Служба, занимающаяся расследованием экономических преступлений, — это козырь в руках любого топ-чиновника. И это единственная причина той борьбы вокруг Налоговой милиции и СФР, которая развернулась в последние недели.
Конечно, публично говорилось о сложностях со сбором налогов, о преемственности и прочем. Но все понимают, что, с одной стороны, есть те, кто не заинтересован в замене силового ведомства на аналитическое. А с другой — даже аналитическая служба, способная инициировать расследование экономического преступления, — один из мощнейших рычагов влияния на многие политические процессы в стране. Поэтому тот факт, что правительство на уходящей неделе одобрило законопроект о создании Службы финансовых расследований, — это еще не победа.
Впереди трансформации законопроекта в парламенте и многочисленные сложности как с созданием нового ведомства, так и с обеспечением его независимой и непредвзятой работы. В законопроекте есть обтекаемая формулировка о том, что деятельность службы координируется министром, определенным положением о службе. И что это будет за министр, пока интрига.
Естественно, в Минфине будут настаивать, чтобы именно их министр координировал работу СФР, но утверждать, что это точно будет он, пока не спешат. Торги идут.
Основная работа СФР будет сконцентрирована на таких нарушениях, как фальсификации финансовых документов и отчетов, манипуляции на фондовом рынке, подделка документов, изготовление и сбыт поддельных ценных бумаг, незаконный сбор и использование данных, являющихся коммерческой или банковской тайной. И на других преступлениях, связанных с экономической, финансовой и налоговой сферами.
С помощью СФР Минфин все-таки рассчитывает разрушить монополию ГФСУ на доступ к легендарным базам налоговой службы. По крайней мере, пока законопроект дает СФР право доступа к этой информации, впрочем, как и ко всем остальным базам и справочным системам госорганов.
Работать в службе будут новые кадры, как и обещали, людей с автоматами заменят аналитики. Согласно проекту, к участию в конкурсе на должности в службе не допускаются лица, которые после 2010 г. занимали должности следователей или оперативников в подразделениях правоохранительных органов, занимающихся экономическими преступлениями.
И в данном случае обнуление кадрового состава — это позитив, так как особыми успехами в расследовании экономических преступлений в Украине похвастаться не может никто, увы. Вопрос в другом: сколько времени потребуется для набора и обучения нового штата сотрудников? Законопроект предполагает, что новые сотрудники, не имеющие опыта оперативно-сыскной деятельности и досудебных расследований, должны в течение шести месяцев проходить стажировку в СФР. То есть даже при условии, что службу создадут через месяц, часть ее сотрудников приступит к полноценной работе только в октябре.
«Количество сотрудников будет определять Кабмин. По нашим расчетам, службе необходимо не более 3,5 тыс. человек, включая административный персонал, чтобы эффективно работать, — рассказал ZN.UA министр финансов Александр Данилюк. — Важно также минимизировать возможности для прохождения в СФР бывших работников налоговой милиции. Они работали в коррумпированной системе и принесут свои привычки с собой. Критерии отбора сотрудников будут определяться под каждую должность. Но будут и некоторые общие критерии — определенный уровень грамотности, эрудиции, особое внимание будет уделено знанию иностранных языков. В современном мире финансовые преступления не ограничиваются границами, и многие предприятия ведут внешнеэкономическую деятельность, сотрудникам необходимо будет читать контракты, другие документы и профильную литературу на иностранном языке или общаться с правоохранительными органами из других стран».
Минфин ссылается на определенные договоренности с Госдепартаментом США о технической помощи по отбору персонала, его обучению и созданию материально-технической базы. Но чтобы пригласить на работу квалифицированных аналитиков и аудиторов, нужно предложить им рыночный уровень заработной платы. А с этим могут возникнуть сложности.
Пока должностные оклады в СФР следующие: у руководителя службы — 40 прожиточных минимумов (64 тыс. грн на сегодняшний день), замов — 35 (56 тыс.), руководителей территориальных подразделений — 30 (48 тыс.), старших детективов — 22 (35,2 тыс.), рядовых детективов — 20 (32 тыс. грн). К окладу традиционно добавляются надбавка за выслугу лет, доплаты за спецзвания, ранги госслужащих и работу, предполагающую доступ к государственной тайне. Дополнительным бонусом выступит медицинская страховка для сотрудников: самим работникам СФР государство будет оплачивать 90% стоимости страхового полиса, а членам их семей — 70%.
При обсуждении в правительстве именно зарплаты сотрудников службы стали предметом споров. Действительно, для страны со средним заработком в 6000 грн суммы впечатляющие. Но если подумать о том, что люди будут расследовать злоупотребления, в которых речь идет о миллионах, то становится понятно, что держать их на ставке рядового госслужащего — это собственноручно создавать коррупционные риски. Тем более что речь идет о квалифицированных специалистах, которые могут расследовать экономические преступления (по крайней мере, мы на это надеемся). Если привлечь их к работе не получится, СФР повторит судьбу многочисленных, но неэффективных экономически департаментов различных силовых ведомств.
