26 июня в Кабинете министров состоялось пышное мероприятие в честь 100 дней работы нового руководства Государственной фискальной службы, то есть Миндоходов. Прелесть ситуации в том, что Миндоходов продолжает существовать. Разделение Налоговой и Таможни уже по сути отменилось. Для виду их отделят друг от друга, но оставят соединенными на уровне базы данных. Оказалось, что для очередной реформы нет денег.

Тем временем на Таможне существует двоевластие. Ею одновременно руководят Виталий Науменко и Анатолий Макаренко.

ЭП уже не раз писала, со ссылкой на предпринимателей, что с приходом новой власти контрабанда и взимание мзды никуда не делись. Так вот, совершенно непонятно, каким образом теперь разводятся коррупционные потоки внутри ведомства.

В Налоговой в этом смысле порядка больше. Владимир Хоменко, который отчитывался об успехах за 100 дней, одновременно является заместителем министра доходов и сборов и первым заместителем Государственной финансовой службы. Его формальный (не реальный) шеф Игорь Билоус также сидит на двух стульях.

Но вот что интересно: второго стула ни у Хоменко, ни у Билоуса с юридической точки зрения нет. Кабмин взял за правило не публиковать собственные решения о назначении верховных налоговиков. То ли документы содержат некие извращенные формулировки, то ли их в окончательном варианте не существует, а содержание "драфта" многократно редактируется в зависимости от раскладов во власти.

Ведь не является секретом, что Хоменко ассоциируется с премьером Арсением Яценюком (вот откуда его невероятная свобода действий), а Билоус - с депутатом Виталием Хомутынником и, время от времени, с одним известным днепропетровским предпринимателем.

Выступая на заседании в Кабмине, в числе достижений Хоменко упомянул невероятные успехи нового Миндоходов в борьбе с конвертационными центрами и "налоговыми ямами".

Действительно, буквально в первые дни рассыпалась так называемая госпрограмма, которая занималась централизованным "обналом", распределяя часть доходов в пользу "семьи", а другую часть - в пользу бюджета. Заслуги руководства Миндоходов в этом смысле крайне скромные, потому что "конверты" закрылись сразу после бегства Виктора Януковича и его команды.

Зато на месте "госпрограммы" буйным цветом выросли так называемые конверты-партизаны. Это самостоятельные субъекты предпринимательской деятельности, которые на условиях хозрасчета по старинке занимаются "обналом" и прочими нужными стране операциями.

Правда, если до прихода Януковича ставки за "обнал" были на уровне 3-5%, а по "госпрограмме" доходили до 10-14%, то сейчас стоимость услуги не падает ниже 9-10%. Причина в том, что в любой день могут прийти налоговики. Но могут прийти, а могут и не прийти. И не факт, что после их прихода происходит что-то необратимо ужасное.

По данным ЭП, из неделю в неделю на аппаратных совещаниях в министерстве признается факт, что новое руководство Миндоходов уже четыре месяца не может добиться ликвидации "конвертов" и "ям". Все это, кстати, фиксируется в официальных документах министерства.

Например, в протоколе аппаратного совещания №18 от 11 июня 2014 года в очередной раз зафиксировано "последнее китайское предупреждение": "Предупредить руководство главных управлений Миндоходов в областях, г. Киеве и Центральном офисе о персональной ответственности за надлежащую и своевременную отработку "схемного" налогового кредита по НДС, сформированного субъектами хозяйствования".

Проходит еще неделя, и руководство Миндоходов (ГФС) издает новое поручение: "Руководству главных управлений Миндоходов в областях, г. Киеве, Центральном офисе, СГНИ (ГНИ) обеспечить организацию максимально эффективно работы по отработке "схемного" налогового кредита, ликвидации "налоговых ям", "партизан" и т. д.".

Это нормотворчество длится уже четыре месяца.

Каково рациональное зерно во всем этом?

Дело в том, что обещанная Майдану налоговая реформа даже не началась. Облегчения отношений с налоговиками на уровне ежедневного общения также не произошло. Государство продолжает давить бизнес высокой налоговой нагрузкой, в том числе - сумасшедшими начислениями на фонд заработной платы.

К этому добавляются проверки, выемки документов, уголовные дела и прочие "прелести". Как и во времена Януковича, такой порядок вещей загоняет предпринимателей в тень. Им по-прежнему необходимы и "конверты", и "ямы".

