Как известно, согласно принятым под новый год изменениям в налоговое законодательство, процесс внедрения системы электронного администрирования разбит на два этапа. На первом (с 1 февраля по 1 июля 2015 г.) вводятся два новшества: НДС-счета и регистрация абсолютно всех налоговых накладных в электронном виде. В этот период на НДС-счета предприятия будут перечислять лишь те суммы, которые соответствуют согласованным налоговым обязательствам.
А вот со второго полугодия, когда система заработает в полном объеме, на НДС-счета в казначействе придется перечислять средства, рассчитанные по довольно сложной формуле. Ее суть, впрочем, сводится к тому, что бизнесу, во избежание штрафных санкций и прочих неприятностей со стороны фискальных органов, придется фактически заморозить шестую часть собственных оборотных средств на НДС-счетах. Распоряжаться ими предприятия уже не смогут: с этих счетов можно только перечислить налог в бюджет.
По большому счету, речь идет о завуалированном введении поголовной авансовой уплаты налога – таким образом КМУ надеется заткнуть неизбежные бюджетные дыры. Впрочем, на словах причиной введения новой системы администрирования называют необходимость борьбы с различными схемами неуплаты налогов.
Речь идет о довольно внушительных суммах. Как проговорился замминистра финансов Игорь Уманский, если бы нововведение заработало в полном объеме с 1 января текущего года, на НДС-счета отечественному бизнесу пришлось бы сразу перечислить 48 млрд. грн.
В самой идеологии подобных новшеств есть ряд интересных нюансов. Во-первых, идея о введении НДС-счетов – не изобретение нынешнего состава Кабмина. Ей вот-вот исполнится 11 лет, ведь впервые ее попытались внедрить еще в 2004 году с подачи не кого-нибудь, а Николая Азарова (в то время – первого вице-премьера и министра финансов). Повторно пролоббировать идею НДС-счетов Азаров пытался в 2006 году – и, что примечательно, оба раза власть вынуждена была отступить под шквалом критики со стороны бизнес-сообщества. Как видим, на практике Арсений Петрович не просто оказался прилежным учеником Николая Яновича, но и превзошел своего «попередника» в настойчивости и умении продавливать даже самые непопулярные решения.
Во-вторых, страны ЕС, которые провозглашаются нынешней властью в качестве образца для подражания, от практики НДС-счетов отказались, чтобы защитить собственный бизнес от упомянутого вымывания оборотных средств.
В-третьих, подобная практика не была предусмотрена и в коалиционном соглашении – но все-таки появилась в принятых в спешном порядке «реформистских законах», увязанных с принятием бюджета на 2015 год. Причем, по словам советника премьер-министра, народного депутата Александра Кирша («Народный фронт»), исходный вариант, предложенный Кабмином, был еще более жестким по отношению к предпринимателям. Сам Кирш, кстати, полугодовую отсрочку полноценного введения новой системы электронного администрирования НДС считает достижением и надеется, что за это время парламент успеет вообще ее отменить.
В-четвертых, внедряя реформу, КМУ нарушил собственный регламент. Дело в том, что необходимое постановление правительства «О внесении изменений в Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных» (без принятия которого невозможно было бы ввести регистрацию налоговых накладных в электронном виде) было принято 30 января 2015 года – то есть ровно за 2 дня до вступления нововведений в силу. И дело даже не в том, что своей нерасторопностью Кабмин спровоцировал чехарду и панику в бухгалтериях украинских предприятий, меняя правила игры в самый последний момент. А в том, что, согласно регламенту работы КМУ, его постановления могут приниматься только на заседаниях Кабинета Министров. Меж тем, 30 января была пятница, на которую не было официально назначено ни очередное, ни внеочередное заседание правительства (последнее официальное традиционно проводилось в среду, 28 января, но там вопрос о реестре налоговых накладных не рассматривался).
Следует полагать, что Яценюк то ли провел «тайное» заседание КМУ, то ли вообще — «псевдозаседание». И вновь не лишним будет вспомнить, что к точно такой же «секретной» практике прибегал все тот же Николай Азаров, который для принятия срочных и спорных решений проводил заседания т.н. малого Кабмина, о которых СМИ и общественность узнавали задним числом.
И, наконец, в-пятых. Бухгалтерии украинских предприятий в своей работе используют несколько программ электронной отчетности (АРТ ЗВІТ, Соната, M.e.Doc, Taxer и т.д.). После введения обязательной электронной регистрации налоговых накладных оказалось, что предприятия, использующие разные типы программ, не имеют возможности обмениваться друг с другом налоговыми накладными в электронном виде (а бумажные свое существование прекратили). Устранить несовместимость можно, если приобрести соответствующий дополнительный программный модуль. Но реализует такое ПО в Украине «узкий круг ограниченных фирм». Цена невелика – около 300 грн. Но если умножить эту сумму на количество фирм, срочно обновляющих свое ПО, можно прийти к выводу, что в течение нескольких дней кто-то заработал миллионы. И вряд ли это простая случайность, в которой чиновники не имеют вообще никакой заинтересованности.