Предотвращать финансовую катастрофу в стране придется не только бизнесу, но и самым обычным потребителям. Независимые и отраслевые эксперты сейчас еще не берутся прогнозировать, дадут ли плоды отечественных реформ такие же успешные стратегические результаты «шоковой терапии», как это было в Польше, которая благодаря реализации жесткого экономического плана Лешека Бальцеровича сумела сменить имидж «бедного родственника» Европы на репутацию страны с успешной экономикой.

На виду пока тактические последствия, с которыми украинцы столкнутся лицом к лицу в самое ближайшее время. По словам руководителя отдела исследований уровня жизни населения Института демографии и социальных исследований (ИДСИ) Людмилы Черенько, за попытку стабилизировать экономику украинцев заставят заплатить очень дорого. «Нынешнюю ситуацию усугубляет тот негативный аспект, что на протяжении всей последней пятилетки происходило сужение потребительских возможностей. Как результат — в настоящее время заначек на черный день у населения почти не осталось», — отмечает она.

Коммунальный шок

Многим придется экстренно учиться финансовой грамотности – тому, как бережно и правильно обращаться с деньгами. По оценкам специалистов ИДСИ, после повышения цен на газ и коммунальных тарифов для населения структура бюджета типичного домохозяйства заметно изменится. На фоне замораживания зарплат, социальных выплат и пенсий ощутимее всего по семейному бюджету ударит повышение расходов на ЖКХ и продукты питания. К примеру, если еще в начале 2012 года удельный вес денежных расходов на жилищно-коммунальные услуги (квартплата, вода, отопление, электроэнергия) составлял 9,5–9,9%, то уже к началу следующего отопительного сезона осенью 2014 года он достигнет 13–15%.

Больше всего пострадавших от данной новации окажется среди представителей так называемого среднего класса, которые являются обладателями частных домов (коттеджей) с газовым отоплением и больших квартир в новостройках. Нужно учитывать, что многим из них дополнительно еще приходится выплачивать привязанные к валютному курсу кредиты (ипотеку, взятую несколько лет назад).

По мнению Людмилы Черенько, из-за того, что на протяжении длительного времени коммунальная плата за воду, газ и свет была невелика, привычка экономить эти ресурсы (а вместе с ними и собственные деньги) у украинцев не сформировалась. Глобальный рост цен на тарифы на 40–50% неминуемо приведет к осознанию такой расточительности. К сожалению, сегодня счетчики на воду установлены менее чем в половине украинских многоквартирных домов. С энергосберегающими лампами то же самое. И сколько газа ежедневно уходит «в трубу» из-за его нерационального индивидуального использования, тоже никто не считал.

Крупные покупки подождут

Приобретение финансово рискованных покупок, таких как автомобиль или квартира, отойдет на самый дальний план. «Двойное повышение акцизов на автомобили — от 65 евро (за 1,3 л) до 7 тыс. евро (за 6,8 л) — на фоне стремительного роста курса валют уменьшит количество желающих обновить автопарк как минимум на 25–30%», — ожидает директор Autoconsulting Олег Омельницкий. Прежде всего снизится число покупателей автомобилей с мощными двигателями (от 2,5 л) из среднего и высокого ценового сегмента. Слегка нивелировать негативный эффект сможет отмена утилизационного сбора (но на сегодняшний день этот законопроект прошел в ВР лишь первое чтение).

А вот недвижимость украинцы, наоборот, теперь продают. По оценкам руководителя отдела маркетинга Kanzas Real Eastate Владимира Мишука, количество предложений о продаже элитных квартир, загородных домов и земельных участков за последние несколько недель увеличилось на 20–28%. «В отличие от продавцов покупатели активность практически не проявляют. Следовательно, выбор неминуемо будет расширяться, а цены — проседать», — добавляет он.

Кстати, эксперты страховой группы Allianz подсчитали, что вся собственность среднего украинца, выраженная в денежной форме (без учета собственности, взятой в кредит или заложенной), составляет всего 928 евро. Беднее только граждане Индонезии (467 евро), Казахстана (539 евро) и Индии (643 евро). Для сравнения: литовцы владеют имуществом в среднем на 1400 евро, россияне — на 1550 евро, швейцарцы — на 138 тыс. евро.

