5 апреля 2013 «Комментарии» обсудили переход Украины на контрактную армию и проанализируют теперешнее состояние обороны страны. В этом контексте «Комментарии» решили обратить внимание на состояние информационной безопасности Украины.
Недостаточное внимание украинского государства к вопросам информационной безопасности привело к тому, что Украина в информационном поле выглядит, мягко говоря, не очень хорошо. Анализ результатов мониторинга СМИ показывает, что сейчас в мировом информационном пространстве из общего количества материалов об Украине около 60% имеют отрицательный характер, 15-20% - нейтральный, и лишь около 20-25% – позитивный.
Подтверждением этому могут служить результаты разного рода международных рейтингов, которые иногда выглядят абсурдно, подавая место Украины после какой-либо отсталой африканской страны, в которой отсутствует даже система государственной власти, не говоря уже о конкурентной экономике и гражданском обществе.
К числу наибольших угроз для Украины на сегодняшний день можно отнести активное информационное вмешательство соседних государств, создание условий для влияния на решение украинской власти за пределами страны, а также масштабную информационно-идеологическую обработку населения.
Для этого используется широкий арсенал технологий информационного воздействия: публикации в СМИ; использование готовых и создание новых новостных поводов для начала информационных кампаний; выпуск художественной продукции с вложенным контекстом (в частности, целевых телевизионных и радиопередач, высокобюджетных художественных и «документальных» фильмов.
Особой сферой влияния с одной стороны и средством воздействия с другой, становится интернет, в котором порой разыгрываются целые информационные битвы с привлечением как специалистов по информационным операциям из рядов специальных служб, так и рядовых граждан, которые становятся невольными участниками подобных баталий.
В результате подобных манипуляций формируется имидж Украины как страны, для которой нет места среди цивилизованных государств. Отдельное место занимает технология влияния через книги. В качестве примера можно привести издание в 2012 году в Румынии романа румынского писателя Кристиана Негря «Sange ре Nistru» («Кровь на Днестре»). В этом опусе описывается возможный военный конфликт между румынской армией с одной стороны, и приднестровской и украинской, с другой. Ранее этот же автор издал роман «Сand armele vorbesc» («Когда оружие говорит»), где описывается государственный переворот в Украине, что впоследствии привело к военному противостоянию с Румынией. Справедливости ради отметим, что румынские литераторы не были первопроходцами в вопросе моделирования войны с Украиной. Еще в 2008-2009 годах подобные сценарии ярко описывались отдельными российскими авторами и их коллегами с украинскими паспортами.
Важно то, что «малохудожественные», но «глубокосодержательные» произведения подобного рода расходятся огромными тиражами. В частности, в Румынии было продано около 300 тыс. экземпляров романа «Кровь на Днестре». Это свидетельствует как минимум о большом социальном спросе на подобную литературу, а как максимум – о скоординированных действиях по ее рекламированию и распространению.
Вообще, с какой бы это радости кто-либо включал свой творческий потенциал, тратил силы и средства, чтобы показать «черную правду» об Украине? И не свидетельствуют ли приведенные примеры о том, что для кого-то наша страна – с одной стороны серьезный конкурент, а с другой – лакомый кусок или кость в горле, которые хотелось бы проглотить, а для достижения этих целей организаторы подобных действий не жалеют ресурсов?
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой в информационном плане сферой в настоящее время является военно-техническое сотрудничество нашей страны с иностранными государствами, которое является действенным и высококонкурентным инструментом проведения национальной политики нашего государства в сфере международных отношений. В частности, с постоянством, достойным лучшего применения, Украину атакуют иностранные средства массовой информации, обвиняя ее в незаконных поставках вооружений в «горячие» регионы и других нарушениях правил международного рынка оружия. Это можно квалифицировать лишь как попытки с помощью масс-медиа подвинуть страну-конкурента.
За всю историю независимой Украины можно насчитать не один десяток примеров подобных информационных атак. Наряду с широко известным «кольчужным» скандалом, который произошел в 2002 году, имели место масштабные антиукраинские информационные кампании в сфере ВТС, в основе которых лежали обвинения нашего государства в незаконных поставках оружия в Ливию (июнь-декабрь 1996 года), афганским талибам (апрель-июнь 1998-го), в страны Африки (1997-2000 годы), в Грузию (2008-2009 годы), в Южный Судан (2012 год).
Особняком стоят факты обнародования в 2012 году не соответствующей действительности информации о поставках Украиной оружия Армении и сирийским повстанцам. Интересно здесь то, что в дальнейшем Украине не было предъявлено никаких официальных обвинений в нарушении международных режимов передач товаров военного назначения и двойного использования. Эксперты отмечают не только увеличение в последнее время количества подобных информационных атак, но и их системный характер на фоне повышения качества их подготовки и координации.
Все вышеприведенное естественно для современного мира, неестественны только беззащитность Украины и то, что наши государственные мужи не до конца понимают важность готовности дать отпор информационным угрозам, которые сейчас на порядок серьезнее угроз военного характера. Тем самым создаются риски как для территориальной целостности страны, так и для существования нашего государства вообще.
Из сказанного выше можно сделать вывод: назрела насущная необходимость создания в Украине надежной системы обеспечения информационной безопасности, адекватной современным вызовам и угрозам. И в этой системе должно быть найдено место Вооруженным Силам Украины как гаранту защиты государства от угроз внешнего характера, которыми по своей сути и есть угрозы в информационной сфере. Возможным вариантом закладывания основы подобной системы могло бы стать создание отдельного постоянно действующего государственного органа, который бы отвечал за мониторинг и прогнозирование развития внешних и внутренних информационных угроз, а также за осуществление координации действий в этой сфере органов исполнительной власти Украины.