И снова газотранспортная система Украины стала разменной монетой для украинской власти. Последние две недели только и разговоров — продадут, отдадут ГТС "Газпрому" либо сдадут в аренду (что в данном случае почти одно и то же)? Или все же на ее основе будет создан трехсторонний газотранспортный консорциум с участием европейских энергокомпаний, "Нафтогаза Украины" (или все же "Укртрансгаза")? Дадут ли европейские финансовые институты обещанный кредит на модернизацию газопроводов, если будет создано СП только с "Газпромом"? Придется ли платить "Газпрому"7 млрд долл. за невыбранный в 2012-м газ? Снизят ли россияне цену на газ для Украины и взамен на что?.. Попробуем ответить хотя бы на самые жесткие вопросы.

Перед саммитом ЕС—Украина В.Янукович и энергоблок правительства обижались на ЕС и Еврокомиссию за то, что они якобы оставили Украину один на один с "Газпромом". И поэтому у Киева нет другого выхода, как оформить дружбу с Кремлем путем создания СП. Видимо, так в администрации президента представляют "стимулирование" ЕС к поддержке евроинтеграционных устремлений Украины. Мол, ребята, вы не словом, а делом, а еще лучше деньгами поддержите. У европейцев на этот счет свои взгляды, о чем они, надо понимать, популярно битых два часа объясняли Януковичу в Брюсселе 25 февраля (подробнее читайте в материале Татьяны Силиной "За полчаса до весны").

В результате по итогам саммита было принято совместное заявление, в котором по сути в пункте 13 четко сказано, что если Украина только будет рассказывать о реформах в энергоотрасли, на солидарность ЕС ей нечего рассчитывать: "Лидеры приняли к сведению 7-й отчет о внедрении Меморандума о взаимопонимании относительно энергетического сотрудничества, а также подтвердили, что Украина как страна-транзитер остается надежным партнером ЕС, стремящимся обеспечить стабильное и безопасное движение газа в Европу. Они также подчеркнули важность украинской газотранспортной системы для транспортировки газа в страны — члены ЕС. Евросоюз будет продолжать поддерживать модернизацию украинской газотранспортной системы как ключевой части европейской энергетической сети. ЕС будет поддерживать Украину в интенсификации ее диалога с международными финансовыми институтами, чтобы выделить первый кредит для неотложного газотранспортного проекта "Реконструкция линейных сооружений газового трубопровода Уренгой—Помары—Ужгород (1-я фаза)".

 

В связи с этим для содействия развитию регионального газового рынка, в котором возьмут участие соответствующие страны ЕС, финансовые институты и компании, будут организованы совместные круглые столы высокого уровня. Лидеры с удовлетворением отметили, что с ноября 2012 года, благодаря эффективным газовым потокам в двух направлениях, Украина присоединилась к газовому рынку ЕС. Недавние инвестиции европейских энергетических компаний в Украину можно рассматривать как положительные сдвиги для присоединения Украины к европейскому рынку. Лидеры приветствовали прогресс Украины на пути имплементации ее обязательств в рамках Соглашения об Энергетическом сообществе и признали необходимость дальнейших усилий Киева по выполнению своих обязательств. Стороны договорились о дальнейшем содействии энергетическому сотрудничеству, которое основывается на принципах солидарности и взаимной выгоды..."

То есть и рыбку съесть, и "в тюрьму не сесть" — не получится. По крайней мере, ЕС украинской власти в этом не помощник.

..."тому що послідовний"

Свое видение ситуации по просьбе ZN.UA изложил директор энергетических программ центра "НОМОС" Михаил ГОНЧАР. В частности по вопросу, о котором многие говорят, но мало кто — конкретно: об обязательствах, взятых на себя Украиной при присоединении к Энергетическому сообществу.

"Тому що послідовний" — таким был слоган Виктора Януковича на предыдущих президентских выборах. Когда Украина устами президента или высокопоставленных чиновников предъявляет обвинения Энергетическому сообществу, то, очевидно, следует посмотреть, что оно собой представляет в соответствии с договором о его учреждении.