А значит, рационально признать их необходимость как часть извращенной системы регулирования экономики Украины. Вплоть до того, что перестать преследовать "конверты". Пусть оказывают свои услуги за какие-нибудь символические 3-5%. А то получается, что новая власть, с одной стороны, рассказывает о борьбе с нездоровыми явлениями "теневой экономики", а с другой - всячески способствует их расцвету.

Любопытен еще один факт. Как бы новое руководство министерства ни поливало грязью своих предшественников, которых есть в чем упрекнуть, но при "отработках" они продолжают пользоваться теми самыми приказами, которые подписал Александр Клименко.

В частности, это приказы №948 от 31 октября 2012 года "Об утверждении методических рекомендаций о порядке взаимодействия между органами ГНС при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков" и №880-ДСП от 30 декабря 2013 года "Об утверждении инструкции о взаимодействии органов доходов и сборов до и во время проведения досудебного расследования уловных правонарушений".

Выходит, нынешние "друзья бизнеса" пользуются теми документами, которые, по их же словам, действовали во время расцвета "конвертов" и "налоговых ям". Нет ли двуличия в этих словах?

Давайте на секунду вспомним, какой информационной базой и какими объемами информации в ней обладает Миндоходов. Напрашивается предположение, что на самом деле руководство министерства отчасти может, но не хочет закрывать схемы уклонения от уплаты налогов.

Факт продолжения существования схем подтверждается не только внутренними документами Миндоходов, но и цифрами.

Новые руководители министерства неоднократно объявляли, что объем украденных у страны средств посредством применения схем, связанных с "налоговыми ямами", в 2013 году достиг 300 млрд грн. Тогда очевидно, что в результате прекращения их действия бюджет ежемесячно должен был дополнительно получать 15-20 млрд грн НДС и налога на прибыль.

Вместо этого сбор обоих главных налогов по сравнению с 2013 годом обвалился еще более. Тут нет никакого смысла кивать на потерю поступлений из Крыма (они давали вместе с Севастополем каких-то 3%) и востока страны.

Да, Донбасс "провалил" поступления в бюджет на сотни миллионов гривен в месяц, но ликвидация схем, если бы она случилась, позволила бы эти проблемы перекрыть с лихвой. Пусть не на 15-20 млрд грн, но на 10-15 млрд грн в месяц - точно.

Как оценивать эти цифры? Либо новая власть врет об объемах украденных в 2013 году денег, либо в 2014 году их продолжают воровать в тех же объемах. Причем, похоже, не без участия самих налоговиков.

Это подтверждается еще одним внутренним документом Минсдоха - приказом №332 от 4 июня 2014 года "О состоянии организации работы Миндоходов и его территориальных органов по обеспечению поступлений платежей в апреле 2014 года".

Как следует из этого приказа, выполнение индикативного показателя (то есть плана поступлений) не выполнено не только ГУ Миндоходов в Донецкой области (72,9%), но и ГУ Черкасской области (78,4%), Запорожской области (87,9%), Ивано-Франковской области (88,1%), Киева (84%) и почти всех остальных областей.

То есть напряженность на востоке явно не доминирует. Скорее, налицо общий упадок в ожиданиях бизнеса, который так и не дождался обещанного облегчения. Это притом, что с него продолжают брать налоги наперед. В частности, с начала 2014 года переплаты выросли более чем на 9 млрд грн.

Переплаты в госбюджет, млрд. грн.

01.01.2010

14,3

01.01.2011

14,9

01.01.2012

18,7

01.01.2013

21,2

01.07.2013

28,7

01.01.2014

27,1

01.04.2014

33,8

01.05.2014

34,7

01.06.2014

36,3

Вот перечень предприятий, заплативших больше всего переплат по итогам первого полугодия 2014 года.

