Проанализировав последний вариант правительственных изменений в Налоговый кодекс, я сделала две колонки. В первую поместила негатив и риски. В другую - позитив. К сожалению, негатива оказалось намного больше. Много новых налоговых норм, которые рассматривает правительство, угрожают бизнесу и экономике.

Кроме попыток ввести 30-процентный налог на превышение затрат украинцев над их доходами, что уже вызвало негодование людей, есть и другие идеи, от которых веет прошлым.

Приведу лишь несколько примеров, которые касаются простых людей.

1. Введение налога на жилую недвижимость без исключений. Сейчас не облагаются налогами квартиры площадью до 120 кв. м и дома до 250 к. м.

2. Предоставления права налоговикам на проверку людей при наличии одного из пяти оснований в порядке, не определенном законом.

3. Повышение ставки земельного налога до 3% от денежной оценки. Действующая ставка - 1%.

4. Увеличение стоимости автомобилей через восстановление акциза за переоборудование транспортных средств.

5. Повышение ставки сбора на покупку валюты до 2%. Действующая ставка - 0,5%.

6. Введение прогрессивных ставок налогообложения на доходы физических лиц, в том числе на пассивные доходы.

7. Ликвидация банковской тайны.

Теперь примеры, которые касаются бизнеса.

1. Налогообложение коммерческой недвижимости.

2. Введение кассовых аппаратов для плательщиков единого налога.

3. Расширение перечня оснований для проведения внеплановых проверок.

4. Предоставление налоговым органам права взыскания налогового долга без обращения в суд в порядке, определенном Кабмином.

5. Обязательство налогоплательщиков сообщать, какие доходы они выплачивают людям и что продают, если стоимость реализованных товаров превышает 25 тысяч гривен.

6. Введение нового акциза, который наперекор европейским нормам устанавливается органами местного самоуправления.

7. Введение предельного размера наличного расчета до 15 минимальных зарплат в день.

Также можно упомянуть о желании правительства увеличить изъятие налога на доходы физических лиц из местного бюджета Киева еще на 25% - до 75%.

О чем свидетельствуют такие инициативы? В первую очередь - о нежелании отдельных людей в правительстве проводить реальную налоговую реформу и о старании заменить ее очередной фискальным и административным давлением.

У них есть иллюзия, что можно работать по-старому: проблему с дефицитом средств в бюджете решать за счет расширения полномочий фискалов и усиление налогового пресса. Закрыв при этом глаза на коррупционные схемы и налоговые ямы, искоренение которых позволило бы выполнить государственный и местные бюджеты.

Возникает вопрос: что делать, если на этапе выполнения взятых обязательств некоторые политики и чиновники стараются подменить реформу небольшим фасадным ремонтом, сохранив все гнилое коррупционное содержание?

Во-первых, тщательно изучать проекты документов и сверять их с Коалиционным соглашением. Конечно, в сжатые сроки детально выучить документы объемом 400 и больше страниц тяжело, но, если мы говорим о содержании, а не форме, это нужно делать.

В первую очередь, это касается законотворцев, экспертов, представителей предпринимательских структур, активистов и других небезразличных людей.

Во-вторых, в случае выявления горе-инициатив нужно говорить о них, блокировать их и принимать законы, которые будут уничтожать коррупционные барьеры и стимулировать экономику.

В-третьих, жестко контролировать чиновников и делать это независимо от того, насколько красиво они говорят. Оценивать за делами, а не по словам. Другого рецепту я не вижу.

Очевидно, что тема налоговой реформы будет политизироваться. Кроме того, есть большое количество лоббистских групп. Они работают, чтобы не допустить реальных изменений.

Соответственно, вокруг налоговой реформы будет много новостей - хороших и не очень. Однако нам нужно делать свое: менять систему, делать ее конкурентной, прозрачной и европейской. Особенно теперь, после утверждения парламентом программы действий правительства, составной частью которой является коалиционное соглашение.

В ней черным по белому записанное обязательство отказаться от карательной модели налогового контроля. Не только это, а и много конкретных предложений, среди которых реформа НДС и безусловное снижение ставки единого социального взноса.

Искренне надеюсь, что в правительстве это поймут, и вскоре в парламент будет внесенный тот проект налоговой реформы, который даст толчок экономике и заложит основу для среднего класса. Это то, что жизненно необходимо Украине и украинцам.