В таком свете неуемная тяга украинцев к «мобилизации» и модной электронике приобретет другие очертания. К примеру, по прогнозам мобильных операторов из-за ожидаемого роста расходов на мобильную связь в текущем году около 80% обладателей смартфонов в Украине будут выходить в Интернет исключительно через Wi-Fi в зонах бесплатного доступа.

Экономное пропитание

Расходы на продовольствие из-за газа, бензина и доллара ощутимо растут для всех категорий потребителей. При этом у большинства населения на подкорке головного мозга срабатывает программа «как сэкономить» и «сделать продзапасы». Пока в небольших городах и селах готовят семена и рассаду к огородно-дачному сезону, а средний класс вовсю пересматривает меню и структуру собственного рациона. Полупустые залы в КаБаРе (кафе, барах, ресторанах) во время бизнес-ланчей и вечером — наглядное тому подтверждение.

Директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова отмечает, что процессы массового закрытия точек общепита в Киеве уже начались. За первый квартал в столице закрылось порядка сорока заведений КаБаРе, среди них модный Buddha-bar и сеть Double Coffee. Под угрозой вымирания еще примерно две сотни. Как отмечает ресторатор Дима Борисов, по сравнению с мартом 2013 года число клиентов ресторанов и кафе уменьшилось в два раза. Причем сокращение произошло во всех сегментах посетителей. «Часть постоянной вип-аудитории выехала за рубеж с семьями. Это и высокопоставленные чиновники, и бизнесмены», — говорит он.

В регионах ситуация аналогичная: люди усиленно сокращают затраты на еду и выпивку «вне дома». Но и в домашних условиях все большему количеству украинцев приходится прощаться с вредными привычками, вынужденно переходя на здоровый образ жизни, либо довольствоваться «паленой» выпивкой и контрабандными сигаретами, поскольку легально изготовленные алкогольные напитки и табак стремительно дорожают. Цены на сигареты из-за роста акциза вырастут на 30–33% с первого июля. Водка из-за 20%-ного повышения акциза на спирт (до 70,53 грн./л) подорожает до 36 грн. за 0,5 л с 1 сентября.

В целом, по подсчетам Людмилы Черенько, структура питания в денежном выражении увеличится с 48% (в 2012 году) до 58–60%. По мировым социологическим стандартам, такие показатели свидетельствуют об обнищании нации. К сожалению, так называемый уровень субъективной бедности, по прогнозам Киевского международного института социологии, в ближайшее время может вырасти вдвое — с 16 до 32–35%. «Примерно такому количеству граждан придется выживать в буквальном смысле этого слова — им не будет хватать на еду, жилье, одежду, образование. Для сравнения: еще в 2008 году таких людей в Украине было всего 12%», — напоминает директор КМИС Владимир Паниотто.

Клуб экспертов

Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»: Думаю, цены на бензин продолжат свое движение вверх. Даже если исходить из формулы расчета справедливой цены, которую в свое время использовало Министерство энергетики, она показывает стоимость литра бензина А-95 порядка 14,50 грн. при текущем курсе 11,4. Сегодня максимальная цена — 13,89 грн./л, так что потенциал для роста довольно большой. Дизельное топливо тоже не будет отставать. С 1 апреля вступили в силу новые ставки акцизного сбора, которые предусматривают в среднем повышение на 50 евро за тонну. Это дополнительные 70 копеек налоговой нагрузки на каждом литре, плюс расчетный потенциал роста — 50 копеек. В результате только в апреле у дизеля есть все перспективы подорожать минимум на 1 грн.

Это, конечно, отобразится на потреблении, но не пропорционально росту цены. Если проводить аналогию с 2009 годом, когда вследствие девальвации и увеличения налогов цены на топливо выросли на 60%, потребление тогда упало на 15%. Сегодня рост составляет около 30%, но с учетом и без того весьма высоких цен снижение потребления может составить те же 15%. Это спровоцирует рост спроса на сжиженный газ, стоимость которого немного упала. Вполне вероятно, что уже в апреле появятся очереди желающих переоборудовать свои авто, несмотря на то, что оборудование преимущественно импортное и тоже дорожает на фоне девальвации. Но стоимость переоборудования ($1–1,2 тыс.) при нынешних ценах на бензин и дизель окупится в течение трех-четырех месяцев.