Название предприятия

На 01.03

На 01.04

На 01.05

На 01.06

Северный ГОК

0,00

98,99

700,76

814,58

Алчевский металлургический комбинат

582,28

582,21

582,21

582,21

Ингулецкий ГОК

0,00

147,55

315,77

516,42

ДТЕК Трейдинг

129,75

504,79

497,49

490,17

НАК "Нафтогаз Украины"

156,93

215,43

349,23

442,53

Центральный ГОК

0,00

29,83

405,93

394,70

Южный ГОК

151,10

150,82

83,94

327,06

"Лемтранс"

70,48

332,66

329,09

325,57

Криворожский железнорудный комбинат

116,54

136,87

335,99

315,66

"Запорожтрансформатор"

192,84

271,50

265,63

299,78

Запорожский железнорудный комбинат

158,81

46,62

47,06

263,89

Харцызский трубный завод

0,17

219,51

217,11

214,53

"Киевэнерго"

204,99

205,50

205,42

205,41

"Укртрансгаз"

164,29

195,92

195,65

195,93

"Днепровагонмаш"

0,16

179,02

176,65

174,24

Днепровский меткомбинат имени Петровского

167,12

167,06

167,11

167,12

"Укрнафта"

108,81

297,20

186,75

152,31

НАЭК "Энергоатом"

241,82

178,31

151,40

143,51

Стахановский вагоностроительный завод

131,36

144,36

141,45

138,42

Корпорация "ИСД"

119,73

118,04

116,35

114,66

Сохраняется еще одна проблема - наращивание задолженности бюджета перед бизнесом, невиданное даже в прошлые годы. В своих выступления новое руководство Миндоходов постоянно акцентирует внимание на том, что объемы возврата НДС растут, и оно даже думает расширить число предприятий, получающих его "автоматом".

На самом деле, возмещение НДС в 2014 году растет главным образом за счет того, что получателей возмещения заставляют платить наперед налог на прибыль. Причем даже в больших масштабах, чем в 2012-2013 годах. И при всем этом задолженность по возмещению НДС тоже выросла - на 4,1 млрд грн с начала 2014 года.

Задолженность по возмещению НДС на текущие счета, млрд. грн.

01.01.2010

21,8

01.01.2011

21,9

01.01.2012

19,7

01.01.2013

15,2

01.07.2013

14,5

01.01.2014

14,9

01.04.2014

19,0

01.05.2014

19,5

01.06.2014

19,0

А вот топ-20 предприятий, которые не получили возмещение НДС из бюджета. Конечно, на волне псевдопатриотизма можно говорить, что не следует возмещать бюджетную задолженность Ринату Ахметову и Сергею Таруте. Дескать, допустили такое развитие ситуации в Донбассе - денег не получите. Однако едва ли это правильно, даже с политической и человеческой точек зрения.

Хотя понятно, что "Черноморнефтегазу" уже ничего возмещать не нужно. Компания аннексирована Россией вместе с Крымом.

Название предприятия

Остаток на 01.03

Остаток на 01.04

Остаток на 01.05

Остаток на 01.06

Корпорация "ИСД"

2 353,37

2 295,22

2 185,59

2 071,63

Мариупольский ММК имени Ильича

763,97

1 040,23

514,08

327,30

ДАК "Черноморнефтегаз"

600,04

590,89

574,10

574,10

"Запорожсталь"

570,74

703,12

729,30

180,78

Компания "Райз"

101,60

422,64

575,92

709,71

ДМКД

278,95

300,50

347,23

344,35

Металлургический комбинат "Азовсталь"

263,54

376,04

180,33

111,11

Енакиевский металлургический завод

233,55

312,16

168,14

58,91

Стахановский вагоностроительный завод

174,46

174,46

174,46

175,35

"Донецксталь - металлургический завод"

197,85

292,67

32,84

66,35

Запорожский завод ферросплавов

161,74

141,46

109,46

74,73

"Интерпайп - Нижнеднепровский трубопрокатный завод"

73,02

68,74

62,33

89,48

Алчевский коксохимический завод

31,46

64,48

62,33

7,90

"Киевэнерго"

44,17

44,17

36,77

35,53

Центральный ГОК

н/д

88,71

28,73

14,60

Завод полупроводников

25,64

25,29

24,65

24,89

Харцызский трубный завод

12,15

10,77

48,97

24,67

"Запорожтрансформатор"

17,58

12,59

23,69

29,75

Артемовский завод по обработке цветных металлов

28,11

28,48

24,04

н/д

Авдеевский коксохимический завод

14,37

17,27

18,03

28,38

Какими еще "достижениями" может похвастаться команда Билоуса-Хоменко? Безусловно, продолжением вакханалии на уровне проведения "масок-шоу", выемками документов и внеочередными проверками. Из последних новаций налоговой милиции можно отметить изъятие документов и компьютеров для проверок киевских предприятий на предмет финансирования сепаратистов.

