В публикации «Кто спасет утопающих?» в газете «Киевский Вестник» Николай Азаров рекомендовал «особистим селянським господарствам утворювати сільськогосподарські обслуговуючі кооперативи, у тому числі із заготівлі та реалізації молока». Этот ответ премьер-министра молокосдатчикам вселил надежду, что правительство знает проблемы крестьян, знает и даже дает совет, каким способом эти проблемы можно решать.
Ведь ни для кого не секрет, что на рынке молока орудуют дельцы-посредники, которые, наживаясь на труде крестьян, имеют сверхприбыли. Они все эти годы присваивали дотацию за молоко и устанавливали низкие цены на молочное сырье.
Горькое молоко
Проблемы молокосдатчиков я узнала, что называется, на собственной шкуре. Еще в 2006 году, когда в нашем подсобном хозяйстве было 3 коровы, нам стало известно, что государство выплачивает сельхозтоваропроизводителям из бюджета дотацию за молоко. Однако никакой дотации мы на протяжении 15 лет ни разу не получали.
Требование выплачивать нам дотацию закончилось тем, что посредники отказались принимать от нашего подсобного хозяйства молоко. Не разрешило возникшую проблему и обращение в Антимонопольный комитет, в милицию, в прокуратуру. Пришлось обратиться в суд, но в «правовом» государстве Украина добиться справедливости через суд практически невозможно.
Хотя один плюс обращения все же был. Через суд удалось получить с молокоперерабатывающего завода ЗАО «Купянский МКК», куда продавал молоко посредник, накопительные ведомости на перечисление денег для проведения расчетов с населением за молоко и дотации за молоко.
Из ведомостей выяснилось, что за три года только одним посредником, закупающим молоко от подсобных хозяйств населения Новопсковского района было присвоено дотаций на сумму 5 млн. 141 тыс. 545 гривен.
Имея такие доказательства, районный РОВД и прокуратура, куда мы обращались за защитой своих нарушенных прав, не находили признаков состава преступления в действиях посредников! Мер по пресечению хищений дотаций никто не принимал.
Мы начали обращаться во все инстанции, вплоть до Генеральной прокуратуры, однако на протяжении нескольких лет получали только отписки. И все же в 2007 году Купянская налоговая милиция в Новопсковском районе провела проверку выплаты дотаций. В ее результате было возбуждено уголовное дело по факту присвоения дотаций материально ответственными лицами ЗАО «Купянский МКК».
Однако Купянский межрайонный суд отменил постановление о возбуждении уголовного дела в связи с тем, что в материалах дела «не оказалось заявлений лиц, которым был причинен имущественный ущерб» (то есть молокосдатчиков), что наводит на мысль: а не случайно ли эти заявления исчезли из материалов дела?
Информацию о присвоении дотаций чиновники на всех уровнях принимали с большой заинтересованностью. Еще бы, ведь, донося до них эту информацию, мы давали им идею для личного обогащения. На смену одним мошенникам приходили другие, они и до сих пор безнаказанно наживаются.
Пройдя все государственные инстанции, убедившись, что коррупция в Украине, как моль, проела все структуры, мы направили иск в Европейский суд, где его приняли к рассмотрению.
Село не «доит» только ленивый
Не найдя справедливости в судах Украины, мы решили объединить крестьян в сельскохозяйственный обслуживающий кооператив и сообща отстаивать свои законные интересы. Наш кооператив объединил 60 личных подсобных хозяйств 3-х сел Новопсковского района, в которых насчитывалось более 100 дойных коров. Кооператив арендовал молоковоз, молокоохладительный пункт, в селе было создано 5 рабочих мест. Кооператив проводил хозяйственную деятельность в соответствии с Уставом и Правилами внутрихозяйственной деятельности, своевременно выплачивал заработную плату, отчислял налоги в Пенсионный фонд, производил расчеты с членами кооператива.
И все шло нормально, пока кооператив не выплатил своим членам причитающуюся им дотацию за молоко за ноябрь 2010 года - по 30 коп. за литр сданного молока. Эту дотацию до того времени никогда никто не выплачивал, мы были «пионерами».
Вот тут-то и начались настоящие испытания для кооператива. Попаснянский молокоперерабатывающий комбинат, с которым кооператив заключил договор на закупку молока, снизил закупочную цену на молоко на 30 коп., сделав кооператив неконкурентноспособным. С трудом, но мы выдержали этот удар.