«Без нормальной зарплаты невозможно привлечь квалифицированных специалистов, которые будут честно и профессионально работать и отличать ВВП от ВДС, а НДС от ДСП. Недавно нам рассказывали о том, как следователь налоговой милиции, расследовавший уклонения от уплаты НДС, в разговоре с адвокатом предприятия обнаружил полное незнание, что такое НДС. И когда адвокат обратил на это внимание, следователь сказал, что ему безразлично, что такое НДС, все равно придется договариваться», — отмечает министр финансов
Процедура назначения как руководства, так и рядовых сотрудников — конкурсы. Впрочем, возможности повлиять на их результаты сохраняются, например, в отношении руководителя службы. Вроде не придерешься — открытый конкурс, комиссия из девяти членов, а назначает — Кабмин по предложению премьера. Кстати, по очень похожей процедуре на должность главы ГФС зашел в свое время господин Насиров. И публичный конкурс был, и сплошь приличные люди в комиссии, и коллегиальное решение. Но все понимали, что на самом деле назначен Насиров был даже не тогдашним министром финансов Яресько и не за выдающиеся навыки, а потому что так было надо.
Впрочем, закон гарантирует независимость руководства СФР: министр будет лишь координировать работу службы, а причины увольнения ее главы достаточно четко определены. Кроме того, руководитель службы, его замы и руководители территориальных управлений до вступления на должности и далее ежегодно будут проходить проверку с использованием полиграфа.
Но праздновать победу рано, ведь служба еще даже не создана, не говоря уже о каких-либо реальных ее достижениях. И мы хорошо помним, какие основные претензии предъявлялись Налоговой милиции. Далеко не все из них касались применения силовых методов в работе. Речь шла и о общей крайней неэффективности.
За прошлый год было инициировано свыше 8,7 тыс. уголовных производств, а до судов с обвинительными актами дошло только 9% из них (796 дел). Порядка 23% дел было закрыто из-за отсутствия состава преступления. В 2015-м было открыто всего 1665 уголовных производств, из них 1025 были закрыты на стадии досудебного расследования. В итоге за 2016 г. Налоговая милиция смогла вернуть убытков всего на 419,5 млн грн, даже не покрыв собственное содержание, за которое налогоплательщики заплатили свыше 562 млн грн. Цифры за 2015 г. аналогичные: на содержание потрачено 553 млн грн, возмещено убытков — 520,6 млн.
И все мы понимаем, что часть дел, закрытых на этапе досудебного разбирательства, закрывались за «долю немалую». А часть тех споров, которые дошли до судов, в итоге были проиграны. При этом платежная дисциплина в стране лучше не становится. И когда отдельные депутаты, бурно отстаивающие право Налоговой милиции на существование, утверждали, что без нее налоги собирать в стране будет некому, хотелось спросить: а что, они их сейчас собирают?
Тем не менее функции на СФР возложат серьезные — после создания службы ликвидируются не только Налоговая милиция, но и экономическая служба Нацполиции и соответствующее экономическое подразделение СБУ. Естественно, чем дольше будет создаваться служба, тем серьезнее будут становиться проблемы с платежной дисциплиной. Более того, решать все экономические проблемы СФР не уполномочена, а будет концентрироваться лишь на их части. То есть само создание службы не делает менее актуальным реформирование ГФСУ. И нужно отдавать себе отчет в том, что обещанная сервисность не должна в итоге обернуться беззаконием и безнаказанностью.
«Налоговая милиция вне закона, и надо запускать новую службу как можно скорее. Мы уже начали работать над разработкой некоторых подзаконных актов и над практическими шагами запуска. После принятия закона службу можно будет запустить уже через полгода, — рассказал ZN.UA Александр Данилюк. — Мы одобрили законопроект на Кабмине, но впереди рассмотрение на Национальном совете реформ, затем в комитете Верховной Рады и собственно в парламенте. И мы понимаем, что надо будет приложить еще много усилий. Есть риски. Могут затягивать время, могут внести правки, которые нивелируют смысл создания новой службы или сделают ее неэффективной. Например, могут изъять положение об адекватной заработной плате. Могут попытаться исключить еще одно важное полномочие — ведение оперативно-розыскной деятельности. Тогда Служба финрасследований не заработает — будет создан еще один орган, но толку от него не будет».
На любом этапе реформу можно будет трансформировать, извратить и развернуть в противоположном направлении. И для того чтобы ожидаемые перемены были действительно качественными и учли интересы не только бизнеса, но и государства, потребуется немало усилий и реальное желание правительства создать действительно независимую и эффективную структуру, а не ручное ведомство под одним из министров. Время покажет.