Докладывая об итогах 100 дней работы, Хоменко заявил о закрытии тысячи ранее открытых уголовных производств. Действительно, бизнес отмечает полное отсутствие давления, целью которого является отбирание бизнеса - такой вид активности процветал во времена "семьи". Однако при этом, по словам Хоменко, новых дел открыто в четыре раза больше.

"С начала года открыто 3 964 уголовных производств, что вдвое меньше, чем за тот же период 2013 года. Также за последние три месяца, по результатам проведенной инвентаризации, было закрыто 1 009 уголовных производств. Мы стали более требовательными к материалам собственных разработок", - сообщил Хоменко.

То есть ни о какой декриминализации ответственности за экономические правонарушения речь тоже не идет. Хотя Хоменко делает поразительный вывод.

Только 6% начатых в 2014 году уголовных производств касаются представителей малого бизнеса. "Следовательно, уголовное производство в отношении представителей малого бизнеса - скорее исключение. Малый и средний бизнес должны чувствовать себя в безопасности", - говорит замглавы Миндоходов и ГФС.

Подведем итоги работы налоговиков за полгода. Из позитива: исчезли все рудименты, связанные с "семьей". В частности, "госпрограмма" и отбирание бизнеса через "наезды". Из негатива: все остальные явления по-прежнему процветают. Переплаты по налогам, задолженность по НДС, НДС взамен налога на прибыль, выемки, внеплановые проверки.

Налоговики при новой власти так и не повернулись лицом к бизнесу и вряд ли это сделают.

ЭП направила запрос главе Миндоходов - ГФС Игорю Билоусу. В очередной раз он не нашел времени ответить.

Комментарий. Об изменениях в условиях работы большого бизнеса

Артур Сурменко, управляющий партнер АФ "ОЛГА аудит"

- Не то, чтобы в условиях работы крупного бизнеса не произошло изменений.

Действительно, сейчас в меньшей мере открывают уголовные дела на руководителей компаний. На них не давят для того, чтобы забрать бизнес, уважительней и осторожней стало отношение контролеров в работе с плательщиком.

Однако в целом, на мой взгляд, в качестве работы ничего не изменилось.

В налоговой службе работают те же люди. Они работают так, как умеют, и как их научили или не научили.

На мой взгляд, отсутствует доверие как основа всего того, что должно происходить между контролирующим органом и бизнесом. Никто никому не верит.

Бизнес не верит, что контролирующий орган уже не карает, а помогает корректно платить налоги, и наказывает только в случае, если видит очевидные нарушения. Контролирующий орган не верит, что бизнес платит и будет платить налоги.

Планы по результатам проверок убрали, но, судя по тем случаям, с которыми мы сталкиваемся, суммы по актам почему-то не уменьшаются по сравнению с теми, которые планировались ранее.

Почему так? Потому что бизнес глупый и не понимает, как считать налог на прибыль и НДС, или потому что налоговики продолжают искать причины для доначисления налогов? Я склонен верить во второй вариант. Формальные причины для доначислений находятся.

Отдельно можно обсуждать качество законов. В них ничего не изменилось в лучшую сторону. Закон "О налоговом компромиссе" написан ужасно. Наверняка точно так же он будет исполняться, если не внести нормальные правки.

В общем, вопрос комплексный. Безусловно, какому-то налогоплательщику стало легче или проще. Кому-то возместили НДС, кого-то "не прессуют", но общий подход к делу не изменился.

Нет партнерства государства и бизнеса, о котором много говорят. Пока что, на мой взгляд, существуют два противоборствующих субъекта, не доверяющих друг другу.

Для доверия необходимо начинать с простых вещей, которые должны, конечно же, исходить от более сильного игрока, который может покарать, - государства. Что-то нужно отменить, что-то упростить, на что-то закрыть глаза. Это будет настоящий налоговый компромисс.

Предложений от бизнеса поступает множество, но реализация предложений пока, увы, отсутствует. Наблюдаются только совещания, встречи, рабочие группы, составление планов на будущее. Возможно, в будущем все это приведет к чему-то важному и хорошему, но на данный момент практического результата нет.