Не успели украинцы прийти в себя после бурного обсуждения предполагаемого введения налога на бездетность, как общественность взбудоражила новая весть: парламентарии собираются обложить налогами и предметы роскоши. Согласно нововведениям, за излишки жилплощади, дорогие покупки, автомобили, яхты и самолеты придется дополнительно раскошеливаться.
Напомним, Министерство соцполитики обнародовало законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно налога на богатство» еще минувшей осенью. Документ предполагал, что владельцы роскошных апартаментов, авто представительского класса, яхт и других дорогих средств передвижения ежегодно должны платить за все это удовольствие налоги в госказну. Кроме того, зажиточные украинцы должны отчислять определенные средства каждый раз при покупке так называемых предметов роскоши. Предполагалось, что закон будет работать с 1 января 2012 г. по 1 января 2017 г., но процесс продвижения проекта так и не был форсирован. Президент Украины Виктор Янукович назвал это естественным процессом принятия подобных законов. «Когда речь идет о «дай или отдай», сразу, как говорится, включаются все возможные и невозможные силы, чтобы не отдать», – пояснил глава государства. Сегодня же, по словам Президента, ведущие бизнесмены, такие как Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Константин Жеваго уже согласились платить новый налог. Глава страны убежден, что ВР Украины примет закон о налоге на роскошь: «Работа идет. Обязательно этот законопроект будет внесен, рассмотрен и принят».
За что будем платить?
Предметами роскоши будут считаться обувь, изделия из меха, кожи, ковры, текстиль, предметы искусства, антиквариат, за которые владельцы выложили свыше 30 минимальных зарплат (32 190 грн). Облагаться налогом будут также изделия из драгметаллов или драгоценных (полудрагоценных) камней, часы, мобильные телефоны, оружие, за которые уплачено свыше 20 минимальных зарплат (21 460 грн). Налог будет взиматься один раз при покупке в сумме 10% от стоимости на момент покупки или ввоза на таможенную территорию Украины. Владельцы самолетов и вертолетов будут платить каждый год 0,2% от минимальной зарплаты за каждый килограмм взлетной массы. К примеру, за известный вертолет Eurocopter со взлетной массой примерно в 3,5 т придется платить 7511 грн. Яхты и другие плавательные средства для спорта и отдыха с мощностью двигателя от 75 кВт также обойдутся владельцам в копеечку – им придется платить каждый год 0,2% от минимальной зарплаты за каждый 1 кВт мощности, т. е. яхта с мощностью двигателя в 75 кВт обойдется в 16 095 грн. Впрочем, суда старше 20 лет облагаться налогом не будут.
Наряду с этим увеличится и налог на доходы. Если таковые превышают 16095 грн в месяц (свыше 15 минимальных зарплат на 1 января), ставка налога для суммы превышения увеличивается до 20% (для всех остальных этот налог сейчас составляет 15%). Если же сумма доходов в месяц превышает 10 730 грн (10 минимальных зарплат), будет взиматься 17% с суммы превышения. Налоговое бремя за элитную недвижимость будет варьироваться от 4292 до 8584 грн. К этой категории законодатели отнесли квартиры свыше 200 кв. м. и дома больше 400 кв. м. Владельцы таких апартаментов обязаны будут платить каждый год 2% от минимальной зарплаты за каждый квадратный метр, т. е. 4292 грн за квартиру в 200 «квадратов» и 8 584 грн за дом в 400 «квадратов».
Любителей прокатиться с шиком на авто представительского класса также ожидает опустошение карманов. Автомобили с объемом двигателя свыше 3400 куб. см (Infiniti, Lexys, Porche, BMW M3, Toyota FJ Cruiser, Mersedes S600), мотоциклы с объемом двигателя свыше 800 куб. см будут отнимать у их владельцев 20% от минимальной зарплаты за каждые 100 куб. см. К примеру, за Mersedes S600 с объемом двигателя в 5500 куб. см придется платить 11 803 грн. Но транспортные средства, которым более 7 лет, налогом облагаться не будут.
