Ровно два месяца понадобилось на то, чтобы в Фейсбуке появилась инициативная группа «Верификация социальных выплат», народный депутат Ярослав Маркевич написал запрос в Минфин, а эксперты РПР (Реанимационного пакета реформ) пригласили его представителя дать разъяснения.
Не густо, но хоть что-то. Тем более, что за эти же 60 дней «Кабмин реформ» вообще не сформировал сколько-нибудь внятной позиции на предмет официальных данных собственного же Минфина исерии материалов о потенциальной дыре в бюджете в 60 (!) миллиардов, уходящих через соцвыплаты. В том числе — переселенцам.
В то время как миссия МВФ перманентно выслушивает презентации наших финансистов, нервно подсчитывая потери реципиента, премьер Владимир Гройсман и его Кабмин, сохраняя олимпийское спокойствие, продолжают вещать устами господина Розенко. Нынешнего вице-премьера, за два года сидения в кресле министра соцполитики не удосужившегося и шагу ступить на пути к единому реестру соцвыплат. Ретранслировать его аргументы против верификации Минфина, вряд ли стоит. На самом деле основной месседж системы, демонстративно игнорирующей миллиардные потери, понятен: все основные игроки не только в теме, но и в доле.
Как, впрочем, очевидно и то, что пункт совместного Меморандума Украины и МВФ о необходимости верификации соцвыплат все-таки не дает команде «реформаторов» брутально закрыть проект. Поэтому созданный при Наталье Яресько департамент верификации Минфина теперь уже молча (на прямую информацию в СМИ наложен запрет), без финансирования, без какой-либо публичной поддержки нового министра Александра Данилюка, а также при откровенном саботаже Минсоца, все-таки продолжает работу. Подтверждая тенденции, обозначенные нами еще в апреле.
И потому — снова стучим. Со дна.
Итак, напомню, что ежегодно на социальные выплаты Украина тратит 350 млрд грн. Это треть всех расходов государства. По сути — поток денег, не сопоставимый ни с «золотыми» для коррупционеров тендерами, ни даже с затратами на оборону страны. Вполне логично, что для государств цивилизованных, также отдающих львиную часть своих бюджетов льготникам, давно стало правилом: жестко контролировать потоки соцвыплат на предмет их правомочности.
Речь в этом случае идет о наличии государственных социальных платформ, где в единую систему сведены все базы выплат. А также имеются в виду многоуровневые скоринговые программы, позволяющие жестко отслеживать каждый социальный платеж. Сопоставляя информацию изо всех имеющихся официальных государственных реестров, характеризующих социальный, финансовый и пр. статус получателя помощи.
Традиционно официально признанный процент ошибок и злоупотреблений в ходе социальных выплат, который декларируют опять-таки цивилизованные страны в результате верификации, напрямую соотносится с их позицией в рейтинге восприятия коррупции. Всего лишь несколько показательных примеров: Канада (5% ошибок и злоупотреблений — 9-е место в рейтинге из 168); США (5,07% — 16-е); Ирландия (7% — 18-е); Индия (53% — 76-е место).
Украина? 0,9% ошибок и злоупотреблений — и 130-е(!) место в рейтинге восприятия коррупции. Минсоц перманентно сам себя «проверяет». Все базы социальных выплат разбросаны и рассредоточены по регионам. Одна не стыкуется с другой. Вода мутная — рыбка ловится. При этом уже много лет многочисленными министрами социальной политики «осваиваются» не только деньги бюджета, но и гранты МВФ, Мирового банка и пр. доноров на создание единой социальной платформы. Присутствует стойкое ощущение крепкой круговой поруки некогда сидевших и ныне сидящих на потоках Минсоца.
Показательный нюанс. В парламенте в июне зарегистрирован проект постановления об отставке Розенко. Перечень злоупотреблений, вменяемых депутатами вице-премьеру, довольно обширен и связан, в основном, с его политикой по отношению к переселенцам (власть так и не определилась с позицией «платить — не платить», не пошла на разведение статуса ВПЛ и пенсионеров и пр.). Однако в документе нет ни слова упрека бывшему министру соцполитики касательно «освоения» грантов на создание единой базы социальных выплат. Также глава парламентского профильного комитета, инициировавшая постановление, г-жа Денисова (дважды экс-министр соцполитики), ни единым пунктом не заикнулась о предварительных результатах верификации Минфина и возможной ответственности Розенко и Ко за вывод миллиардов из бюджета. Ворон ворону глаз не выклюет.
А ведь крутая могла бы быть на самом деле реформа, правда? Даже круче «прозрачного офиса» административных услуг в Виннице. Так ведь началась же! И уже есть результаты.
Если в апреле мы говорили о верификации 4 млн 29 тыс. выплат (из 48 млн существующих), то сегодня речь идет уже о 22 млн выплат, подвергнутых проверке. Выплаты по утерянным и аннулированным паспортам (80 тыс 306), закрытым, не существующим идентификационным кодам, а также кодам умерших (124 тыс 541). Всего 200 тыс. нарушений по поддельным документам по состоянию на июнь. Что составляет почти 40% от всех выявленных на данный момент злоупотреблений (всего 514 тыс.).
