В общем потоке эмоций по поводу жестокости «Беркута» во время массовых мероприятий в Киеве к сожалению, практически нет места анализу ситуации. Плоско поданная информация о событиях толкает людей на эмоциональные высказывания и действия и загоняет в двухполюсную модель «за» или «против». Одни считают жестокость действий милиции оправданной и говорят о том, что она была спровоцирована. Другие, считают, что били не провокаторов, а детей и что это крайнее проявление жестокости действующей власти. Высказываться против обеих сторон в такой ситуации – неблагодарное занятие – будешь осужден и заклеймен всеми сторонами. Но против истины не попрешь…
Первое. Вне всяких сомнений милиция действовала неоправданно жестоко и во время разгона палаточного городка и около администрации президента. Избивать беспомощных людей, которые лежат на земле; стоят, подняв руки; потеряли ориентацию и просто не понимают куда бежать – преступление, не имеющее оправдания. Аргументация «дети или провокаторы», «журналисты или не журналисты» и вообще спор на эту тему – путь в сторону от основной темы обсуждения и спекуляция. Избивать лежащих на земле и и задержанных – преступление априори, вне зависимости от того, кто они и что сделали до того. Именно исходя из этого и должно строится общественное осуждение и расследование этих событий. В любом другом случае, мы всегда будем оставлять лазейку насилию и злу, выделяя категории людей, по отношению к которым можно проявлять неоправданную жестокость и пытки. Кстати о пытках. Вот это самые настоящие пытки.
И если расследование прокуратуры покажет, что это превышение власти или злоупотребление служебными полномочиями, то грош этому расследованию цена.
Второе. Утверждения, что Беркут действовал так жестоко по приказу власти, что милиция озверела при нынешней власти, а раньше была белая и пушистая – болтовня и политиканство. Исследования, которые проводятся с 2004 года, показывают, что год от года уровень насилия со стороны милиции в Украине достигает почти миллиона случаев в год, а пыток – до ста тысяч. И цвет власти на эти цифры не влияет. И Беркут действовал в своей привычной манере. Вернее в одном из двух режимов. Первый режим – «бить», второй – «не бить». Третьего режима или пропорциональности применения силы у него не существует, несмотря на учения и обучения. И в этом главная проблема этого подразделения и пожалуй милиции в целом.
Если вы спорите – то у вас либо короткая память, либо вы плохо информированы. Советую вспомнить события 2007 года, до прихода «этой» власти.
Например, избиение 16-летней девочки на трибуне стадиона.
Или избиение фанатов киевского «Динамо» на матче в Житомире.
Так, что не надо слишком удивляться новостям. Я бы скорее удивлялся, что с 2007 года ничего не было сделано, что изменить практику действий этого подразделения во время массовых мероприятий.
Третье. Призывы разогнать Беркут – еще одна болтовня, чтобы прибавить себе баллов, ничего при этом не делая. Только глупец может думать, что органам правопорядка не нужны специальные подразделения. Специально обученные, тренированные и экипированные люди нужны как при специальных операциях, так и на массовых мероприятиях. Но они должны быть профессионалами в каждой ситуации и применять силу когда нужно и насколько нужно, иначе они превращаются в преступников.
А теперь почему и что делать.
Во первых, права задержанных были бы гарантированы и милиция освободила бы себя от обвинений (а может и от излишних действий), если бы рядом с задержанными находились врач и адвокат. Если бы дознание задержанных проводилось без участия представителей подразделения, которое проводило задержание.
Во вторых, надо признать, что существующая система отбора и подготовки в милиции никуда не годится. Очень часто отбирают не тех и учат не тому. Уволив кого-то (как это постоянно делается) проблему не решить – нужно менять систему, а не людей. Нужны новые стандарты, новые курсы подготовки, новые критерии отбора.
В третьих, необходима система независимого расследования случаев жестокости со стороны милиции. Расследования которые проводит прокуратура или внутренние расследования милиции себя полностью дискредитировали и не выдерживают никакой критики. Пока такие инциденты (а они будут всегда и при любой власти) не будут расследоваться с привлечением или силами независимых наблюдателей (правозащитники, международные органы, журналисты) – насилие будет оставаться массовым и безнаказанным явлением.
В четвертых, всем сторонам нужно перестать демонизировать друг друга. Это помогает завести толпу, но совсем не помогает решить проблему. Следует признать, что по обе стороны баррикады были украинцы (российский Витязь, о котором так много говорили так и не приехал) и нам еще жить в этой стране и соответственно надо договариваться. Если бы обе стороны хотели вести и вели переговоры и на майдане и у АП – не было бы ни такого количества жертв, ни таких беспорядков.