«За» и «против»
Олигархам новые процентные ставки налогообложения вряд ли испортят настроение, особенно учитывая то, что в некоторых аспектах в Украине такой налог уже давно действует. При приобретении автомобилей приходится дополнительно платить за каждый кубический сантиметр (чем больше объем двигателя, тем выше ставка транспортного сбора). Нетрудно догадаться, что бизнесмены найдут способ ухода от уплаты этого налога. Тем более что налогом предлагают обложить только собственность, зарегистрированную на территории Украины. А вот средний класс будет платить по максимуму, так как он не имеет возможности защититься от пробелов в законодательстве и чиновничьего произвола. Многие эксперты считают, что главной опасностью этой фискальной меры является то, что она может превратиться в наказание за богатство и будет чаще применяться к среднему классу, а не к миллиардерам из списка Forbes, набившим руку на способах ухода от налогов. Действительно, ведь средний класс практически не использует оффшоры, не регистрирует имущество в юрисдикции других стран, не выдумывает хитроумных схем владения дорогой собственностью. Но у большинства представителей среднего класса есть просторная квартира, загородный дом или дорогой автомобиль, которые и попадут под налогообложение в первую очередь.
Народный депутат и экс-министр экономики Сергей Терехин уверен, что власть избрала неправильный путь. «Основу богатства наших олигархов составляют проценты, дивиденды, роялти – так называемые пассивные доходы. Их-то и нужно обложить налогом. А вот людей занятых я бы, наоборот, освободил от налогового бремени», – заявил г-н Терехин. Эксперты считают, что предусмотренная прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц будет значительно тормозить развитие среднего класса, который только встает на ноги. «Если и вводить прогрессию, то длинную, чтобы не трогать средний класс. Если доход больше $1 млн в год – плати налог, если меньше – нет», – считает С. Терехин.
Первый замглавы АП Украины Ирина Акимова, напротив, очень оптимистично смотрит на прохождение в парламенте такого законопроекта: «Этот закон, по крайней мере, в течение первого года действия может принести в бюджет до 500 млн грн». Инициатор же законопроекта Сергей Тигипко ранее говорил, что налог будет ежегодно приносить казне больше – около 800 млн грн. При этом эксперты согласны, что налог действительно даст бюджету сотни миллионов, но прогнозируют, что многие будут уходить от его уплаты. Ведь всем известно о существовании давно отработанных схем уклонения от уплаты подобных налогов – например, когда автомобили и недвижимость регистрируются на юрлиц, у которых их берут в аренду фактические владельцы. Но г-жа Акимова уверена, что никакие помехи и разногласия не помешают принятию закона: «Идеология этого закона правильная, потому что он писался не просто так. Смотрели, прежде всего, на примеры других стран. Судя по тому, какие были предварительные дискуссии, я думаю, что этот закон в парламенте пройдет даже без дополнительного давления, потому что все понимают, что социальная справедливость связана с финансовыми обязательствами тех, кто получает больше. Поэтому я оптимистично смотрю на прохождение этого закона».
Зарубежный опыт
К слову, наши северные соседи тоже давно задумываются о введении подобного налогообложения. Впрочем, Федеральная налоговая служба РФ раскритиковала планы по введению отдельного налога на роскошь и предлагает вместо этого усовершенствовать транспортный налог и ввести налог на недвижимость. В свою очередь, Минэкономразвития РФ заявляет, что под действие налога, если он все-таки будет введен, попадет только недвижимость от 1000 кв. м. По данным ФНС, для этого нет необходимости придумывать новый налог – достаточно просто ввести повышенную ставку налога на недвижимость большой площади. При этом налоговики утверждают, что планку можно снизить с 1000 до 500 кв. м. Опросы показали, 2/3 россиян поддерживают введение налога на роскошь, вот только представления о роскоши, как выяснилось, черпают из голливудских фильмов. Основными атрибутами роскоши россияне считают наличие вилл, яхт и лошадей. А вот Минэкономразвития РФ считает, что роскошь – это уже автомобиль мощностью более 250 лошадиных сил. Но стоимость такого автомобиля в России может составлять 500 тыс. руб. или даже меньше, что на роскошь не очень похоже.
Впрочем, брать все эти налоги как в России, так и в Украине зачастую просто не с кого. Например, квартир площадью более 1000 кв. м в Москве насчитали всего 18, да и их к принятию закона владельцы успеют разделить на несколько долей. Роскошных яхт в частной собственности эксперты обнаружили всего четыре, а самолет бизнес-класса – всего один.