция будет не тогда, когда Президент отправит в отставку правительство (это произойдет рано или поздно) — назначьте в Кабмин кого угодно, лишь бы это были люди, способные к диалогу и конкуренции идей, способные формировать конкурентную Украину XXI века. Наша главная задача — сделать все, чтобы работала качественно новая модель взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Решения должны приниматься на консенсусной основе. Результатом станет построение новой экономической модели, реализация потенциала украинской экономики, а не уничтожение, как сейчас, наших конкурентных преимуществ.
Если вам предложат место в правительстве, вы согласитесь?
«Вперед» — это не очередная партия, рвущаяся к власти, и даже не общественная организация. Это форма объединения людей с активной гражданской позицией, пример качественно новой самоорганизации общества. Прийти во власть ради власти — это не моя цель. Я буду там, где я максимально эффективна. Сегодня — среди людей, помогая объединяться, осознавать свои силы и верить в возможность влиять на ситуацию в этой стране. Это наша работа как команды Блока Юлии Тимошенко. Это моя задача, миссия как оппозиционера и неравнодушного человека.