После того, как еще в 2010 г. правительство Николая Азарова подготовило и приняло Налоговый кодекс Украины, бизнес был готов принять все его недостатки в обмен на надежду, что теперь в фискальном поле страны наконец наступит какая-то определенность и прогнозируемость, а правила работы для компаний перестанут меняться с головокружительной быстротой. Не тут-то было: после создания Министерства доходов и сборов налоговики с завидной регулярностью проталкивали через парламент серьезные изменения в Налоговый кодекс. Иногда совсем не давая компаниям времени подготовиться к ним.
В правительстве Арсения Яценюка, похоже, решили не отставать. На первой же своей пресс-конференции новый руководитель налоговой службы Игорь Белоус заявил, что Кабмин будет рассматривать изменения в Налоговый кодекс и, возможно, даже примет новый.
Очередные налоговые реформы в Министерстве финансов курирует отдельный заместитель министра — Денис Фудашкин. Но к обсуждению изменений подключились не только в налоговой и Минфине. Сегодня в Кабинете министров работают уже 16 (!) рабочих групп по разработке изменений в налоговое законодательство. Три из них — в Министерстве экономического развития и торговли, девять — в Министерстве финансов и еще четыре — при экс-Миндоходов и сборов.
Над чем работают "реформаторы" и каких изменений в налоговой системе страны стоит ждать?
Налоговые мечтатели
Самую продуктивную группу, похоже, собрали в Минэкономразвития. "В то время как в Минфине и МДСУ думают над решением более насущных задач в налоговой сфере, разработчики при МЭРТ рассуждают скорее о концепции — как могло бы выглядеть налоговое законодательство в Украине, если бы, скажем, его писали с чистого листа", — говорит глава Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко.
К примеру, члены рабочих групп при Минэкономразвития задались вопросом, нужен ли Украине налог на добавленную стоимость и каким должен быть налог на прибыль. В 2013 г. НДС обеспечил бюджету страны 128,3 млрд грн поступлений, но при этом мимо бюджета прошло еще от 48 до 53,3 млрд, считают разработчики налоговых предложений из организации "Реанимационный пакет реформ", в которую входит несколько некоммерческих организаций.
Проблемы с минимизацией существуют и при уплате налога на прибыль, за счет которого в 2013-м в бюджет поступило 54,3 млрд грн, и при использовании единого налога. По мнению консультантов при Минэкономразвития и торговли, из шести групп, работающих на едином налоге, три (третья, пятая и шестая) используются главным образом для минимизации обязательств компаний перед бюджетом.
Чтобы ликвидировать эти дыры, активисты от бизнеса при МЭРТ предлагают несколько методов. Например, сделать дифференцированную ставку НДС для операций с плательщиками и неплательщиками этого налога (7 и 17% соответственно). Это, по оценкам активистов, должно увеличить поступления от НДС в бюджет примерно на треть и при этом повысить объем оборотных средств для компаний-производителей по меньшей мере на 12%, или до 100 млрд грн в год.
По мнению разработчиков, можно улучшить ситуацию с уплатой налога на прибыль, если снизить его размер до 10%, взимать его только с разделенного дохода (то есть дивидендов и других выплат, которые делаются за счет прибыли предприятия), а для компенсации потерь бюджета ввести 1-процентный налог на основные фонды компаний.
В конце мая представители рабочих групп при Минэкономразвития и торговли оформили все свои предложения в концепцию реформирования налоговой системы Украины. Правда, эта концепция будет носить лишь рекомендательный характер, в отличие от наработок, которые готовятся при Министерстве финансов.
Тихой сапой
Основной мозговой центр в наработке реформ находится все же не в МЭРТ, а в Минфине и уже официально подчиненной ему налоговой службе Украины.
Без революционных проектов (или, по крайней мере, их имитации), конечно, тоже не обошлось.
К примеру, 22 мая Кабинет министров одобрил проект закона о налоговой амнистии, или, как этот законопроект называется официально, о налоговом компромиссе. С идеей провести налоговую амнистию носился еще экс-министр доходов и сборов Александр Клименко, но тогда дальше обсуждений дело не пошло.
Суть разработанной сейчас в налоговой службе инициативы в том, что в обмен на то, что бизнес официально признает, какой объем налогов он укрыл от государства в прошлом, государство "простит" ему 85% от этой суммы. То есть в случае, если компания уклонилась от уплаты, к примеру, 100 тыс. грн налога, она сможет заплатить в бюджет 15 тыс. грн и не бояться, что налоговики опять месяцами будут блокировать ее работу, пытаясь доказать факт уклонения (чтобы добиться от нее дополнительных выплат).
"Инициатива в принципе не плохая. В ряде других государств амнистию проводили "бесплатно", за открытие информации о суммах минимизированного налога в прошлом с бизнеса ничего не брали, в Украине же он должен будет заплатить 15% от этой суммы. Но в целом налоговая амнистия должна позволить компаниям и бизнесу "забыть" прошлое и начать работу без уклонения от уплаты налогов", — говорит А.Деревянко из ЕБА. Правда, к тому, как прописан этот механизм сейчас, все же есть ряд вопросов. К примеру, согласно проекту закона, налоговая оставляет за собой право проверить сумму минимизации, озвученную компанией. "Но это создает большой коррупционный риск, ведь у бизнеса будет соблазн договориться с налоговиками о сумме минимизации в прошлом, чтобы уменьшить размер утаенного налога, а значит, и размер 15-процентной платы с него", — отмечает эксперт. Она уверена: проверять "прошлое" в этом случае налоговики должны не выборочно, а в обязательном порядке.