Статья 2 четко определяет задачи Энергетического сообщества:

a) создание стабильной регуляторной и рыночной структуры, способной привлекать инвестиции в газовые сети, генерирующие мощности, сети передачи и распределения;

b) создание единого регуляторного пространства энергопродуктов и материалов;

c) улучшение безопасности снабжения в едином регуляторном пространстве;

d) улучшение экологической ситуации относительно энергопродуктов и материалов;

e) развитие конкуренции на рынке энергопродуктов и материалов.

Для достижения целей, изложенных в статье 2, деятельность Энергетического сообщества охватывает:

a) внедрение договорными сторонами нормативно-правовой базы Европейского сообщества по энергетике, окружающей среде, конкурентной политике и возобновляемым источникам энергии;

b) установление определенной регуляторной системы, обеспечивающей эффективное функционирование рынков энергопродуктов и материалов;

c) создание договорными сторонами рынка энергопродуктов и материалов.

Статья 4 Договора об учреждении Энергетического сообщества отмечает, что Европейская комиссия будет выступать как координатор трех видов деятельности, указанных в статье 3.

Таким образом, все пути Энергетического сообщества ведут в Брюссель (хотя его штаб-квартира и расположена в Вене), который выступает как источник энергетического права ЕС, а также координатор и контролер его имплементации в странах — участницах договора, являющихся членами ЕС. Энергетическое сообщество следует рассматривать как механизм трансформации и гармонизации национальных энергетических секторов с энергетическим пространством ЕС. По сути, речь идет о механизме реформирования, но в европейском, а не донецко-имитационном понимании этого понятия. Кстати, все это соответствует духу и букве действующего Закона Украины "Об основных принципах внутренней и внешней политики Украины" от 2010 г., принятием которого так гордился В.Янукович. Статья 7 этого документа определяет, что главные принципы внутренней политики в экономической сфере в том числе следующие:

— развитие конкуренции как основного фактора повышения эффективности экономики, обеспечения действенного регулирования деятельности естественных монополий, недопущения проявлений монополизма;

— перевод украинских газо-, нефтетранспортных и электрических сетей на условия функционирования, действующие в государствах Европейского Союза.

Какой рынок, какую конкуренцию и какую регуляцию внедряют в Украине в последние два года, когда страна стала полноправным членом Энергетического сообщества, наверное, вряд ли нужно рассказывать. Почти каждый номер ZN.UA, как и других ведущих украинских изданий, содержит соответствующие публикации на эту тему. Даже отдельные неправительственные организации, которые тщательно ищут достижения правительства и успешно находят их там, где их нет, в этом году констатировали: в то время как Энергетическое сообщество динамично внедряет новые инициативы и цели, Украина все больше отстает от этого темпа.

Поэтому, прежде чем предъявлять претензии Брюсселю в лице Энергетического сообщества, очевидно, следует посмотреть, что было сделано и как было сделано, какими были слова и какими дела. Конечно, президент считает: "Украина как член Энергетического сообщества выполняет все обязательства перед Европейским Союзом. Кроме того, мы пытаемся очень оперативно реагировать на принятые какие-то решения или рекомендации". Это утверждение сложно назвать соответствующим действительности.

Только один пример. Почти полтора года отсутствует оперативная реакция из Киева на предложение Энергетического сообщества о присоединении к Третьему энергопакету. Вместо этого наблюдается бюрократическая переписка, не демонстрирующая однозначных намерений Украины. Но именно четкая позиция по поводу Третьего энергопакета позволила бы Украине опереться на серьезный правовой фундамент в переговорном процессе с Россией и рассчитывать на солидарность Еврокомиссии.

 

Поступление газа в ГТС

Однако очевидно, что Киев не правовой фундамент ищет, а пытается найти очередную "газовую схему". И, естественно, не в Брюсселе. А чтобы замаскировать это всепоглощающее желание и объяснить всем, почему не это получается у "команды профессионалов", надо найти виновного. Им назначено Энергетическое сообщество.