А вот уже вторую выплату дотации за декабрь 2011 г. в размере 58 коп. за литр кооперативу не простил ни комбинат, ни посредники, которые постоянно звонили на комбинат и требовали «выкинуть» кооператив с рынка (об этом мне стало известно лично от директора комбината). В разговоре директор комбината упрекнул меня: «Зачем вы выплатили дотацию? Посредники жалуются, что из-за кооператива им тоже пришлось поднять цены на молоко в регионе».
После этой беседы комбинат при приемке молока начал занижать содержание жира в молоке, а объем отгруженного молока перестал сходиться с товарно-транспортными накладными на 50-70 кг. Постоянной практикой стала задержка расчетов за отгруженное молоко. А в марте этого года комбинат, нарушив договорные обязательства, вообще не прислал молоковоз на охладительный пункт кооператива, где находилось 2,5 т молока.
Только после того, как я заявила директору комбината, что отвезу молоко в Луганск и вылью его перед облгосадминистрацией на землю, он согласился принять молоко при условии, что мы привезем его на комбинат своим транспортом. При этом явно просматривался сговор переработчика с посредником-монополистом.
В результате необоснованного отказа комбината принимать молоко от нас, кооператив был вынужден прекратить свою хозяйственную деятельность.
Многократные обращения к властям не дали никаких результатов. Следовали отписки, даже упреки и неприкрытое раздражение: «Не лезь туда, где все отлажено».
Необходимо отметить, что кооператив прекратил свою хозяйственную деятельность не только из-за недобросовестной конкуренции посредников, но и из-за низкой организованности самих селян. Кооператив, имея небольшие объемы молока, не мог быть конкурентоспособным, не мог найти другой рынок сбыта. Селяне же заняли пассивную позицию - как говорится, «моя хата с краю, пусть кто-нибудь повоюет за нас, а мы посмотрим, что из этого выйдет». И это понятно: как поверить в собственные силы тем, кого на протяжении многих лет их обирают?
Возьмите лопату, господин премьер!
В заключение обращаюсь к премьер-министру Николаю Азарову.
В Украине принята Государственная целевая экономическая программа поддержки развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов на период до 2015 года. Однако в Новопсковском районе Луганской области за счет государственных средств поддерживают посредников, а не сельхозтоваропроизводителей. В результате такой политики местных властей в районе и области с каждым годом снижается поголовье молочного стада. К примеру, в с. Закотное за год поголовье крупного рогатого скота снизилось на 80 голов.
При действующих закупочных ценах на молочное сырье, установленных посредниками, корову не просто невыгодно держать, это попросту невозможно.
Чтобы противостоять снижению цен на молоко, мы, члены кооператива «ЗЕМОН», «взяли лопату», как вы и советовали, и что? Ведь коррупция на местах перечеркивает все ваши программы и постановления, связанные с реализацией этих программ.
Все мы, кооперативщики, просим взять под особый контроль реализацию государственной целевой экономической программы поддержки развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов и проконтролировать выплату дотаций за молоко и мясо, чтобы дотации дошли непосредственно до сельхозтоваропроизводителя, а не осели в карманах посредников и чиновников, которые этих посредников размножают и поддерживают.
И очень важно - необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, так как в новом НК вообще как бы забыли о существовании сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. А ведь они являются бесприбыльными, они объединяют непосредственных сельхозтоваропроизводителей, и поэтому должны пользоваться специальным режимом налогообложения, как и фермерские хозяйства.
Неприемлемым условием налогового кодекса для кооператива является ограничение необлагаемого годового оборота в 300 тысяч. Получается парадокс: кооператив может конкурировать за счет больших объемов (к примеру, 3 тонны молока в сутки). Но при закупочной цене 1 кг молока 2 грн. 50 коп. кооператив вскоре вынужден будет закрыться, так как не в состоянии будет выплачивать налоги. Кооператив ведь неприбыльный, а это значит, что он получает деньги за молоко от завода. Минус затраты на обслуживание, (то есть заработная плата, отчисления в фонды, затраты на транспортировку, охлаждение), и если из оставшихся денег, которые являются собственностью молокосдатчиков за сырье, удержать налоги, то конечная цена за молоко будет еще ниже, чем платит посредник.
Селянам очень тяжело работать в таких условиях. Для большинства из них подсобное хозяйство - это единственный источник пропитания. Считаю, что ситуация, при которой молоко в супермаркете стоит 7 грн. за литр, а у населения его закупают по 2 грн., неприемлема. Если так пойдет и дальше, селяне вырежут поголовье молочного скота, и Украина, считавшаяся житницей Европы, будет вынуждена закупать в той же самой Европе молокопродукты по запредельно высоким ценам. Да и не только молоко.