Верховная Рада до сих пор не утвердила в должности главы Национального банка Украины предложенную президентом Петром Порошенко кандидатуру Якова Смолия. По данным источников «Апострофа», это связано с желанием определенных политических сил продвинуть своих ставленников в заместители руководителя НБУ, несмотря на то, что закон предусматривает совершенно четкую и прозрачную процедуру назначения этих чиновников. В результате один из ключевых институтов остается в подвешенном состоянии, что для государства катастрофично.
В Украине по-прежнему нет полноценного руководителя Национального банка. С мая формальный руководитель НБУ Валерия Гонтарева находится в отпуске, ее первый заместитель Яков Смолий с этого времени исполняет обязанности главы Нацбанка.
Увольнение и утверждение в должности главы НБУ осуществляет Верховная Рада, но по представлению президента. Петр Порошенко внес в Раду кандидатуру Смолия лишь 18 января, то есть спустя восемь месяцев после фактической отставки Гонтаревой.
Впрочем, Верховная Рада, также не спешит с утверждением руководителя НБУ. Сперва нардепы рассчитывали рассмотреть данный вопрос в первых числах февраля, однако вскоре стало понятно, что в эти сроки они не уложатся. Новым временем утверждения Смолия в должности был назван конец текущего месяца.
Не поделили заместителей
Как сообщил осведомленный источник «Апострофа» в банковской сфере, задержка с назначением Смолия вызвана тем, что основные политико-экономические игроки пытаются добиться назначения своих людей в качестве заместителей главы регулятора.
«Народный фронт», особенно Яценюк (лидер НФ Арсений Яценюк), Аваков (глава МВД Арсен Аваков), а также Хомутынник (Виталий Хомутынник, сопредседатель депутатской группы «Видродження») и другие, а также банкиры, пытаются впихнуть в пакет с главой, который является квотой и человеком президента, своих заместителей», - сказал собеседник издания.
При этом, по его словам, депутаты и другие игроки забывают, что это невозможно, так как есть четкий порядок назначения заместителей руководителя Национального банка.
«Статья 20 закона об НБУ детально описывает процедуру назначения заместителей. Она была выписана таким образом, чтобы новый глава не мог прийти и поменять их – только через определенный период и по выписанной процедуре. Но для наших политиков, которым плевать на законы, это не имеет никакого значения – они уперлись, что проголосуют за руководителя только в пакете с решением о заместителях», - сказал источник.
«Уважайте верховенство права и народ, которому нужны стабильность и экономический рост, а потому назначайте главу НБУ и не думайте лишь о своих шкурных интересах», - добавил он.
Отметим, что во время подготовки материала на данную информацию отреагировали в «Народном фронте». Глава фракции этой политической силы в парламенте Максим Бурбак заявил, что НФ не принимает участия в торгах вокруг руководства регулятора. Правда, собеседники «Апострофа» оценивают это заявление как манипуляцию, так как речь в нем идет о главе Нацбанка, а торги ведутся вокруг заместителей. Вместе с тем, по данным источника издания в НБУ, давление со стороны «Народного фронта» существует - причем именно по последнему из названных вопросов.
Один шанс на двоих
По словам политолога Игоря Петренко, сегодня все кадровые решения в стране, независимо от того, какая при этом предусмотрена процедура, принимаются на основании торгов между политическими силами парламентской коалиции – «Блоком Петра Порошенко» (БПП) и «Народным фронтом».
«Все назначения, которые проводятся в государстве, являются определенной договоренностью и основываются на квотном принципе между этими двумя политическими силами. А, учитывая, что эти политические силы не монолитны, и в них есть свои группы влияния, то, фактически, приходится договариваться с большим количеством групп», - сказал он «Апострофу».
Эксперт отметил, что особенно остро эти торги ведутся «Народным фронтом» в связи с тем, что сейчас предвыборный год, и судьба данной партии до конца неизвестна, «поэтому они будут до конца использовать оставшееся время для того, чтобы заработать активы и остаться на плаву».
«Все кадровые вопросы я склонен рассматривать в более широкой перспективе», - говорит Петренко. Он пояснил, что в широком пакете рассматриваются самые разные должности, начиная с омбудсмена и заканчивая аудитором Национального антикоррупционного бюро (НАБУ).
Финансовый эксперт Алексей Кущ согласен с тем, что торги внутри украинской политической элиты выходят за рамки обсуждения кандидатур на должности заместителей главы НБУ.
«Думаю, здесь все значительно сложнее. Сейчас идет торг не только по заместителям главы Нацбанка. Идут торги по кандидатам в ЦИК, главе Фонда госимущества, главе Государственной фискальной службы. Идет и подковерная борьба за должность министра финансов», - рассказал он.
При этом, по словам аналитика, существует негласная договоренность, что должность ключевого заместителя руководителя НБУ согласовывается с Международным валютным фондом (МВФ) и другими внешними кредиторами Украины.
Страна может и подождать
Парадокс политической жизни Украины состоит в том, что люди, которые занимаются законотворчеством, сами эти законы не соблюдают.
«Если бы мы были в Европе, например, в Швейцарии, можно было бы процитировать закон и сказать, что есть какое-то несоответствие. Но наши депутаты, как правило, не обращают внимания на такие мелочи, как закон. Их абсолютно не волнует, что они не имеют никакого отношения к назначению этих кандидатур», - отмечает Алексей Кущ.
Ситуация с затягиванием назначения главы Нацбанка самым губительным образом сказывается на экономике и жизни страны в целом.
По словам Игоря Петренко, даже в случае успешного утверждения руководителя НБУ, равно как и других высокопоставленных чиновников, «кадры подбираются не в соответствии с их профессиональными качествами, а исходя из лояльности».
Как отметил Алексей Кущ, отсутствие полноценного руководителя центрального банка для нормальной страны – это катастрофа, потому что центробанк – один из ключевых элементов финансовой стабильности и стабильности национальной валюты. Однако для Украины эта система не действует.
«Система управления страной, которая нацелена на взимание ренты с реального сектора экономики, не предусматривает наличия эффективных менеджеров. Если реализуется какая-то стратегия страны, тогда очень важно, какие профессионалы стоят на руководящих должностях. Но у Украины такой стратегии, «программы успеха», как, например, это было в Польше, нет», - резюмировал эксперт.