Главная претензия Украины к Энергетическому сообществу заключается в следующих двух вещах — "Южный поток" и отсутствие солидарности с Украиной относительно требования "Газпрома" уплатить 7 млрд долл. за якобы невыбранный "Нафтогазом" объем газа.

 

Транзит российского газа по направлениям

Что касается "Южного потока", то претензия, что называется, не по адресу, ведь не ЕС стремится реализовать этот проект, а Россия. У Евросоюза есть свой приоритет — "Южный газовый коридор", который пока не имеет ничего общего с российским проектом, кроме слова "южный" в названии. К тому же ЕС вот уже почти четыре года пытается реализовать совместно с Украиной проект модернизации ГТС, действуя согласно пункту а) статьи 2 Договора Энергетического сообщества. И, кстати, не навязывая при этом нашей стране изменение формы собственности или формы управления, а предлагая вместе с тем прозрачную и понятную реформу "Нафтогаза" в пользу Украины. Если бы правительство "послідовних" занялось выполнением Брюссельской декларации от 23 марта 2009 г., то Украина уже была бы где-то на экваторе проекта модернизации.

Вместе этого "послідовні" ищут очередные схемы "a la RosUkrEnergo" и вариант консорциума, который будет включать такие схемы. Опять же, сначала декларируя приемлемость только трехстороннего формата консорциума, а потом легко склоняясь к двустороннему, отсекающему европейских партнеров. Подобное поведение полностью дезориентирует всех и порождает только недоверие. А если в СМИ найти высказывание "Я буду поднимать вопрос об участии Украины в консорциумах по строительству "Северного потока" и "Южного", которое хотя и относится ко времени участия Виктора Януковича в президентской гонке, но, тем не менее, очень показательно, то у партнеров может вообще возникнуть вопрос, имеют ли они дело с адекватными лицами с украинской стороны.

Что же касается отсутствия поддержки в вопросе 7 млрд долл., то следует отметить, что официально украинская сторона вообще почти неделю никак это не комментировала. Только некоторые "анонимные источники", приближенные к "Нафтогазу", опровергали возможность оплаты "Газпрому". А президент вообще отреагировал только в Вильнюсе почти две недели спустя. И если разобраться, то обижаться можно разве что на себя. Поскольку после деяний предшественников в 2009 г. — имеется в виду контракт имени Юлии Тимошенко, есть уже деяния "послідовних" — харьковские соглашения. Они должны были исключить все недостатки и неоднозначности, но почему-то все это сохранилось.

В описанных обстоятельствах обижаться на Энергетическое сообщество или Европейскую комиссию вряд ли приходится. А особенно если еще и не обращались с официальной просьбой о содействии. Хотя внутренние документы ЕС разрешают это делать. Более того, в них содержатся достаточно четкие позиции, которые Украина могла бы реализовать с пользой для себя. Так, послание Европейской комиссии "On security of energy supply and international cooperation — "The EU Energy Policy: Engaging with Partners beyond Our Borders" от 7 сентября 2011 г. включает позицию о том, что Евросоюз должен стремиться к установлению трехстороннего сотрудничества на политическом и административном уровне с Россией и Украиной ради обеспечения стабильных и бесперебойных поставок газа через восточный коридор. Было ли это использовано украинской стороной с целью добиться от Еврокомиссии инициирования трехстороннего формата переговоров в том числе и относительно консорциума? Вопрос риторический.

Справедливости ради следует отметить, что Еврокомиссия практически не прилагала усилий для создания такого формата, дипломатично заявляя, что для этого необходимо согласие всех трех сторон. Понятно, кто не хочет именно трехстороннего формата. Россия просто привыкла решать все вопросы в двусторонних вариантах встреч без галстуков, где она априори в выигрышном положении.

