Западные партнеры сообща отстояли НАБУ и Сытника, а в коалиции и на Банковой сделали вид, что «не очень-то хотелось». Хроника ночных пикировок.

- А ничего так Президент «слил» Герасимова, правда? Я не я, и хата не моя!

- Ну, «слил»-то вроде и быстро - а все равно запах говна витал в воздухе. Слушай, да они, наверное, всю ночь и не спали, все у телефона сидели!

- Сидели – и всё вдыха-а-а-ли…

Свидетелем столь откровенного диалога корреспондент «Цензор.НЕТ» стал минувшим утром под куполом Верховной Рады. Говорили не двое сантехников, как мог бы подумать несведущий читатель – но два помощника народных депутатов. Люди опытные, если не сказать - ушлые.

И речь, разумеется, шла о беспрецедентном по мощи давлении, которое в ночь со среды на четверг оказали на руководящую верхушку государства Украина люди и структуры, которых принято называть «наши западные партнеры».

В общем и целом ситуацию вокруг внешнеполитической «битвы за НАБУ» уже расписал Юрий Бутусов. (Непременно прочитайте эту статью, если совсем уж не в курсе). Что касается автора этого текста, то он (как и большинство его коллег) весь минувший день посвятил разбору этих самых «ночных полетов».

Как союзники открыли второй фронт в поддержку НАБУ

И начался этот разбор с кулуарного интервью председателя фракции БПП Артура Герасимова – одного из двух соавторов законопроекта № 7362 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения парламентского контроля». Этот законопроект парламент планировал рассмотреть сегодня, 7 декабря, - но натолкнулся на такую международную стену сопротивления, что скандальный документ скоропостижно исчез из повестки дня.

И теперь журналисты стояли и смотрели, как весьма неглупый лидер фракции БПП тщетно пытался сделать хорошую мину при плохой игре.

- Никоим образом об увольнении и о конкретных фамилиях, и даже о конкретных учреждениях речь не идет…- объяснял Герасимов - Мы с коллегой из «Народного фронта» Максимом Бурбаком внесли этот закон, мы начали дискуссию. Мы открыты к вопросам. Мы открыты к этой дискуссии. Дискуссия начата. Мы ждем обмена мнениями. Готовы воспринимать все мнения…

Что ж, раз так – тогда г-ну Герасимову следовало бояться своих желаний. Мнений навалилась – целая лавина, причем практически все – негативные. Более того, падать они начали еще до регистрации злосчастного законопроекта, в опережение мечтаний Артура Владимировича. Впору было воскликнуть: «Горшочек, не вари!» - но было поздно.

В защиту НАБУ и его нынешнего руководства высказалось и Федеральное Бюро расследований. (Цитата: «Мы ценим наши отношения с НАБУ и САП и считаем, что их сотрудники профессионалы и заслуживают доверия»).

И Госсекретарь США Тиллерсон, заявивший : «Для Украины нецелесообразно сражаться за свое тело в Донбассе, если это тело теряет свою душу от коррупции. Институты по борьбе с коррупцией должны поддерживаться, финансироваться и защищаться».

И Международный валютный Фонд в лице его главы Кристин Лагард. Цитата: «Мы глубоко обеспокоены недавними событиями в Украине, которые могут свернуть прогресс, достигнутый в создании независимых институтов для борьбы с коррупцией на самом высоком уровне».

И глава Всемирного банка Джим Йонг Ким, высказавшийся еще яснее: «Недавно созданные антикоррупционные органы уже имеют достижения в разоблачении коррупции и борьбе с ней. Поэтому, для дальнейшей реализации антикоррупционной реформы в Украине, эти органы нуждаются в поддержке».

И МИД Великобритании, заявивший, что «НАБУ, в создании которого Британия вложила значительные ресурсы, является чрезвычайно важным звеном антикоррупционного механизма в Украине и достигла значительного прогресса в своем развитии и проведении расследований».

И ЕС, и Transparency International Ukraine, и экс-чиновник Пентагона, влиятельный соратник Джо Байдена Майкл Карпентер. Этот вообще высказался злее всех: «Если Рада проголосует за увольнение главы антикоррупционного комитета и председателя НАБУ, я буду рекомендовать прекратить всю правительственную помощь США Украине, включая поддержку в сфере безопасности. Это позор».

Этот список можно было бы продолжать еще долго – но боюсь, что читатель заскучает. К тому же, пора перейти к закулисным подробностям, что всегда интереснее.

