Разговоры о скором уходе с должности главы Национального банка Украины Валерии Гонтаревой циркулируют уже как минимум несколько месяцев.
На нынешней неделе об этом начали писать информационные агентства. Правда, пока не как о свершившемся факте, а как о высокой вероятности. ZN.UA удалось разузнать немало любопытных нюансов происходящего, которыми мы решили поделиться с нашими читателями.
Итак, Валерия Гонтарева действительно собралась уйти с поста главы НБУ, и на сей раз — всерьез. По информации ZN.UA, о своем твердом намерении это сделать она сообщила президенту Петру Порошенко по окончании отпуска в начале января с.г. Причем оказалась настойчивой — повторный разговор на эту тему состоялся в Давосе. Также г-жа Гонтарева поставила в известность о своем намерении директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард в ходе состоявшегося в середине февраля визита в американскую столицу, который в Национальном банке старались не афишировать.
Более того, на этой неделе о своем намерении Гонтарева якобы уже объявила и заместителям в НБУ. Правда, без каких-либо официальных подтверждений как от самой Гонтаревой, так и от пресс-службы Национального банка Украины. В связи с этим ZN.UA решило обратиться за комментариями к первоисточнику. В ходе короткой телефонной беседы Валерия Алексеевна заявила: «Если решение об отставке будет принято, то я объявлю об этом, как уже вам обещала ранее, публично минимум за месяц до ухода с должности, как это сделал, например, работавший в нашей команде первый зампред НБУ Александр Писарук».
«Пока же я очень активно работаю и сейчас нахожусь с рабочим визитом в Брюсселе, где буду выступать с докладом об опыте столь грандиозной, реализованной нами в Украине очистки и реформирования банковской системы. Который, к сожалению, не ценят и критикуют у нас, но готовы изучать и перенимать за рубежом», — добавила она.
Уточняющий вопрос ZN.UA: «Почему же тогда о намерении уйти уже было объявлено ее заместителям, и раз так, то не имеет ли права быть проинформированной об этом и общественность?» Валерия Алексеевна попросила оставить без комментариев.
По информации ZN.UA, разговор Гонтаревой с ее заместителями действительно правильнее назвать информационной беседой, нежели официальным объявлением, которое можно было бы рассматривать как точку отсчета между моментом оглашения и фактом сложения полномочий. И да, это не первое заявление Гонтаревой о намерении уйти, но если раньше это было, скорее, проявлениями некой политической игры, то сейчас это ее решение действительно твердое. И на то есть ряд причин.
Во-первых, основной для широких слоев индикатор состояния финансовой системы страны — валютный курс гривни к доллару — сейчас относительно стабилен. Более того, на завершающейся неделе было отмечено его укрепление, вылившееся в падение котировок не только покупки, но и продажи доллара в небанковских обменных пунктах до 27 грн. Причем в случае выделения транша МВФ можно ожидать, что это благоприятно скажется на состоянии валютного рынка и в ближайшие несколько месяцев, а золотовалютные запасы НБУ сравняются или даже превысят уровень, при котором В.Гонтарева принимала Нацбанк у своего предшественника С.Кубива (около 17 млрд долл., тогда как по итогам января с.г. было 15,4 млрд).
К тому же инфляция сейчас не является такой проблемой, как раньше (после пика в 43,3% в 2015-м, в прошлом году она замедлилась до 12,4%, а на текущий год прогнозируется снижение до 9,1%).
Также можно считать завершенным основной этап «расчистки» банковской системы — одного из главных приоритетов (если не самого главного), объявленных Гонтаревой в своей деятельности на посту главы Национального банка. Особенно после ставшей своеобразной жемчужиной этого процесса национализации Приватбанка.
Все это — признаки позитива, которые, впрочем, могут очень быстро развеяться в будущем. Например, после того, как придет осознание, что ожидаемый с таким нетерпением транш МВФ оказался последним, а золотовалютные резервы снова начнут быстро таять на фоне грядущих долговых выплат. Курсу также будет тяжело и дальше укрепляться, ведь не стоит забывать, что дефицит текущего счета платежного баланса снова начал расти еще с прошлого года (до 3,4 млрд долл., или 3,6% ВВП, по итогам 2016-го — на фоне продолжающегося падения экспорта и возобновления роста импорта). К тому же становится все более очевидным, что грядущее с 1 марта с.г. повышение тарифов на электроэнергию вряд ли окажется последним, и то же самое касается тарифов на тепло- и газоснабжение. А значит, инфляция в стране продолжит расти по причинам, не зависящим от монетарных усилий НБУ.
