Несмотря на критику со стороны Запада, в Украине так и не отменили электронное декларирование для антикоррупционных организаций, и активистам все-таки пришлось раскрыть свои доходы. Ни дискуссии в парламенте, ни призывы президента не повлияли на нардепов. К каким последствиям может привести злой интерес политиков к благосостоянию общественников и как ответит Запад, разбирался «Апостроф».
Еще весной 2017 года Верховная Рада внесла изменения в закон «О предотвращении коррупции», обязав подавать электронные декларации работников организаций, которые специализируются на борьбе с коррупцией и получают иностранные гранты. И уже к 1 апреля нынешнего года активисты наравне с политиками и чиновниками задекларировали все свое имущество и доходы.
В парламенте предприняли несколько неудачных попыток отменить введенную норму. Так, 22 марта сессионному залу предложили два законопроекта об отсрочке декларирования. Один – авторства Сергея Лещенко. Второй – главы фракции «Блок Петра Порошенко» Артура Герасимова. Но депутаты провалили голосование даже о включении законопроектов в повестку дня.
Подобная ситуация произошла и 3 апреля: Верховная Рада отклонила президентскую инициативу об отмене электронного декларирования и отказалась включить в повестку другие законопроекты по этому вопросу. Голоса неохотно давали в коалиции, хотя после 1 апреля там стали позиционировать себя ярыми борцами за справедливость.
«Общество уже увидело по 1,5 миллиона в год доходов у антикоррупционеров. Это больше, чем у президента, премьера, больше, чем у генпрокурора, - рассказывала с телеэкранов нардеп от БПП и представитель президента в парламенте Ирина Луценко. – Все увидели, кто есть кто. Теперь можно отменять».
Такие заявления показывают, что во власти, кажется, удовлетворили свое желание отомстить тем, кто активно борется с коррупцией в политических кругах и делает это за счет иностранного финансирования. Не под запись в коалиции с этим соглашаются.
«Мы имеем дело с гопниками, у которых даже нет денег на трамвай без грантов, - отозвался об активистах нардеп из «Народного фронта», с которым пообщался «Апостроф». – У одной моей коллеги-депутата после опубликования декларации ограбили квартиру. Вот пускай теперь и эти антикоррупционеры побывают в нашей шкуре». По мнению нардепа, в скором времени политические конкуренты, каковыми они считают представителей общественных организаций, будут требовать отменить декларирование для всех.
Кроме того, «фронтовик» отметил, что его политической силе пришлось играть в двойную игру и создавать для Запада видимость, что НФ готов поддержать отмену декларирования. «Но я бы отложил эту инициативу на несколько лет. Через какое-то время можно и отменить», - заявил депутат.
Также, по мнению источника, международным партнерам нечего будет ответить украинской власти, которая провалила отмену скандальной нормы. «Они уже два дня молчат», - иронизируют в НФ.
В БПП также не видят ничего крамольного в том, что заставили активистов играть по своим правилам. «Нужно контролировать финансирование общественных организаций», - заявил «Апострофу» представитель этой политсилы. Проваленное голосование в президентской партии пояснили «отсутствием консенсуса».
Действительно ли власть сделала новый шаг к конфликту с Западом? Ведь ранее в Евросоюзе достаточно жестко критиковали скандальное решение руководства Украины.
«Ситуация с е-декларированием для активистов системно ни на что не повлияет. Она только окончательно показала всем, кто еще сомневался, что в Украине коррумпированный политический класс, классовая ненависть к антикоррупционерам. Но это ничего не меняет, поскольку для Запада Украина – элемент его системного конфликта с Россией», - рассказал «Апострофу» источник в дипломатических кругах, пояснив, что какая-то отрицательная реакция международных партнеров может сыграть на руку РФ.
Нардеп Сергей Лещенко сомневается, что Запад будет молчать. «Будет негативная реакция. Но какая именно, они пока еще не решили», - уверенно заявил «Апострофу» парламентарий. Если же реакции не последует, значит, Украине дают еще один шанс все исправить.
Сторонников отмены декларирования в Раде не покидает надежда. «Вопрос поднимать стоит, и многое зависит от людей. Если они проявят активность, то есть шанс этот вопрос решить», - комментирует «Апострофу» нардеп от «Самопомочи» Елена Сотник, один из инициаторов законопроекта об отмене деклараций для активистов.
При этом депутат осталась недовольна безразличным отношением самих антикоррупционеров к сложившейся ситуации: «Я думаю, что неактивная позиция общественного сектора фактически позволила принять это решение. Не было ни давления с их стороны, ни заявлений, ни объяснения всех рисков, к которым может привести данное решение. Фактически за активистов боролись ряд депутатов, ЕС и американцы».
С такими высказываниями не согласны в общественном секторе. Исполнительный директор Transparency International Украина Ярослав Юрчишин напоминает депутатам, что активисты требовали отменить поправки к закону о декларировании с момента их принятия.
«Я не считаю корректными заявления депутатов, что мы ничего не делали. Да, мы не проводили массовые акции, что выглядело бы по-дурацки, потому что в стране есть более важные вопросы», - объясняет Юрчишин. Кроме того, добавил он, антикоррупционеры не раздували проблему, поскольку не боятся показать, как живут: «Должны ли мы быть главными спикерами в дискуссии против отмены декларирования? Как по мне, нет».
При этом глава украинского представительства Transparency International уверен, что подачу электронных деклараций для антикоррупционеров придется отменить, если Украина хочет интегрироваться в Евросоюз.
«Мы имеем право спросить у чиновников, которые получают зарплаты из наших с вами налогов, живут ли они по средствам или занимаются коррупцией. В нашем случае единственная цель декларирования – показать, что общественные активисты зарабатывают больше, чем в среднем в обществе. И направить на нас гнев тех, кто зарабатывает меньше», - считает Юрчишин.
По его прогнозам, вероятнее всего, е-декларирование для активистов отменят не раньше мая. Пока же 86 общественных организаций намерены обжаловать эту норму в Конституционном суде. Но учитывая, как долго рассматриваются вопросы в КС, быстрого решения ожидать не стоит.