В структуре этих 514 тысяч неправомочных выплат: жилищных субсидий — 52%, выплат ВПЛ — 26, пенсий — 12, выплат по безработице — 8%.
Здесь есть один важный нюанс.
В апреле, когда глава департамента Минфина Андрей Рязанцев в своем интервью экстраполировал цифры обнаруженных нарушений на все количество выплат, картина выглядела буквально следующим образом: «Мы отработали 4 млн 29 тыс. выплат, в их числе 342,2 тыс. выплат, к которым у нас есть различные замечания. Это около 9% от проверенных. А 9% от 48,4 млн всех соцвыплат — это 4 млн 356 тыс. выплат с подозрениями. Не менее 5 млрд грн потерь в месяц, если брать минимальную пенсию. То есть, исходя из наших сегодняшних прогнозов, около 60 млрд грн бюджета могут уходить на незаконные соцвыплаты».
Если сегодня применить ту же методику, то очевидно, что 514 тыс. от 22,1 млн проверенных выплат — это 2,33%. А 2,33% от 48 млн — это 1 млн 118 тыс. выплат с подозрениями. Если умножить эту цифру на минимальную пенсию (1130 грн), получаем — 1 млрд 263 млн потерь в месяц. В год — 15 млрд 160 млн грн. Причем не забываем, что структура этих потерь неоднородна. 40% этой суммы, как мы уже выяснили, уходит в криминальное поле, потому как средства выплачиваются по сомнительным документам. Остальные — это ошибки в начислении, а также неправомерные выплаты тем, у кого реальные доходы расходятся с декларируемыми.
Однако 15 млрд — не 60. Даже при неоднородности структуры. Куда делись еще 45 млрд с лишним, о которых изначально говорил Рязанцев и которыми сегодня оперирует информационное и экспертное сообщество? Безусловно, здесь логично было бы задать вопрос самому Рязанцеву, однако глава департамента Минфина на связь не вышел. И потому, исходя из той же презентации и официально заявленных проблем проекта, можно выдвинуть некоторые собственные предположения.
Итак, очевидно, что: Минфин так и не получил доступа ко всем государственным базам данных и реестрам.
В числе недополученного — реестр гражданских состояний, реестр транспортных средств, реестр избирателей, реестр проверки владельцев паспортов. Никаких списков получателей социальной помощи от ключевого Министерства социальной политики у Минфина тоже нет. Ни инвалидов, ни получателей регрессов и пр., кроме списка ВПЛ, в котором продолжается некая загадочная ротация. (Так, после майских рейдов Минсоца было вычищено 450 тыс., как нам говорили, «липовых» переселенцев. Однако буквально через две недели после мероприятия, количество ВПО каким-то загадочным образом снова вернулось в точку 1 млн 700 тыс. человек. Более того, уже в течение 3—4 месяцев Минфин ежемесячно получает 120—170 тыс. новых переселенцев. При этом непонятно, куда исчезают старые. И как вообще появляются эти новые, если старые не исчезают, а цифра в 1 млн 700 тыс. остается стабильной? Что-то у них там по-прежнему «не летает»). Не работает государственный механизм учета в целом. В Украине, к примеру, вообще не оказалось единого перечня получателей субсидии на ЖКХ услуги, перечня малообеспеченных семей, перечня ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, даже единой базы внутренних паспортов нет! Все это департамент кусками и обрывками собирает в областях. В тех, которые пошли на сотрудничество. И таких — всего 12.
Таким образом, можно утверждать, что, не имея доступа ко всем базам данных, взятые ныне на верификацию 22 млн выплат проверены только в рамках имеющихся в распоряжении Минфина баз и реестров. К примеру, по нашей информации, получателей субсидий, которых, как мы уже выяснили, среди нарушителей — подавляющее большинство, Минфин проверил только по реестрам недвижимости и земли. В данный момент идет проверка по банкам. В перспективе, когда появится возможность, — мониторинг по приобретению авто и пр. Пенсионеров еще не проверили по реестру гражданского состояния — тоже нет доступа. Хотя только по кодам из 3733 заподозренных в первых рекомендациях ПФ были подтверждены 3 тыс. 200 умерших! По критерию пересечения границ проверили только 155 тыс. переселенцев из 1 млн 700 тыс! Однако здесь процесс тормозит сам Минфин, не нашедший десяти тысяч для погранслужбы за подключение к ее информационной базе. (А там очень интересные результаты. Из 150 тыс. проверенных — 98 тыс. вообще никогда не пересекали линию разграничения. Только 57 тыс. — пересекали, часть из них, 1 тыс., с нарушением 60-дневного срока. 98 тысяч — сомнительных?). По больничным и регрессным — только месяц как в Минфин пошла некоторая информация. А там пять миллионов получателей. И это в большинстве своем люди, которые уже есть в списках на другие выплаты. Значит, вероятны нарушения.
