Понимание людьми сущности права и необходимости защиты своих прав трудно, болезненно, но все же постепенно трансформируется, впитываясь в повседневность. Этот выразительный посыл, незамеченный и недооцененный украинскими политиками в начале процесса реформ, оказался сверхважным в последнее время. Поскольку, наконец, стал таким заметным, что дальше его игнорировать невозможно.
Чем является безвозмездная правовая помощь, и для кого она?
БПП (безвозмездная правовая помощь) — реформа, воплощенная за последние пять лет в сфере юстиции яркой командой профессионалов при мощной поддержке международных доноров, ведущих правозащитных кругов и общественности. Ее успех очевиден и легко подтверждается фактами. Самое ценное в сложных перипетиях этого длинного пути — конечное звено — собственно, потребитель правовой помощи — ЧЕЛОВЕК. Сотни тысяч получили доступ к праву и правосудию, десятки тысяч — реальную победу над государством в разрешении своих споров, которые годами тяготели над ними и сдерживали в жизненном развитии. Планирование и воплощение этой реформы происходило, начиная с далекого 2006-го, с участием трех президентов Украины, нескольких министров юстиции, трех созывов Верховной Рады. Виктор Ющенко в 2006 г. утвердил концепцию формирования системы БПП, а в 2011 г. был принят закон о БПП. С 2012 г. ядро управленческой команды создало и развило Координационный центр (КЦ) и региональные центры. КЦ создан с целью формирования и обеспечения функционирования в Украине эффективной системы БПП. К его полномочиям (принципиально то, что не к полномочиям Минюста) законодательство отнесло управление системой БПП. Не следует долго описывать результаты, преимущества и изменение уровня внимания и реальной помощи гражданину со стороны государства после этой реформы.
Испытание института БПП «демократией» публичных конкурсов?
И вот, наконец, этот институт нового типа заметили. Директора КЦ БПП Андрея Вишневского 19 апреля 2017 г. назначили на должность заместителя министра юстиции Украины, политическую должность, которая должна была бы дать более широкие возможности для реализации ожидаемых обществом реформ и новых проектов Министерства юстиции Украины.
Институт БПП стал одним из реальных успехов в сфере реформирования органов юстиции. Было очевидно, что сеть нужно развивать, а ее достижения —приумножать. Внимание к должности руководителя было таким высоким, что это не позволило министру просто сделать назначение: он все же должен был выполнить требования более двух десятков мощнейших правозащитных организаций и провести конкурс. Правда, консультативный. Чем фактически он стал? Фарсом, во время которого было сделано все, чтобы должность занял один из действующих заместителей министра юстиции Павел Мороз. Кстати, то, что именно Мороза планируют назначить директором Координационного центра, в кругах областных управлений юстиции обсуждали еще три месяца назад. Непрозрачность конкурса, отсутствие четких критериев для избрания кандидата, выборочный допуск тех, кто должен был бы участвовать в процессе от общественности, и, собственно, конфликт интересов у членов конкурсной комиссии от Минюста были очевидны. Впрочем, все желающие могли наблюдать за конкурсом в режиме онлайн. Вся эта ситуация вылилась сначала в открытое обращение к президенту Украины, голове Верховной Рады Украины, Кабинету министров и министру юстиции от огромного количества общественных организаций — партнеров БПП. Затем возмущение трансформировалось в акцию протеста работников системы БПП, которую не смог проигнорировать Павел Петренко.