Однако времена меняются. Теперь уже и Россия, теряя европейский газовый рынок, к которому принадлежит и Украина, намекает на возможность трехстороннего формата. В одобренной в феврале обновленной редакции концепции внешней политики РФ зафиксировано, что Россия "…активно развивает диалог со странами-потребителями и странами транзита, исходя из того, что меры, гарантирующие надежность поставок энергоресурсов, должны последовательно подкрепляться встречными мероприятиями по обеспечению стабильности спроса и надежности транзита". Как видим, такой четкой фиксации трехстороннего формата ЕС—Украина—Россия, как это имеет место в документе Еврокомиссии, в этом случае нет. И Россия при отсутствии четкой позиции и настойчивых требований Украины по-прежнему будет отдавать предпочтение двусторонним форматам.

Однако, исходя из духа указанных позиций и в еэсовском, и в российском документе, Украина может требовать от партнеров именно трехстороннего формата, основываясь при этом на энергетическом праве ЕС как член Энергетического сообщества, а не дистанцируясь от него. Отдаление от Энергетического сообщества, а тем более выход из него означает провал самой продвинутой до 2012 г. секторальной политики интеграции в европейском направлении. Практически это будет индикатор краха европейской политики Украины в целом и неспособности отдельно взятого президента, в отличие от своих предшественников, вообще реализовывать законодательно закрепленный политический курс.

Не стоит, образно говоря, по понедельникам заниматься европейской интеграцией, а по вторникам — ее разрушением. Когда одной рукой начинают масштабные проекты по добыче нетрадиционного газа и созданию энергетической самодостаточности Украины, а другой рукой все это разрушается, поскольку ГТС хочется передать в аренду тому, кому не нужен другой газ, кроме газпромовского, кому не нужен Третий энергопакет, то тогда такой вождь и его камарилья "послідовних" Украине не нужны. Поскольку не такой последовательности от них ожидали.

Украинская ГТС для "Газпрома" — способ просочиться на европейский энергорынок

ZN.UA поинтересовалось мнением аналитика RusEnergy Михаила Крутихина (РФ) о возможности создания газотранспортного консорциума на базе украинской ГТС с превалирующим по определению участием "Газпрома".

— Зачем "Газпрому" украинская газотранспортная система?

— Чтобы понять, надо посмотреть на реализованные и планируемые газотранспортные проекты этой монополии — "Северный поток", "Южный поток" — без участия и вне территории Украины. По сути, "Газпром" строит отдельные "кусочки" некоего масштабного газотранспортного проекта в разных странах. Но если их соединить, то получается, что этот проект "Газпрома" в результате подпадет под действие Третьего энергопакета ЕС. Соответственно, вся эта инфраструктура, в том числе выстраиваемая "Газпромом" как отдельные проекты, согласно требованиям ЕС, будет управляться третьей, независимой, вероятнее всего, европейской управляющей компанией. Кроме того, "Газпром" вынужден будет согласиться с доступом третьих сторон "к трубе", а также с другими жесткими требования Третьего евроэнергопакета.

В этом контексте газотранспортная система Украины и доступ к ее управлению для российского "Газпрома" — определенный выход из патовой ситуации. К тому же ГТС — это и главное связующее звено названных выше отдельных проектов, и одновременно способ просочиться на европейский рынок через украинскую трубопроводную систему. И Российской Федерации самой приходится идти и договариваться с Украиной. Как — об этом чуть позже.

Теперь об украинской точке зрения на создание газотранспортного СП (консорциума). Если Украина пойдет по такому пути, то есть позволит "Газпрому" в той или иной мере контролировать свою газотранспортную систему, то это будет означать отказ от Европейского Энергетического сообщества и от сотрудничества.

— Именно об этом и шла речь, в частности, на саммите Украина—ЕС 25 февраля…

— Да, так как в ЕС понимают, что если Украина будет привержена европейским принципам, то не "Газпрому", а какому-либо европейскому регулятору будет дано право допуска в газотранспортный консорциум в качестве третьей стороны. И право допуска третьих сторон к транзиту согласно правилам работы на границе с ЕС, к реверсу, чтобы получить возможность транспортировать газ не только в страны ЕС, но и в обратном направлении… "Газпрому" это, естественно, не нравится.