«Звонки были из посольства США, представительства ЕС, из Брюсселя. звонили, в первую очередь, Порошенко, а также Климкину и Яценюку»

О скрытых нюансах союзнического наката на Банковую и правящую коалицию в Украине «Цензор.НЕТ» поведал нардеп Мустафа Найем.

- В том, чтобы заставить власть передумать, принимало участие очень много людей, - начал он. - Из гражданского общества, аппарата парламента, Администрации Президента.

- Даже из АП?

- Да, даже в Администрации Президента были люди, выступавшие против этого закона. А ведь этот закон лоббировался лично Президентом и лично Арсением Яценюком.

- На каком этапе они еще считали, что этот законопроект сработает?

- Они все время считали, что сработает. И вот причина возникновения этого законопроекта: в минувший вторник они хотели снять Артема Сытника, объявив ему о недоверии. Но при этом ни у кого не хватило мозгов прочитать закон. И они не заметили, что оснований для того, чтобы парламент выразил недоверие, в законе нет. Там перечислены причины: смерть, личное несогласие и результат аудита.

- Что было дальше?

- Разобравшись в ситуации, они решили: хорошо, раз так, давайте тогда поменяем закон. И внесли этот законопроект. И то, что под ним подписались лично Герасимов и Бурбак, говорит о том, что они ничего не собирались скрывать, понимаете? И это вообще самое страшное в этом законе! Они открыто и честно сказали: «Мы хотим убить НАБУ!»

- Ну, что значит «не собирались скрывать». В теле закона они «спрятали» НАБУ среди других антикоррупционных структур. Как лист среди других листьев.

- Да, но и листьев немного, и закон невелик.

После чего на этот законопроект началась эта повсеместная реакция. И я знаю, что были звонки: из посольства США, из представительства ЕС. Было несколько звонков из Брюсселя.

- Звонков кому?

- В первую очередь – Порошенко. Звонили также Климкину и Яценюку. Это три адресата, о которых я точно знаю. Многие, насколько я знаю, обещали позвонить: например, люди из Еврокомиссии.

Кроме этого, насколько я понимаю, в процесс переговоров активно было включено посольство США.

- Правильно понимаете: два источника сообщило нам, что ночью там побывал Арсений Яценюк. Затем диалог продолжился на Банковой. Более того, в переговорные группы были включены и Арсен Аваков, и глава департамента международной связи в АП Константин Елисеев…

Когда было принято решение?

- К двум часам ночи. Решили: ну, ок, давайте отзывать этот законопроект из повестки дня. И отозвали. А уже сигнал утром подавал спикер парламента.

- Важный вопрос, ответ на который всех волнует: в ходе переговоров и увещеваний действительно затрагивалась тема возможной отмены безвизового режима для Украины?

- 100 процентов затрагивалась. В самих условиях безвиза записано, что если комиссия отчитается о нарушении хотя бы одного-двух условий Соглашения, безальтернативным последствием станет приостановка безвизового режима. А одним из условий была независимость антикоррупционных органов. И здесь очень важно понимать суть. Независимость НАБУ гарантировалась тем, что не будет прямого политического влияния на этот орган.

- Поэтому и придумана была институция в виде аудита?

- Да, и в этот аудит включалось несколько стейкхолдеров. Парламентский контроль над НАБУ осуществлялся через аудит. А сам парламент не имеет вообще никакого права снимать главу НАБУ. И знаете почему? Потому что он его не назначал! Это может сделать либо Комиссия, либо Президент. Либо же аудит – как прописано в законе.

В общем, нарушение этого условия логично вело к приостановке безвиза. И я точно знаю, что об этом намекали в американском посольстве.

- Да, насколько мне известно, и в представительстве ЕС, и в европейских посольствах…А как в повестку дня вместе с законопроектом Герасимова-Бурбака (позже отложенным под сукно) попал вопрос о снятии Егора Соболева с должности главы антикоррупционного комитета Верховной Рады?

- С Соболевым, я полагаю, у них просто «сорвало башню», и они решили под этот шумок с Саакашвили провернуть и этот вопрос. И здесь нужно понимать, что это первый раз в нашей истории, когда снимают главу комитета по политическим мотивам. Такого не было никогда! Во время Майдана, даже когда расстреливали людей, «регионалы» не лишали оппозицию глав комитетов. Этого никогда не было!

(Немного отклонившись от темы НАБУ, отметим, что в четверг депутаты таки отправили Егора Соболева в отставку с поста главы комитета).

Помимо уже рассказанного г-ном Найемом, следует отметить еще несколько немаловажных фактов.