Ну и, наконец, обществу еще предстоит разобраться в деталях, а также осознать все «прелести» и истинную цену варианта национализации «Привата», который был выбран с подачи НБУ в декабре прошлого года (без фактического участия бывших собственников).
Как видно только из этого очень выборочного перечня негативных факторов, среднесрочная перспектива открывается не очень радужная. Так что сейчас для Гонтаревой самое время уйти на пике восходящих трендов, которым вряд ли суждено быть продолжительными.
Во-вторых, Валерия Алексеевна считает, что не получает должной поддержки со стороны первых лиц государства и, как следствие, правоохранительных органов. Так, материалы по всем
11 эпизодам, по которым Нацбанк обращался в Генпрокуратуру, лежат там практически абсолютно без движения, причем исправить ситуацию не помогла и личная встреча В.Гонтаревой с Ю.Луценко. В итоге НБУ вынужден не то что привлекать к ответу, а наоборот, обороняться от атак (и в том числе информационных) тех людей, которые были названы его нынешней главой виновными в разворовывании банковской системы (Бахматюк, Жеваго, Лагун, Коломойский и др.). Не стоит забывать и о многочисленной армии тех, кто не готов смириться с потерей места на банковском рынке, оспаривая в судах законность инструментов, методов и процедур, которыми Нацбанк производил свою чистку рынка.
В-третьих, поскольку нынешнее правительство (не только в глазах Гонтаревой) не выглядит способным заниматься реальными реформами, то и в путях-дорожках с «командой Гройсмана» лучше разойтись как можно раньше.
И, в-четвертых. Гонтарева спустя два с половиной года едва ли не круглосуточного пребывания на работе была бы рада, наконец, вернуться в свою семью. Если там ее узнают.
По данным ZN.UA, президент Порошенко уже готов к кадровым перестановкам в НБУ. Приоритетной для него является кандидатура Арсения Яценюка, которого гарант хотел бы «склонить к сожительству» в Нацбанке. Проблема заключается только в том, что сам кандидат имеет несколько иные, более высокие амбиции, видя себя премьер-министром после календарных парламентских выборов. Нынешний околонулевой рейтинг экс-премьера не смущает, поскольку к тому времени его «негативный портфель» уже подзабудется, а вот богатейших ресурсов, накопленных в качестве президентского дольщика в «Ltd-Украина», окажется достаточно, чтобы рассчитывать на повторение электорального успеха 2014 года. Ведь не стоит забывать, что, несмотря на ощущавшиеся в последнее время потери, многие яценюковские креатуры продолжают находиться на топ-должностях не только в ряде министерств и ведомств, но и крупнейших госкомпаний-монополистов. Коалиция же ж.
Такой ресурсный и амбициозный игрок, да еще на «собственном» электоральном поле, Порошенко точно не нужен. В связи с этим ему было бы действительно выгоднее отправить Яценюка «в политическую ссылку в Нацбанк», какой бы значимой ни являлась эта позиция с ресурсной точки зрения. Ведь, обладая достаточными компетенциями, чтобы удерживать ситуацию под хотя бы относительным контролем, экс-премьер в НБУ неизбежно окажется громоотводом общественного негатива со всеми вытекающими электоральными перспективами. А если не справится, то будет там окончательно погребен со всеми своими иллюзорными планами вернуться в премьерское кресло.
Для президента Яценюк важен как переговорщик, воспринимаемый МВФ. В случае ухода Гонтаревой останется лишь глава Минфина Данилюк, который, не ровен час, может хлопнуть дверью и уйти из правительства, с главой которого крайне сложно находит общий язык.
Кроме того, Яценюк не только консультирует Владимира Гройсмана, но и способен заблокировать голосование по его отставке, если президент, мечущий перманентно громы и молнии в адрес земляка, таки решится на замену действующего премьера. В кресле же главы НБУ Яценюк обречен стать пиар-оппонентом главы Кабмина.
По данным ZN.UA, первой реакцией Яценюка был отказ от президентского предложения. Однако команда Порошенко продолжает настаивать. Более того, настоятельно рекомендует не отказываться и команда Яценюка – в голодное время такую должность «из дома» выпускать нельзя. Арсений Яценюк думает. У него есть время: формально месяц Гонтаревой не начался.