На прошлой неделе представители Минкульта, Госкино, а также крупнейших частных телеканалов и телестудий презентовали новую концепцию государственной поддержки национального кино-и телепроизводства. Она изложена в законопроекте, который, как уверяют в Минкульте, будет внесен в парламент до конца лета. Из новой концепции исчезло обсуждавшееся ранее предложение ввести дополнительный налог на услуги телекомоператоров, кинотеатров и телевещателей на финансирование украинских фильмов. Напомним, что авторы аналогичного документа, депутаты Николай Княжицкий и Сергей Тарута, предлагали взимать от 2 до 50% размера минимальной зарплаты за одну минуту демонстируемого фильма/сериала в зависимости от его страны-производителя. Перспектива платить по 50–70 тыс. грн. за показ российских лент телеканалы, мягко говоря, ужасала. Именно они предложили свой вариант министру, который тот, как поговаривают, поддержал хоть и не сразу, но почти без купюр.
Концепция поменялась
Новый проект созвучен интересам каналов «большой шестерки» и продакшен-студий. Предлагается создание специального фонда для поддержки кинематографии, который будет наполняться сразу из нескольких источников.
Во-первых, из государственного бюджета — не менее 0,1% от затрат общего фонда госбюджета за предыдущий год. Учитывая показатели текущего финплана страны, этот составит почти 530 млн. грн. против нынешних 66,8 млн. грн. Во-вторых, на пополнение фонда будут направлены отчисления от деятельности государственных лотерей, часть средств от уплаты акцизов, сборы за прокат фильмов, снятых за государственные средства, а также меценатская помощь.
Законопроект также определяет, кто и как будет получать деньги на украинские фильмы и сериалы. Часть картин, как сейчас, будет обеспечена госзаказом на 100%. Это детские, просветительские, документальные, анимационные и дебютные ленты. Еще часть проектов смогут претендовать на 80% казенных денег (сейчас доля государства в финансовой поддержке производства фильма не превышает 50%). Инновацией является также включение сериалов в список претендентов на госинвестиции. Они смогут получать до 50% общей сметы проектов.
Однако критерии отбора фильмов и сериалов как «национальных продуктов», претендующих на госфинансирование, в документе практически не обозначены. Согласно законопроекту предполагается, что отбор будет проводиться по «балльной системе», утверждаемой Кабмином отдельно. Неизвестно, будет она аналогом балльной оценки, предлагаемой, например, в Европейской конвенции о совместном кинематографическом производстве для определения «европейскости» произведений или же чиновники попытаются придумать очередное ноу-хау, как в случае с системой оценки картин, произведенных страной-агрессором и запрещенных к показу с 4 июня. Эти критерии — универсальные и понятные — до сих пор не сформулированы. И юридические отделы телеканалов пользуются этим для собственной выгоды.
Принимая законопроект без уточнения хотя бы ключевых принципов балльного механизма признания аудиовизуального продукта «национальным», парламентарии рискуют наступить на те же грабли, что и с запретом российских картин. Ведь то, что четко и ясно не изложено в тексте законопроекта, скорее всего, впоследствии станет предметом торга между чиновниками и участниками рынка.
Спасти продакшен
Следует отметить, что в государственной поддержке продакшена телеканалы сегодня нуждаются как никогда ранее. Из-за запрета демонстрации львиной доли российских телепроектов видеотеки отдельных каналов похудели вдвое. Доля украинских сериалов в эфире каналов «большой шестерки» не превышает 8%. Даже если считать «нашими» телеэпопеи, снятые в сотрудничестве с российскими, белорусскими и казахскими компаниями, этот показатель составляет не более 16%. В то же время доля сериального контента из РФ достигает 55%.
Каналы работают над заполнением образовавшейся лакуны за счет запуска собственных проектов. Но в сложившихся обстоятельствах велики шансы, что им придется работать на количество, а не на качество. Ранее в большинстве случаев украинские продюсеры рассчитывали на продажи своего продукта в РФ. Это изначально учитывалось при планировании сметы производства сериала или телефильма. Сегодня уповать на подобные продажи со стопроцентной уверенностью невозможно.
Помимо этого, из-за общей экономической ситуации в стране у вещателей резко сократились доходы от реализации рекламы. Объемы, скажем, рынка телерекламы и спонсорства по результатам 2013 года составили около 5 млрд. грн., что тогда было эквивалентно $625 млн. Аналогичный показатель в 2014 году немногим не дотянул до 4 млрд. грн., что в долларах по средневзвешенному годовому курсу составило почти $450 млн. В нынешнем году, по прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции, телеканалы смогут в лучшем случае повторить прошлогодний результат в гривне, что в долларах составит менее $200 млн.
Такое положение дел, с одной стороны, говорит о том, что государству, если оно хочет сохранить национальный кино- и телепродакшен, нужно срочно принимать меры. Но с другой — рассчитывать на наполнение фонда за счет реализации имущественных прав на проекты, снятые за казенные деньги, в ближайшие пять лет явно не стоит. А позволит ли Минфин выдавать требуемые продакшенам суммы из казны, если от продажи их фильмов в фонд не будут поступать деньги, вопрос риторический.
Заграница не поможет
Решать эту проблему телевизионщики предлагают по венгерской и чешской схемам государственной поддержки кинематографа. Суть ее в том, что государство возвращает иностранным студиям, чьи команды приезжают в Украину на съемки, часть затрат на производство фильмов (до 25% — съемочным группам, а иностранным актерам — до 10% от суммы их гонораров). Условие для получения таких компенсаций одно — большая часть съемочного процесса организуется в Украине. По замыслу авторов, это должно не только привлекать инвестиции в страну, но и создавать стимулы для развития сферы услуг, причем связанных не только со съемочным процессом. Украину будет посещать больше иностранцев, а значит увеличится выручка отелей, кафе и т.д. Кроме того, украинские ландшафты получат рекламу за рубежом, что привлечет больше туристов.
По оценке самих телевизионщиков, в случае принятия налоговых льгот уже через год-два украинские компании смогут зарабатывать на услугах в сфере медиапроизводства $100–200 млн.
Однако результативность венгерской схемы вряд ли впечатлит наше Министерство финансов— по некоторым данным, каждый форинт, выплаченный Венгрией в качестве компенсации иностранным съемочным группам, принес местной экономике 1,25 форинта.
Будет ли готово государство, находящееся на грани дефолта, оплачивать часть гонораров иностранным актерам в обмен на гипотетическую выгоду для местных предпринимателей? В лучшем случае над этой идеей в Минфине добродушно посмеются.