Понятным было публичное обращение Андрея Вишневского к Павлу Петренко. Общественность, специалисты БПП ждали, что ответит небезразличный к делу Вишневский на такие слова Петренко: «...был проведен консультативный конкурс на должность директора Координационного центра. Кандидаты имели возможность представить свои программы развития системы БПП, собеседования транслировались онлайн, в комиссию входили представители общественности. По результатам консультационного конкурса комиссией были рекомендованы два самых сильных кандидата, из которых выбрали Павла Мороза». Здесь речь идет не о неумении и неспособности министра и его заместителя договариваться персонально, а о том, что достоинство начинается там, где молчание невозможно даже тогда, когда оно политически выгоднее. История зафиксирует это как одну из попыток разрушить устойчивую систему координат, которая не может не вызвать уважения: «…молчать, когда нарушаются законы Украины и общеприемлемые этические нормы, я не могу, даже находясь на должности вашего заместителя…».
Какие требования команды системы БПП и общественности к Министерству юстиции Украины?
Требования были понятны: отмена результатов проведенного конкурсного отбора; разработка в открытом режиме с привлечением профессионального сообщества нового порядка проведения конкурса, четких профессиональных требований к кандидатам и методики оценивания соответствия им; формирование нового состава конкурсной комиссии на тех же принципах, на которых были сформированы конкурсные комиссии по отбору руководителей бюро правовой помощи в 2016 г.; проведение нового конкурса по отбору директора Координационного центра по предоставлению правовой помощи; начало публичной профессиональной дискуссии о путях повышения институционной независимости системы БПП.
Эти требования, несмотря на их очевидную обязательность к исполнению Министерством юстиции, ставят ряд логичных вопросов: как в дальнейшем будет функционировать и развиваться система БПП; какими будут ее репутация и уровень человеческого доверия к ней; что ожидает команду, которую собирали и сплачивали в течение пяти лет, и которая сегодня очевидно созрела для значительно более масштабных проектов.
Кто должен понести политическую ответственность?
Что является опаснейшим отголоском этой ситуации? Прежде всего — короткая политическая память нашего общества и политическая безответственность конкретного министра, поставившего самую большую ценность системы БПП — естественно обусловленное движение к ее окончательной независимости — под сомнение. Это ярко проиллюстрировало вмешательство Минюста в деятельность центров БПП и даже их структурных подразделений — бюро правовой помощи, на что, согласно законодательству, Министерство юстиции не имеет никаких полномочий. Центры БПП, согласно Закону Украины «О предоставлении бесплатной правовой помощи», являются территориальными отделениями КЦ, а согласно утвержденному самим же Минюстом положению о них, их директора — подотчетны и подконтрольны именно директору КЦ, а не кому-либо из должностных лиц Министерства юстиции. Положением о центрах, согласно международным стандартам, не предусмотрено прямое взаимодействие между центрами и Минюстом или его территориальными органами. Именно это и является одной из гарантий независимости системы БПП от политического и иного внешнего влияния. Эта институционная независимость, в соответствии с международными стандартами для систем БПП, жизненно необходима для обеспечения профессиональной, непредвзятой и эффективной защиты прав человека, когда государство нарушает или может их нарушить. Только независимое от политического влияния учреждение БПП сможет реализовать свое основное назначение: усилить правовую способность территориальных громад, вырвать людей из правовой тьмы, предоставить им реальные правовые инструменты для преодоления бытовой коррупции, силового произвола, эффективного контроля власти.
Что сейчас?
Общественный резонанс вокруг условий проведения конкурса; ничем не обоснованная самоуверенная позиция «победителя», которую все могли наблюдать в эфире национального канала; акция протеста КЦ БПП — сформировали для министра безальтернативную ситуацию выбора. Павел Петренко должен был искать выход. Давление на региональные центры БПП, необходимость поиска компромисса в ситуации, становившейся откровенно щекотливой для министра и его окружения… Акция протеста работников системы продолжалась, и поиск решения должен был вылиться только в одно: выполнение заявленных требований или, по крайней мере, обещание их выполнить. Как известно, были проведены отдельные переговоры с донорами, отдельные переговоры с Координационным центром.