По информации из нескольких источников, немалое сопротивление проведению в жизнь плана «Сбрось Сытника с поезда» оказал… председатель Верховной Рады Андрей Парубий. Собственно, во многом из-за его отказа идти на поводу у инициаторов акции тем и пришлось оформлять свою идею в отдельный законопроект».

На заседании фракции «Народный фронт» ее авторитетный руководитель Максим Бурбак услышал неприятную критику в свой адрес со стороны коллег. В минувший четверг он предпочел не комментировать ситуацию.

Нельзя не сопоставить критику законопроекта со стороны соратника Джо Байдена  - и в целом теплые отношения экс-вице-президента США и Арсения Яценюка. Цитата из годичной давности интервью Арсения Петровича «Цензор.НЕТ».: «Я його вважаю великою людиною. Великою людиною і великим політиком. Я мав можливість за час своєї політичної кар'єри зустрітися з усіма президентами і прем'єрами - принаймні Великої сімки. І з усіма президентами і прем'єрами Європейського Союзу. І якщо в Європі ключова фігура – це Ангела Меркель, то в Сполучених Штатах – дует Обама-Байден…»

Целый ряд народных депутатов, пожелавших сохранить анонимность, признались «Цензор.НЕТ», что имели встречи с дипломатами из посольств разных стран. Их собеседников интересовали как консультации, так и заверения в лояльности по отношению к антикоррупционным проектам внутри Украины.

Немалую активность в деле защиты НАБУ развила действующий посол США в Украине Мария Йованович. В процессе переговоров она сыграла ключевую роль.

«Это просто была инициатива, не согласованная с фракцией. соответственно, и решения фракции не было»

А что же коалицианты, многие из которых искренне недовольны «самоуправством» НАБУ и низким, по их мнению, профессионализмом его сотрудников? Как они отнеслись к ночному демаршу западных партнеров?

- Откровенного демарша, в принципе, не было – возразил «Цензор.НЕТ» руководитель делегации ВР в ПАСЕ Владимир Арьев (БПП). – При этом я, честно говоря, не понимаю этой критики, ведь она касалась законных действий ГПУ относительно незаконных действий НАБУ! И меня с самого начала удивило то, что ряд западных партнеров даже не стали дожидаться, чем закончится расследование этой ситуации.

- По-вашему, они были предвзяты?

- Они действовали по принципу «Рафик не уиноват». И так не должно быть: каким бы ни было ведомство, оно не может становиться неприкосновенным. Все должны действовать в правовом поле.

И еще: решения фракции по этому законопроекту не было. Поэтому нельзя говорить, что этот законопроект представляет позицию фракции. И много кто во фракции высказал по этому поводу критическое мнение. Поэтому голосов нет.

- Вчера вечером на заседание фракции БПП пришел Президент. Вопрос законопроекта Бурбака-Герасимова обсуждался? – вопрос нардепу Сергею Березенко.

- Никто даже этого вопроса не поднимал. Я думаю, это просто была инициатива, не согласованная с фракцией. Соответственно, и решения фракции не было.

- И мои, и ваши коллеги оперируют такой терминологией: Президент, мол, «слил» Герасимова: запустил через него этот законопроект – а потом под давлением пошел на попятную. Ведь согласитесь, что законопроекты, вносимые главами двух крупнейших фракций, не могут быть случайными…

- Знаете, я не хочу комментировать высказывания коллег. Просто эта неделя была очень эмоциональной. И в пылу эмоций что-то такое могло возникнуть. А когда все трезво проанализировали ситуацию, то пришли к выводу, что нужно идти по закону, который на сегодня есть. Ведь там есть все процедуры контроля! Просто надо их обеспечить! Саботаж работы антикоррупционного комитета должен быть остановлен; нужно принять решение о том, кто будет аудитором Верховной Рады. Я думаю, что решение по Егору Соболеву будет принято, и после этого комитет предложит парламенту кандидатуру аудитора НАБУ. Любую! Включая тех, что назывались раньше. Борщ, Сторч – не важно! Надо ставить точку в этом деле…

Вот на этом высказывании молодого, но влиятельного депутата из фракции БПП поставим промежуточную точку и мы. Забавно, однако, что правописанию наших депутатов приходится учить зарубежным партнерам. Помните, как в старину наказывали учеников в английских школах? Тем приходилось по 100 раз выводить каллиграфическим почерком:

«Я БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ».

Читатель спросит: а всегда ли эта мера помогала нарушителям школьных правил? Да по-разному.