А советник юридической фирмы Silver Seal Advisors и специалист по налоговому праву Ярослав Абрамов считает, что вопросов к проекту закона еще больше. "Исходя из документа, не совсем ясно, что же именно должен задекларировать бизнес в рамках налогового компромисса. Только ли то, что он утаивал от налоговых органов в Украине, или также средства, выведенные (в результате минимизации) на зарубежные счета, — задается вопросом он. — И если так, то стоит ли ожидать также валютной амнистии, а не только налоговой (ведь валютная амнистия — это прерогатива Нацбанка)?".
Еще несколько важных изменений, которые обсуждаются в Министерстве финансов, пока не оформлены документально. Но, по словам собеседников ZN.UA в этом ведомстве и специалистов, участвующих в наработке идей, скорее всего, они также выльются в конкретные законопроекты.
Во-первых, речь идет о желании правительства включить в список подакцизных товаров электроэнергию и газ. Этого требуют директивы Евросоюза. Правда, прямых обязательств привести украинское законодательство к нормам ЕС у Киева нет, но движение в сторону экономической интеграции с Европой рано или поздно поставит этот вопрос на повестку дня, поэтому в Минфине предпочитают готовиться к этому уже сегодня.
Во-вторых, Минфин предлагает объединить все мелкие специальные налоги в один рентный платеж. Детали инициативы пока неясны, но бизнес-лобби и консультанты высказываются в поддержку идеи, ведь сейчас администрирование массы специальных налогов забирает у компаний много времени и ресурсов.
Незабытое старое
Наконец, требует решения вопрос, как все-таки будут облагаться налогами аграрии Украины. Сейчас для них действует льготный режим налогообложения, и основная льгота — возможность компаний перечислять НДС на спецсчета, не уплачивая его в бюджет, а используя для собственных нужд. Правительство настаивает, что этот режим нужно пересмотреть. "Даже сами аграрии признают, что нынешний льготный режим налогообложения для них не стимулирует развитие сельского хозяйства, инвестиции в него, а лишь позволяет увеличить прибыль, которую можно вывести из бизнеса благодаря льготным налогам, и способствует возникновению "серых" схем с использованием агропредприятий", — говорит Я.Абрамов.
Первую попытку отменить эту льготу премьер-министр Арсений Яценюк предпринял еще в марте, когда вносились изменения в госбюджет-2014. Тогда эта попытка потерпела фиаско: в обмен на голоса депутатов в поддержку изменений в бюджет Кабмин согласился отложить ликвидацию льготы. Но Международный валютный фонд, с которым Украина в апреле подписала соглашение о сотрудничестве, все равно настаивает на ее отмене. Причем сделать это Украина должна уже до октября 2014 г.
На текущей неделе замминистра финансов Денис Фудашкин опять собирал аграриев у себя, чтобы обсудить с ними вариант компромиссного решения, но все четыре озвученных им предложения все равно сводились к ликвидации льгот, говорит генеральный директора Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа. Бизнес же готов обсуждать отмену части льгот и проблемы с поступлением налогов от работы аграрного сектора в бюджет, лишь если Кабмин предусмотрит другие варианты поддержки сельского хозяйства, иначе компании потеряют позиции не только на внешних, но даже на внутреннем рынке, уверяет он. "Вариант компромисса еще не найден, но понимание, что его нужно искать, у всех есть", — подчеркивает В.Лапа. Одним из вариантов такого компромисса со стороны бизнеса, по его словам, может быть, к примеру, уплата специального социального сбора для местных бюджетов.
Но если не считать этих инициатив, Минфин мыслит более приземленно и предпочитает не революционизировать процесс, а скорее, исправлять недостатки в существующей системе. Именно на это направлено большинство нынешних разработок и усилия рабочих групп.
К примеру, чтобы улучшить ситуацию с уплатой НДС и обеспечить большую прозрачность процесса его администрирования, обсуждается возможность введения специальных счетов компаний в банках для начисления на них НДС. В свое время такие счета вводились в Болгарии и Азербайджане, в Украине же можно попытаться внедрить усовершенствованную практику, которая не будет приводить к снижению объема оборотных средств предприятий (как это было в этих двух странах), предлагают авторы "Реанимационного пакета реформ".
Аудиторская компания "Делойт Украина" разработала предложения по сближению налоговой и бухгалтерской отчетностей для компаний. А их коллеги из KPMG предлагают Министерству финансов улучшить защиту прав бизнеса в общении с налоговиками. А для этого — внести в Налоговый кодекс поправки, которые бы запрещали доначислять предприятию налоговые обязательства из-за нарушений законодательства другим юрлицом; запретить дважды облагать налогом один и тот же экономический доход, но также запретить и дважды учитывать одни и те же экономические расходы в расчет затрат этого налогоплательщика. Кроме того, в KPMG предлагают ввести финансовую ответственность госорганов за нарушение прав налогоплательщиков. К примеру, взимать с налоговиков штраф за несвоевременный возврат налогов компании, скажем, в размере 120% учетной ставки НБУ.
Пока подготовка изменений к законодательству еще находится на этапе сбора мнений компаний, и они активно участвуют в этом процессе. Точных сроков подготовки этих изменений в правительстве не ставят. Вряд ли стоит ожидать конкретных наработок в виде законодательных актов до середины лета или даже позже, говорят собеседники ZN.UA в Минфине. Но бизнес надеется, что в Кабмине затеяли эту работу не просто так, и их инициативы не канут бесследно в Лету. Ведь если о всех нынешних затеях останется лишь воспоминание, тогда окончательно исчезнет и так зыбкий кредит доверия бизнеса к нынешней власти.