Правоохранительные органы европейских стран бьют тревогу — контрабанда наркотиков из Украины, а особенно классических тяжелых, прежде всего — кокаина, выросла в последние годы вдвое, а по некоторым оценкам — втрое. Официальные данные, которые предоставляют украинские правоохранители, фактически подтверждают тенденцию, ведь в 2012-м 70% всего потока контрабанды из нашей страны пришлось на наркотические вещества.
В последнее время осуществляется все больше попыток наркотранзита через территорию Украины. Так, в 2012 году по сравнению с 2011-м на 6,1% возросло количество уголовных дел, предметами которых были наркотические средства.
В частности, в 2012-м таможенные органы выявили 2172 факта незаконного перемещения через границу Украины психотропных веществ и прекурсоров, по которым открыто 121 производства. Изъято почти 7 кг героина, около 104 кг кокаина, почти 0,5 кг опия, 30 кг каннабиса, 8795 таблеток, 1568 капсул и 0,3 л наркотических средств, оборот которых ограничен. Впрочем, официальная статистика не отражает реальных масштабов наркотрафика, ведь большая часть запрещенных веществ проходит по украинской территории без каких-либо препятствий.
Изменение правил
Попытки использования территории Украины как нового пути для доставки кокаина в страны ЕС регистрируются более 10 лет. Еще в 2001 году Центральное разведывательное управление и военная разведка США перекрыли мощный канал поставки наркотиков из Колумбии в Европу через страны СНГ, который связывают с именем печально «оружейного барона» Виктора Бута. Из Колумбии воздухом поступал кокаин, в обратном направлении — оружие. Самолеты поднимались, в том числе, и с военного аэродрома возле села Красногвардейское в Крыму.
С конца 1990-х до середины 2000-х правоохранительные органы перекрыли еще несколько похожих схем переправки американского наркотика через Украину в ЕС.
Однако с конца 2000-х ситуация быстро и коренным образом изменилась. «Ранее попытки транзита кокаина через нашу страну были единичными, — рассказал „Тижню" на условиях анонимности один из бывших оперативных работников Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Украины (УБНОН).
— Однако после того, как европейская полиция всерьез стала бороться с албанской мафией, которая ранее через Балканы ввозила львиную долю наркотиков в Европу, колумбийские наркокартели и афганские опийные короли начали искать новые пути поставок дурмана. И они пролегли через бассейн Черного моря, в частности, через три порта: болгарский Варну, румынскую Констанцу и украинские Одессу с Ильичевском.
Традиционный героиновый путь через Турцию и Кавказский регион теперь также пролегает через черноморские порты, потому что албанскую и нигерийскую мафии, которые этим занимались, сейчас сильно зажали не только полицейские, но и конкуренты из цыганской и русской мафий. Украина превращается в наркотические ворота в Европу, и это обстоятельство значительно затрудняет ее евроинтеграцию.
Я знаю, сколько докладных писали европейские правоохранители, в которых просили не вводить безвизовый режим с нами, ведь тогда Украина „зальет" всех наркотиками. Также в перспективе нашу страну ждет еще одна серьезная опасность, связанная с возможным вхождением в Таможенный союз.
Сейчас благодаря интеграционным процессам в его рамках в России начался очередной героиновый бум из-за легкости, с которой наркотики из Афганистана транзитом через Среднюю Азию попадают на российский рынок. Если Украина начнет более тесную интеграцию с ТС, этот героин и гашиш пойдут и к нам».
Основные нарковорота
По словам председателя Государственной службы контроля за наркотиками Владимира Гошовского, в 2010-2013-м в Украине активизировали деятельность международные наркосиндикаты и возросли масштабы импорта и потребления наркотиков синтетического происхождения из Китая и Индии. Еще одним важным «ноу-хау» последних лет стало открытие во время курортного сезона паромных переправ с Грузией и Россией, которыми наркоторговцы пользуются для перевозки героина, что поступает из Афганистана через Кавказский регион в ЕС.
Используют они и восточные границы с Россией, через которые традиционно пытаются переправлять афганские героин и гашиш, хотя это направление время простаивает из-за перекрытия поставок прекурсоров для изготовления героина в Афганистане. Однако сейчас именно порты на черноморском побережье, особенно Одесса и ее спутники Ильичевск, Скадовск, являются самыми важными перегрузочными пунктами в международном наркотрафике.
«Черное море становится новой точкой ввоза кокаина в Европу, — утверждается в докладе Европола о ситуации на наркорынка ЕС за 2012-й год. — Большинство партий наркотика из Южной Америки, как и ранее, направлены в Западную Европу, но большие изъятия кокаина произошедшие в последние годы в болгарских, румынских и украинских портах».
По оценкам международных экспертов, если до недавнего времени через Украину проходило 5-6% общеевропейского наркотического трафика, что в денежном эквиваленте превышало $ 2 млрд в год, то сегодня эти цифры выросли почти вдвое и равны соответственно 10% и $ 4-5 млрд.
Речь, прежде всего, о кокаине, но значительную долю составляют также синтетические наркотики из Индии и Китая, афганский героин. Добавим к этому, что по нашей территории также постоянно пытаются провозить большие партии марихуаны из стран Магриба и Африки транзитом через Молдову в Россию.