— В каком виде может быть создан газотранспортный консорциум на базе украинской ГТС с участием "Газпрома"?

— Пока сложно сказать определенно. Насколько мне известно, российско-украинские газовые переговоры продвигаются очень и очень трудно. И пока они ни к чему не привели.

— Тем не менее украинские чиновники и политики заявляют, что, мол, "мы с "Газпромом" дружим" и договор о СП якобы практически готов. Без участия ЕС.

— Заявления заявлениями, а результаты переговоров еще предстоит посмотреть. Подобные заявления мы слышим и с российской стороны. (Чего стоит одно только категоричное заявление главы Российского газового сообщества Валерия Язева, который уверен в том, что никакой трехсторонний консорциум по управлению украинской ГТС Российской Федерации не нужен. Мол, все это только возня. Да и газотранспортная система Украины, если верить Язеву, нужна-то россиянам по одной причине — это даст доступ к подземным хранилищам газа (ПХГ) на западных границах Украины, то есть на границах со странами ЕС. Мол, пока достраиваются "Северный поток" и "Южный поток", для маневра эти ПХГ пригодятся. Если учесть, что В.Язева считают чуть ли не газовым Жириновским, можно предположить, что он кратко выразил все, о чем думают в "Газпроме" и Кремле. А сборник его статей просто "пропитан любовью" к Украине. — А.Е.)

Россия фактически начала переговоры с Украиной с угроз. По-прежнему муссируется тема "Южного потока". Украине предъявили счет на 7 млрд долл. На словах, по крайней мере, демонстрируется неуступчивость. При этом продолжаются очень сложные переговоры.

 

Транзит газа

— Вы видите судебную перспективу взыскания с "Нафтогаза Украины" за невыбранный в 2012 г. российский газ 7 млрд долл.?

— На мой взгляд, это зависит от исхода российско-украинских газовых переговоров. По мнению "Газпрома", "Нафтогазом Украины" были нарушены условия контракта, т.е. принцип "бери или плати". И пока что "Газпром" от этой версии не отказывается. Но в любом случае угроза такого штрафа — весомый рычаг для российской стороны.

— Такой рычаг может быть существенным в переговорах о возможности создания СП с "Газпромом"?

— Думаю, не только в отношении создания СП. Это весомый рычаг в отношении любых газовых и вообще энергетических переговоров Российской Федерации с Украиной.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть отношения производителей, транзитеров и покупателей того же российского газа, то есть России, Украины и государств ЕС?

— Логично для начала России и Украине, скажем так, помириться. А "Газпрому" отказаться от такого идиотского проекта, как никому не нужный "Южный поток". И в дальнейшем находить решения путем цивилизованных переговоров и взаимоприемлемых уступок, а не использовать метод взаимных угроз, шантажа, давления. Это самое экономичное и самое мирное решение для всех.

 

— Как вы считаете, готова ли Российская Федерация допустить к переговорам о газотранспортном консорциуме (СП) европейские энергокомпании и Еврокомиссию?

— Считаю, что это вполне реально, поскольку у "Газпрома" очень неплохие отношения, например, с энергокомпаниями Германии. И если какая-то из них выразит желание вступить в газотранспортный консорциум, то, скорее всего, "Газпром" будет это приветствовать.

 

Газопотребление в Украине

Аренда украинской ГТС — это бесплатная передача ее другой стороне

Так считают многие эксперты и специалисты в Украине, в частности эксперт по энергетическим вопросам Богдан Соколовский.

