Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко инициировала всеукраинский референдум по вопросу о бессрочном запрете на продажу земли в Украине. Проведение плебисцита само по себе сопряжено со сложностями, да и ожидаемый результат далеко не очевиден. Однако, если украинцы поддержат инициативу Леди Ю, последствия будут очень серьезными.
Партия «Батькивщина» во главе с Юлией Тимошенко инициирует всеукраинский референдум по вопросу о запрете продажи земли сельскохозяйственного назначения. Такой шаг вызван планами украинских властей провести земельную реформу, предусматривающую, в частности, отмену моратория на продажу земли - на сегодня его действие продлено до конца 2017 года. Проведение земельной реформы, в свою очередь, является одним из условий продолжения сотрудничества Украины с Международным валютным фондом (МВФ), которое отражено в соответствующем меморандуме как «структурный маяк». Украинские власти пообещали МВФ отменить мораторий и разрешить продажу земли уже с 2018 года.
Тимошенко объявила о начале подготовки к референдуму в начале апреля, а 19 апреля в Киеве прошло собрание граждан с инициативой проведения всеукраинского референдума о запрете продажи сельхозземель. Вопрос, который предлагается вынести на плебисцит, звучит так: «Поддерживаете ли вы продление существующего запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения бессрочно?».
Лидер «Батькивщины» заявила, что только украинский народ вправе решать судьбу своей земли. В связи с этим она поставила в укор президенту Петру Порошенко то, что он отказался объявить референдум по этому вопросу. «Президент должен был выполнить Основной закон и, как гарант Конституции, поставить одну подпись под указом, провести референдум и спросить у людей: хотят ли они продавать украинскую сельскохозяйственную землю. Нет, он этого не сделал. За спиной у народа подписал меморандум о сотрудничестве с МВФ и сказал, что землю будут продавать», - заявила Тимошенко.
Законный референдум
Вопрос, предлагаемый Тимошенко и ее партией, в соответствии с украинским законодательством может быть вынесен на всеукраинский референдум. Согласно Конституции (ст. 74), «референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии», а в соответствии с законом о референдуме (ст. 3), предметом всеукраинского референдума может быть, в частности, вопрос «о принятии или отмене закона Украины или внесении изменений в действующий закон Украины».
По Конституции (ст. 72), всеукраинский референдум назначается Верховной Радой или президентом. При этом референдум может быть объявлен по народной инициативе «по требованию не менее 3 млн граждан Украины, которые имеют право голоса, при условии, что подписи за назначение референдума собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по 100 тыс. подписей в каждой области».
Именно сбором подписей теперь и придется заняться соратникам Тимошенко. В случае, если они будут собраны, их предстоит принести в Центральную избирательную комиссию. Если ЦИК не найдет нарушений в процедуре сбора подписей, она направит соответствующее решение президенту. После этого глава государства «издает указ об объявлении референдума с указанием даты его проведения и сформулированными вопросами или проектом закона, которые выносятся на всеукраинский референдум» (ст. 28 закона о референдуме).
Сложности реализации
Но это – на бумаге, пусть на ней и отпечатан Основной закон. Так, Тимошенко убеждена, что власть будет всячески препятствовать референдуму. «Они будут манипулировать своей Центральной избирательной комиссией, своими силовыми структурами, чтобы не дать нам провести этот всеукраинский референдум», - заявила она.
Инициативу референдума по запрету продажи земли также поддержала партия «Свобода». При этом сама идея такого плебисцита совсем не нова – существенно раньше с ней выступил лидер Аграрной партии Виталий Скоцик. Еще в марте он анонсировал сбор подписей против отмены моратория и поспешной продажи земли. Он также призвал всех украинских граждан объединить усилия, чтобы «остановить дикую и поспешную распродажу земли».
Однако проблемы с проведением референдума могут возникнуть у его инициаторов не только вследствие козней со стороны власти. Не стоит забывать, что для его проведения необходимо собрать 3 млн подписей, причем в рамках процедуры, описанной выше. Кроме того, существуют временные рамки проведения референдума, которые могут отодвинуть реализацию его результатов (в случае успешного проведения) на довольно отдаленную перспективу. В соответствии с законом о референдуме (ст. 29), «сбор подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума… проводится в течение 40 дней со дня регистрации инициативной группы всеукраинского референдума…». А согласно ст. 28 того же закона, «указом президента Украины о назначении всеукраинского референдума по народной инициативе определяется дата его проведения, которой является последнее воскресенье пятидесятидневного срока от дня издания указа». При этом «процесс всеукраинского референдума завершается через 15 дней после официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов референдума» (ст. 23 закона о референдуме).