Этот конфликт, как основа любой драматургии, на самом деле еще не достиг своего апогея. Ведь просто обещание реализовать все требования ныне является всего лишь обещанием, и мы, общество и медиа, получим уникальную возможность наблюдать за выполнением всех обещаний. Что удивляет в этой ситуации, — это фото нынешнего руководства Координационного центра на добрую память с министром юстиции Украины. Разговор и компромисс для достижения основной цели — не просто сохранения, а развития и обретения независимости системы бесплатной правовой помощи — является безотлагательным делом. Однако непонятным остается чисто показушный момент публичного подарка человеку, на котором лежит политическая ответственность за уже совершенные действия в первые дни после проведенного конкурса. Что является этим подарком? Артефакт церемониально-постановочного фото, которое можно поставить на сайты и публичные страницы и показать, что ты проявил мудрость и якобы урегулировал ситуацию? Но остается открытым вопрос: почему после многочисленных заявлений министр не вышел с позицией сразу и довел ситуацию до критической точки? Ставка на «добрую волю» проведения конкурса не сработала, ибо ставила целью не поиск достойного кандидата, который возглавил бы БПП, а заведомо освященную победу действующего заместителя министра юстиции Украины.
Причины конфликта: желание контроля или персоналии?
Желание столь агрессивно контролировать систему БПП можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, система была построена как учреждение нового образца и может служить хорошим примером возможности построить аналогичные новые, основанные на ценностях, учреждения. Во-вторых, 549 офисов по всей стране, предоставляющих ощутимую помощь обычным людям, — прекрасный организационный административный ресурс в предвыборных баталиях. В-третьих, на сегодняшний день это фактически единственная, хорошо организованная и управляемая организационная структура в системе Министерстве юстиции Украины, которая доходит в города и районы, в отличие от государственной исполнительной службы и отделов ГРАГС.
Особенно если учреждение возглавлял бы человек, который бы смог публично выйти с открытым ответом на нечестные действия непосредственного руководства. Дальнейшее развитие ситуации с Андреем Вишневским даст нам ответ относительно политического портрета и подходов в современном украинском политикуме. Вопрос заключается только в том, найдется ли в нынешней структуре Министерства юстиции Украины место для пока что заместителя министра юстиции, вступившего в противостояние и доказывающего свою точку зрения не с позиций ресурсов и силы, а с позиций прояснения общих ценностей.
Очевидным фактом для дальнейшего развития бесплатной правовой помощи является достижение полной независимости этого учреждения от Минюста. Возможно, президенту Украины следует взять указанный вопрос под личный контроль, чтобы сохранить это как общественную и общегосударственную ценность: полное понимание, принятие и трансляцию защиты прав человека как достояния высшего уровня.
Какова мотивация общественности?
За последнюю неделю было услышано много версий. Как от «победителя конкурса», так и от министра юстиции Украины. Одна из этих версий — кроме предшественников, псевдоактивистов и рейдеров — представляется интересной. Версия полного контроля прежним директором КЦ БПП всех вокруг: Ассоциации юристов Украины, Открытой общественной платформы поддержки украинской системы бесплатной правовой помощи, ключевых доноров и даже масштабного учебного проекта Украинской школы политических студий, выпускники которой активно включились в поддержку защиты и сохранения БПП для людей. Можно только пожелать политическим игрокам пользоваться такой репутацией, чтобы смочь манипулировать и влиять на процесс принятия решений такими уважаемыми учреждениями.
Что надо для сохранения и развития БПП?
Все карты — в руках министра юстиции Украины. Среди них — козырный туз: полная институционная независимость БПП. Как и кто — вопросы технические и второстепенные, для решения которых есть команда преданных профессионалов с опытом. Это можно реализовать через реорганизацию Координационного центра БПП в центральный орган исполнительной власти со специальным статусом (соответственно постановлением Кабинета министров Украины). Главное — ценности, ради которых это нужно сделать. Общество уже сформировало свой запрос. Дело — за министром — достать и положить на стол карту. Не просто показать, а пустить в честную игру.