Так случилось, что в прошлую пятницу, 22 февраля, президент Украины В.Янукович в ходе неоднозначного трехчасового разговора со страной, среди прочего, недвусмысленно намекнул, что украинская газотранспортная система может быть отдана в аренду России. Конечно, формат передачи не позволял объяснить, что от этого получит простой украинец, сколько будет стоить ГТС и ее аренда, почему нужно приглашать для управления своей собственностью иностранцев, в этом случае — россиян, наверное, они умнее нас, и т.д. Как будто не наши, украинские, инженеры и рабочие закладывали основы ГТС бывшего СССР. Вроде не мы первыми начали транспортировать газ. В конце концов, будто бы не наши современные специалисты в 2009 г. осуществили реверсную прокачку газа в Украине, чтобы не замерзла Восточная Украина, на удивление "Газпрому" и всему миру.

И также случайно в то же время, когда президент общался с собственным народом, по ТВ пробежала строка, в которой четко и понятно было сказано, что министр энергетики и угольной промышленности Украины проводит в Москве переговоры об аренде украинской ГТС, без уточнения, с кем и на каких условиях.

Также случайно несколько лет подряд, с небольшим перерывом в 2005–2010 гг., в Кремле повторяли как мантру, что, мол, украинская ГТС в ближайшее время превратится в металлолом и никому не будет нужна. Может, и России тоже? Тогда не понятно, почему российские чиновники, включая самых высокопоставленных, одновременно заявляли о своем интересе к украинской ГТС.

А что же наши чиновники в ответ? Может, хоть раз опровергли иностранцев, приводя хоть какие-то убийственные аргументы? Предупредили о невмешательстве во внутренние дела, о психологическом давлении? Нет. Украинская сторона вела себя цивилизованно и воспитано — чиновники спокойно садились за стол переговоров о все той же ржавеющей украинской ГТС, придерживаясь этики: до завершения переговоров никаких публичных заявлений или разъяснений не делать!

Это разве что посол РФ в Украине, вопреки дипломатическим нормам и канонам, может объяснять украинскому народу, чем именно выгодна аренда украинской ГТС и как она не будет ржаветь в российских руках. Причем не вдаваясь в детали того, почему нигде в цивилизованном мире ни ГТС, ни другое национальное достояние "в аренду за границу" не сдают, или почему еще больше "ржавеет" их, российская, "труба".

Все это выглядит как-то неискренне. Создается впечатление, что наш народ к чему-то готовят. Интересно, к чему? Какие такие блага в этот раз свалятся на украинского гражданина? А может, и вовсе не дадут, а просто что-нибудь отберут? Например украинскую ГТС — в аренду на несколько десятков лет. Аренда для "Газпрома" в этом случае означает "бесплатную передачу в пользование": сначала завысив цену на газ, потом получив на неизвестных нам, украинцам, условиях аренду баз в Севастополе, российская сторона наверняка согласна теперь уменьшить стоимость газа до логичной, взамен забрав за бесценок украинскую ГТС на несколько десятков лет. Пока она не утратит актуальности для зарубежных, более умных, чем наши, управленцев из "Газпрома". А до того времени они будут подсказывать украинцам, как те должны вести себя с газом и, если повезет, со всем, что от газа зависит. А зависит от газа многое, если хорошо подсчитать — почти все!

Возникает простой вопрос: почему украинцы вынуждены иметь дело только с "Газпромом"? Ведь даже в РФ газом владеют и другие компании. А где же конкуренция, рыночные отношения? Ответ очень прост: "Газпром" практически с момента своего создания в 1988 г. и особенно после грандиозного передела в 1992-м превратился из сугубо экономической структуры в политический инструмент достижения Россией своих целей, в частности за рубежом. А все эти понятия типа конкуренции или "рынка" — это не для "Газпрома" и не для России. В конце концов, этого особенно и не скрывают. Не тайна также и то, что за "Газпромом" стоит Кремль. А он, как известно, не видит нашего государства на карте мира независимо от фамилии нашего президента или премьер-министра.

Итак, хотим мы того или нет, а должны покупать российский газ только у "Газпрома", который и разведывает, и добывает, и транспортирует, и хранит его. Словом, объединяет все функции и не собирается от чего-либо отказываться, как это делают в Европе. "Газпрому", практически единственному в РФ, предоставлено право продавать газ за рубеж. А главное — российское государство отдало ему в аренду всю российскую ГТС.