То есть внутри этих 22 млн выплат, проверенных лишь по определенным критериям, есть огромный потенциал нарушителей. Который можно выявить, только имея доступ ко всем реестрам и базам.
Безусловно, вряд ли наше предположение дает полный ответ на вопрос о пока «сдувшихся» 60 миллиардах. Их на самом деле может оказаться еще больше. Однако вышеперечисленное четко указывает на степень ответственности тех, кто продолжает саботаж передачи баз и реестров Минфину. Прежде всего — ответственности ключевого Министерства социальной политики и лично нового министра Ревы. Который либо еще не вник в ситуацию, либо ему уже хорошо пояснили ее нюансы.
Но идем дальше. По каждому из 514 тысяч найденных нарушений Минфин разослал рекомендации распорядителям средств. При адекватной реакции это 8,9 млрд грн экономии в год. И что? «Игнорирование рекомендаций Минфина распорядителями средств», — гласит второй пункт в перечне проблем проекта, указанный в презентации.
Так, на 514 тыс. рекомендаций о нарушениях выплат, которые были разосланы, ответ получен только по 3 тыс. 858. Опять-таки, ключевой в этой истории Минсоц, без желания которого механизм верификации никогда не заработает в полной мере, из 340 тыс. рекомендаций ответил всего по 3 тыс. 854 выплатам. 3800 из которых — обработал Пенсионный фонд, и только 54 — само министерство. То есть на 514 тыс. рекомендаций Минфина — менее процента ответов. Разве не тема для очередного заседания «Кабмина реформ»?
Сегодня многие материалы по результатам верификации переданы в правоохранительные органы. В департамент по борьбе с экономической преступностью МВД ушла информация о 37 тысячах паспортов, которые на момент начисления помощи на самом деле были утеряны. По аннулированным бланкам паспортов, украденным на территории Донбасса и Крыма (240 ед.) также переданы материалы в СБУ. Данные по 58 тыс. действующих идентификационных кодов, которые числятся за умершими, — переданы в НАБУ. Поскольку Бюро имеет доступ к реестру гражданского состояния физических лиц.
Еще одна проблема — деньги на продолжение верификации. 39,5 млн грн предусмотрено бюджетом на реализацию проекта. Речь о следующих этапах, которые включают аутсорсинг телефонной и физической верификации; приобретение программного обеспечения, его инсталляцию и создание системы защиты информации; разработку скоринговых моделей и системы оценки доходов по косвенным признакам. Плюс привлечение и оплата специалистов, а также людей, которые должны провести телефонную и физическую верификации. То есть дотянуться живыми голосами и руками до конкретных мест и адресов. В департаменте сегодня работают восемь специалистов, плюс несколько волонтеров. В общем — держатся. Хоть денег и нет. Ни копейки еще не выделили. А на кой нам вообще экономить эти миллиарды?
Справедливости ради отмечу, что благодаря министру финансов Александру Данилюку, определенно пребывающему в смятении — ибо чиновник современный и образованный вряд ли может не понимать ценность проекта, доставшегося ему от предшественников, — появилось распоряжение для ГФИ проверять на местах рекомендации Минфина. Сегодня уже есть первые срезы с земли. Проверили 3% рекомендаций. Мало, но есть тенденции. Рекомендации подтверждаются не все. Железно и сразу — 20%. 40% — зависают в разряде ни подтвержденных, ни опровергнутых. Играют роль исторически сложившиеся отношения фискалов с социальными службами. Когда Минфин дает три рекомендации — они все подтверждаются, но как только 400 — не подтверждается почти ничего. Ибо превышение определенной суммы влечет за собой криминальную ответственность. Но диалог налаживается. И даже первоначальные 15% подтверждений по сравнению с 0,9% Минсоца — победа.
Важно, что с 1 июля Минфин начал получать файлы по 151-му Постановлению Кабмина. Когда из Госказначейства напрямую выходят деньги для социальных выплат физическим лицам, в Минфин идет информация с конкретной справкой — кому и за что. Таким образом, если процесс пойдет без сбоев, на протяжении 1—3 месяцев будет составлен полный реестр граждан, получающих выплаты в денежном эквиваленте. А это уже половина все соцвыплат. Плюс ПФ — уже 2/3 получателей. Останутся не охваченными только безналичные субсидианты.
Однако буквально перед публикацией материала стало известно, что Минсоцполитики подал на Кабмин изменения в 151-е постановление. Основная новелла – вывод из-под контроля Минфина всех социальных фондов, льгот и субсидий. Так сказать, никаких лишних файлов для чужих глаз.
…Таким образом, очевидно, что проект, родившийся в недрах системы, еще не похоронен. Хотя такую перспективу имеет. Потому как без адекватной реакции Министерства социальной политики, других обладателей информации и рычагов принятия решений, необходимых для полной реализации верификации, а по сути — европейского переформатирования системы социальных выплат, проект будет свернут. Без шума и пыли, дабы не вызывать раздражения МВФ. Без стыда и совести. Без помех нынешним держателям потоков, продолжающим зарабатывать на старости, болезнях, смертях и войнах.