Недавно состоялся визит Министра иностранных дел Украины Константина Грищенко в Азербайджан. В ходе обсуждения двусторонних проблем сотрудничества между Украиной и Азербайджаном руководство Азербайджанской Республики выразило крайнее беспокойство фактом увеличения объема поставок украинского вооружения и военной техники в Армению. Азербайджанская сторона обратила внимание на недопустимость этого факта в связи с тем, что наращивание поставок вооружения Армении со стороны Украины может обострить ситуацию в регионе и воспрепятствовать инициированному главами государств РФ, США и Франции процессу мирного урегулирования Нагорно-Карабахского вопроса. Представители Азербайджана привели ряд примеров, свидетельствующих об увеличении поставок украинского оружия в Армению, и обратились к главе МИД Украины с просьбой принять меры по недопущению действий, которые бы привели к срыву переговорного процесса.

Документы Государственной службы экспортного контроля Украины, попавшие в руки журналистов, подтверждают факт наращивания поставок вооружения в Армению. Эти документы также свидетельствуют, что в структуре «Укрспецэкспорта» экспортными поставками товаров военного назначения и двойного использования в Армению традиционно занималась Государственная внешнеторговая и инвестиционная фирма «Укринмаш», которую до февраля 2011 года возглавлял нынешний гендиректор «Укрспецэкспорта» Дмитрий Перегудов. Именно под его непосредственным руководством проводились переговоры с армянской стороной, готовились и заключались контракты на поставку вооружений и военной техники в Армению. Заняв пост гендиректора «Укрспецэкспорта», Дмитрий Александрович, естественно, продолжил развитие наработанных контактов с армянскими партнерами. В частности, ускорились поставки армянской стороне товаров военного назначения во исполнение ранее заключенных контрактов, расширился объем и номенклатура вооружений согласно новым контрактам.

 Это все являлось бы логичным, правильным и выгодным для украинского государства, если бы не особенность геополитической ситуации в Закавказском регионе, которая сегодня характеризуется нарастанием военно-политического противостояния между Азербайджаном и Арменией. По утверждению международных обозревателей, ситуация в отношениях между этими странами в настоящее время характеризуется весьма четко проявляющейся «гонкой вооружений». Данный процесс начал фиксироваться еще примерно с 2005 года, однако именно в последние несколько лет стороны конфликта стали осуществлять массовые закупки вооружений и военной техники. «Хочешь мира — готовься к войне» - это хорошо известное правило является сегодня руководством к действию для Армении и Азербайджана, вовлеченных в многолетний конфликт из-за Нагорного Карабаха. Провал очередной встречи лидеров Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, которая состоялась 24 июня 2011 года в Казани под патронажем президента РФ Дмитрия Медведева, как и предыдущие неудачи мирного процесса «на высшем уровне», привел к росту милитаристской риторики. Уже 4 июля начальник пресс-службы Минобороны Азербайджана Азербайджана Эльдар Сабироглу заявил, что власти Армении постоянно срывают мирные переговоры по решению проблем в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. По его словам, это неминуемо приведет к началу военного конфликта между странами. Эльдар Сабироглу также добавил, что его страна ведет в этом направлении подготовительные мероприятия. В свою очередь, пресс-секретарь министра обороны Армении Давид Карапетян, комментируя сообщения азербайджанских СМИ о нарушениях режима перемирия со стороны Армении, заявил, что Азербайджан тем самым пытается подготовить почву для будущих провокаций. «Армянские вооруженные силы в состоянии дать адекватный ответ всем провокациям Азербайджана», - подчеркнул Давид Карапетян. Как говорится, комментарии здесь излишни.

 Руководствуясь нормами международного права относительно передачи товаров военного назначения и двойного использования, Украина успешно осуществляет военно-техническое сотрудничество как с Азербайджанской Республикой, так и с Республикой Армения. Однако в нынешних реалиях политика Украины в сфере военно-технического сотрудничества с этими странами должна проводиться крайне сбалансированно, с учетом состояния двусторонних отношений между ними, и желательно - в рамках сложившейся динамики поставок вооружений. Ведь любое значительное расширение объемов таких поставок одной из конфликтующих сторон неизменно вызовет обвинения другой стороны в адрес Украины. Как минимум в том, что Украина подобными действиями нарушает хрупкий статус-кво, «обостряет ситуацию» и «вредит переговорному процессу» (что, собственно, и произошло), а как максимум - в том, что она способствует эскалации очередного военного конфликта между Арменией и Азербайджаном. Поэтому сразу возникает вопрос: почему все-таки Украина в лице «Укрспецэкспорта» здесь так наивно «подставилась»? Неужели отечественный спецэкспортер, заключая контракты, не может просчитать политические последствия своих шагов? 

Кроме того, важно отметить, что в силу ряда исторических и политических обстоятельств стратегическим партнером в Закавказье в сфере военно-технического сотрудничества для Украины стал именно Азербайджан, в то время как Армения в этой сфере ориентируется на своего военно-политического союзника – Россию. В частности, по оценкам экспертов, общая сумма действующих контрактов с Азербайджанской Республикой по поставкам украинской стороной вооружений и военной техники составляет около 70 млн. долларов. Что же касается поставок украинских вооружений в Армению, то сумма действующих контрактов с Республикой Армения является значительно меньшей несмотря даже на то, что этот показатель существенно вырос за последний год. Здесь возникает следующий вопрос – а выгодно ли «Укрспецэкспорту», расширяя сотрудничество с одним из партнеров, создавать условия для обострения отношений с другим? 

Эти вопросы, прежде всего, следовало бы адресовать гендиректору «Укрспецэкспорта» Дмитрию Перегудову. Но уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что нынешний руководитель Госкомпании при организации военно-технического сотрудничества с Республикой Армения проявил политическую недальновидность и безответственность, последствием которой может стать серьезное ухудшение отношений Украины с Азербайджаном. Можно также говорить и о том, что логика действий нынешнего руководителя «Укрспецэкспорта» при заключении контрактов с Арменией является необъяснимой с точки зрения коммерческой выгоды для Госкомпании и украинского государства. Но, учитывая то, что господин Перегудов является успешным бизнесменом (о чем неоднократно сообщалось с СМИ), а также, принимая во внимание его давние партнерские отношения с представителями оружейных бизнес-кругов Армении, можно предположить, что здесь не обошлось без «личного интереса».

Западные обозреватели считают, что карабахский конфликт до сих пор не возобновился только потому, что у противоборствующих сторон не имеется пока достаточных для этого оснований. Одним из таких оснований может стать форсированное наращивание Арменией и Азербайджаном вооружений. Поэтому, выстраивая военно-техническое сотрудничество с этими странами, украинскому спецэкспортеру следует быть предельно предусмотрительным. Иначе Украина в глазах международного сообщества рискует оказаться в роли «поджигателя», раздувающего пламя тлеющего регионального конфликта.