В некоторой степени в противоположность "Газпрому" в 1998 г. в Украине была создана государственная компания НАК "Нафтогаз Украины", которая также объединяет сегодня все функции: от георазведки до транспортировки потребителям. Но сейчас "Нафтогаз" должен реформироваться с целью раздела функций — именно такие обязательства взяла на себя Украина перед Европой, придерживаясь евроинтеграционного курса. И наверняка предполагается, что новая украинская компания по транспортировке газа должна была бы иметь в аренде ГТС.

С другой стороны, объединение этой структуры с "Газпромом", который не планирует жить по европейским правилам, никак не вписывается в евроинтеграционный курс Украины. Кроме того, присутствие в нашей "трубе" "Газпрома", по крайней мере, с контрольной функцией фактически исключает альтернативные поставки: будь то сланцевый газ, или другие источники "классического" газа, или LNG — все, чем занималась власть в последние годы. Ведь это не совместимо с понятием свободного доступа к "трубе", который в нашем государстве и в Европе узаконен, а в РФ — нет.

Также из-за "особенностей" "Газпрома" в Европе косо смотрят на перспективу создания трехстороннего консорциума по управлению украинской ГТС.

Следует отметить, что украинская ГТС является достоянием всего украинского народа. Поэтому распоряжаться этим богатством следует только в интересах государства — осторожно, понятно и прозрачно. А насколько прозрачно и понятно все происходит с ней сейчас — вывод неутешительный.

Что касается стоимости, из которой обычно рассчитывается цена аренды. Она неизвестна, по крайней мере, владельцу ГТС — украинскому народу. Хотя вряд ли найдется в мире какая-то известная и солидная компания, которая бы оценила в деньгах стоимость газотранспортной системы Украины, поскольку в ней объединяются и технические, и политические функции. А политическую составляющую еще никто не определил в деньгах со времени их изобретения.

Техническая уникальность нашей ГТС заключается хотя бы в том, что она выполняет одновременно функции внутреннего обеспечения и транзита российского газа в Европу, которые разделить невозможно (см. табл.).

В свое время России предлагалось построить новый транзитный газопровод через территорию Украины, который был бы дешевле обходных вариантов и соединялся с подземными хранилищами газа. Но россияне от этого проекта, к сожалению, отказались, считая его невыгодным.

Если временно не удается договориться с россиянами об удобных условиях транзита, то очевидные новые положительные тенденции по внедрению альтернатив проблемному российскому газу, а также

уникальность наших газохранилищ в системе газоснабжения Европы заставят все стороны искать разумный компромисс. Тем более что россияне активно строят обходные, более дорогие и непроверенные, маршруты газо- и нефтепроводов, отказавшись от намного более дешевого транзита углеводородов через территорию нашего государства. Лучше вообще отказаться от газотранзита и навсегда избавиться от вечных претензий со стороны Кремля. Это рано или поздно логично завершится потерями Украины от транзита газа. И никакой беды в возможном отказе не должно быть. Ведь живут же без транзита другие государства, например Венгрия.

Итак, при любых обстоятельствах нельзя допускать российскую сторону единолично к управлению украинской ГТС — ни на каких условиях. Тем более что россияне, надо отдать им должное, умеют даже из мизерных процентов сделать контрольный пакет. А надеяться на то, что они будут инвестировать в развитие украинской ГТС, может разве что наивный человек. Ведь за все более чем 20 лет россияне не инвестировали в нашу ГТС ни копейки при том, что на транспортировке через Украину газа зарабатывали сотни миллиардов долларов!

...Еще год назад Украина и представить не могла о таком дипломатичном пункте в совместном заявлении с ЕС, как 13й. В ходе саммита Украина—ЕС европейцы четко сформулировали, что ГТС Украины — приоритет для ЕС. Это должно послужить сигналом инвесторам, куда следует направлять инвестиции. Пророссийский "Южный поток" в этом списке не значится.