Таким образом, на все про все у инициаторов референдума, в лучшем случае, уйдет 105 дней. Соответственно, учитывая возможные задержки, в случае успешного прохождения всех процедур и, что немаловажно, поддержки украинскими гражданами бессрочного запрета продажи земли, они будут иметь на руках нужное им решение где-то к сентябрю. Но власти собираются провести земельную реформу через Верховную Раду существенно раньше – согласно меморандуму МВФ, это должно быть сделано до конца мая. К этому сроку принять соответствующий закон вряд ли удастся, об этом свидетельствует опыт проведения пенсионной реформы. Но до конца текущей сессии, которая завершится в июле, это вполне возможно. Другое дело, согласятся ли поддержать реформу нардепы – об этом «Апостроф» писал ранее.
Аграрный вопрос
Во всей этой ситуации, на самом деле, было бы разумно спросить мнение аграриев, которых любые новации в земельном законодательстве касаются в первую очередь. А у них отношение к происходящему сейчас в этой сфере совсем неоднозначное.
«Сегодня вокруг вопроса рынка земли очень много политических позиций, что является нормальной реакцией. Однако у меня вопрос: сможет ли Юлия Тимошенко реализовать такой референдум? Думаю, что идея правильная, если именно народ Украины будет решать, а не несколько чиновников в «высоких» кабинетах», - сказал в комментарии «Апострофу» глава Всеукраинского аграрного совета Андрей Дыкун, добавив, при этом что вокруг референдума может возникнуть ненужный политический пиар.
Он подчеркнул, что сегодня в стране де-факто существует квази-рынок земли, и «осталось все меньше аграриев, которые говорят, что в Украине вообще не нужен рынок земли». «Понятно, что он нам не нужен именно в 2018 году, и эти коррупционные законопроекты, которые сейчас регулируют, они не допустимы для страны. Перед проведением референдума следует провести информационную работу с аграриями, чтобы они поняли, что потеряют, когда рынок земли пойдет по правилам тех, кто его сегодня внедряет», - отметил эксперт.
По словам Дыкуна, сегодня большинству украинцев не интересны детали, связанные с рынком земли. «Большинству людей он не интересен. Последние социологические исследования показывают, что этот вопрос беспокоит только аграриев и тех, кто внедряет рынок. Поэтому для референдума достаточно правильно сформировать только один вопрос: «Рынок земли в Украине должен быть, или не должен быть?», - резюмировал он.
Юридический аспект
Не лишним будет напомнить, что сейчас на рассмотрении Конституционного суда находится представление 55 парламентариев о конституционности моратория на продажу земли. Представление поступило в КС в феврале, поэтому решение по нему можно ожидать через полгода, то есть, к концу лета - примерно тогда же, когда возможен результат референдума. В результате, к этому времени мы можем получить принятую Радой земельную реформу с отменой моратория, решение КС (непонятно, с каким решением) и результаты референдума (также неясно, в пользу продления моратория или его отмены).
Если Конституционный суд признает мораторий неконституционным, то соответствующие положения Земельного кодекса будут отменены и утратят силу со дня принятия соответствующего решения КС Украины, если другой срок не будет определен КСУ. «После принятия такого решения КСУ новый мораторий на оборот сельхозземель не может вводиться в силу конституционных гарантий недопущения сужения смысла и объема существующих прав, предусмотренных ст. 22 Конституции Украины», - заявил «Апострофу» советник адвокатского объединения “Юридическая фирма “Арио” Кирилл Юхно. При этом, по его словам, в возможном решении о неконституционности моратория «вполне вероятно, что в интересах экономической безопасности Украины КСУ оставит на усмотрение законодателя вопросы регулирования отношений по обретению прав на земли сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами».
Однако куда важнее в этой ситуации результаты референдума (если он состоится). «Принятое на всеукраинском референдуме решение по своей юридической силе перевешивает и нормы закона, и решение Конституционного суда Украины. При этом для проведения референдума не имеет значения ни возможное вступление в силу закона об обороте земель сельхозназначения, ни решение КСУ, каким бы оно ни было», - подчеркнул Юхно.