«Тижню» удалось пообщаться с дальнобойщиком из Херсона, который имел опыт транспортировки наркотиков из Украины в ЕС. «Постоянно работаю в Скадовском порту, перевожу грузы, — рассказывает Алексей. — Как-то подходят ко мне сразу после прибытия парома из Турции и предлагают за $800 ($300 сразу и еще $500 по факту доставки товара) положить между мешками с минеральными удобрениями немаленький пакет.
Вижу, что в нем какой-то белый порошок. Интересуюсь, что это. На что мне ответили, мол, не задавай лишних вопросов, соглашайся или нет, а мы гарантируем, что тебя никто не тронет, просто нужно доехать до Бургаса (город в Болгарии. — Ред.) и товар сохранить. Я согласился, потому что нужно было срочно делать матери операцию. И действительно, никаких проблем ни на одной из четырех границ не возникло».
По словам Алексея, больше он дела с наркотиками не имеет — боится. Но знает нескольких человек, которые в курортный сезон, когда в Скадовск начинают прибывать паромы из Турции, Грузии и России, постоянно работают на таких заказах — довозят кокаин и героин в Болгарию или Румынию, сдавая их местным, обычно цыганам.
Высокая крыша
Сейчас розничные цены на кокаин в Украине — самые высокие из всего наркотического ассортимента — от 2 тыс. грн за грамм. Для сравнения: стоимость героина стартует от 800 грн за грамм, ширка (опий кустарного производства. — Ред.) стоит около 15 грн за один «куб» (стандартная доза — два-три «куба»), любимые клубной молодежью амфетамин или экстази — 300-400 грн, а аптечные медикаменты вроде кодтерпина или морфия в таблетках, применение которых особенно распространено на Донбассе, — до 100 грн за упаковку.
Из-за высоких цен кокаин не пользуется большой популярностью среди украинских наркозависимых, поэтому почти все огромные грузы южно-американского наркотика предназначены не для внутреннего потребителя. Однако немалые партии наркотиков нуждаются, тем не менее, в прикрытии, и страна-транзитер со временем непременно превращается в страну-потребителя. Почти всегда участники наркотрафика забирают себе часть транзитного товара в качестве платы за услуги или как долю от дохода.
Таким образом определенное количество наркотиков, даже если они просто идут транзитом через страну, со временем остается на ее территории, с одной стороны, порождая спрос на эту продукцию и сбивая цены на нее, а с другой — подыскивая себе надежное прикрытие во властных кабинетах.
«Если раньше кокаиновый транзит через Украину был полным, то есть даже то, что попадало сюда, сразу же нераспакованным поступало далее до пункта назначения, то теперь что-то начинает оседать и здесь, — утверждает бывший сотрудник УБНОН. — А самое неприятное, что почти промышленный масштаб, который сейчас имеет транзит кокаина, теперь получил прикрытие в высоких кабинетах».
«Тиждень» вышел на топ-менеджера одной из ведущих брокерских фирм в Одессе, которые занимаются растаможкой грузов, поступающих в тамошний порт. По его словам, сейчас почти во всех портах действует такая схема. В каждом из них есть две-три свои конторы, которые, имея поддержку в высоких коридорах, берутся за растаможку без всякого контроля таможенников, СБУ или пограничников.
Понятно, что «такса» за такие услуги вдвое, а иногда — в зависимости от груза — даже втрое выше официальной процедуры — от $5 до $20 тыс. Правда, взамен владелец такой фирмы получает почти полную гарантию невмешательства соответствующих органов или максимум проверку бумаг без открытия груза.
Наш источник утверждает, что за брокерскими фирмами стоят люди, которые занимают высокие должности даже не на областном уровне, а в Киеве: «По моей информации, „свои" конторы, как и вообще этот вопрос, курируются из СНБО. Я не знаю, конечно, входит ли государственная „крыша" в прямой контакт с наркоторговцами, однако уверен, что эти чиновники прекрасно понимают, кто пользуется коррупционной схемой растаможивания, которая сейчас действует во всех украинских портах.
Наркокартели всегда ищут как можно более надежных покровителей во власти, чтобы непрерывно переправлять свой товар, — им проще иметь дело сразу с высокопоставленным чином, чем подкупить какого-то клерка, рискуя грузом. Учитывая общую низость и нечистоплотность украинских чиновников, можно быть уверенным: они в курсе происходящего».
«За последние три года фактически уничтожена система управлений борьбы с незаконным оборотом наркотиков по стране, — утверждает экс-сотрудник УБНОН. — До 90% моих коллег или уволены, либо сами ушли из органов. В областных управлениях осталось до десятка человек, которые просто перекладывают бумаги, потому что на оперативную работу нет ни кадров, ни умения.
Ведь на место уволенных пришли молодые и неопытные, да еще и по донецким знакомствам, которым нужно лишь „денег сбить". Вот они и начали во многих местах продавать „налево" изъятые наркотики, хранившиеся в МВД. К тому же сейчас, когда функции УБНОН должны перейти к Государственной службе Украины по контролю за наркотиками, этот вопрос завис между тремя ведомствами, ведь наркотранзит теперь относится к компетенции СБУ, которая имеет очень низкий профессиональный уровень. Поэтому бороться с ним фактически некому».