Минфин предпринял очередную попытку легализировать азартные игры. Соответствующий законопроект есть в «бюджетном пакете» - вместе с новым Налоговым кодексом и проектом бюджета на 2016 год. Документ охватывает все три вида азартных игр: лотереи, казино, букмекерские конторы.
Он предполагает создание регулятора рынка - Нацслужбы в сфере азартных игр. Ее деятельность будет координировать Кабмин через министра финансов.
Из плюсов законопроекта - признание лотереи азартной игрой, что соответствует европейской практике, и внедрение принципа обеспечения прав игроков на получение выигрыша и защиты информации от искажения.
Создается электронная система государственного мониторинга. Она призвана упростить администрирование деятельности в сфере азартных игр и обеспечить госорганам доступ к информации в режиме реального времени.
Закон запрещает играть в азартные игры лицам в возрасте до 18 лет.
В Минфине утверждают, что в процессе доработки «бюджетного пакета» к законопроекту об азартных играх меньше всего претензий и замечаний. В это верится с трудом. Проект полон размытых формулировок, противоречий и расходится с законодательством о лицензировании и стандартизации.
Например, он наделяет госслужбу правом определять международные стандарты, согласно которым будет проводиться сертификация программного обеспечения, и условия к учреждениям, которые будут ее проводить.
«Эти вопросы регулируются отдельными законами и относятся к требованиям Минэкономики», - отмечает эксперт по вопросам азартных игр, экс-директор ГП «Укрэлекон» Государственной фискальной службы Николай Коваленко.
Опрошенные ЭП участники рынка сходятся во мнении: легализация нужна. Это выгодно и государству, и бизнесу. Вопрос в том, как узаконить игорный сегмент.
Сейчас в парламенте находится 11 законопроектов на тему легализации азартных игр. Главная их проблема - все они выписаны «под кого-то». За несколько дней публичности новое детище Минфина тоже обросло подобными слухами. В основном, благодаря разделу, посвященному деятельности лотерей.
Эксперты оценивают шансы на принятие этого документа как крайне низкие.
Во-первых, отмечает в разговоре с ЭП член парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Виктор Романюк, «Народный фронт», законопроект лоббисткий - в нем заложены возможности монополизации рынка.
«Во-вторых, он сырой и требует существенной доработки. В третьих, налогообложения выигрышей на уровне 20% нет нигде в Европе. Плюс Минфин закладывает налогообложение игры в интернете. Так мы не легализируем бизнес, а создадим ему все условия для работы «вчерную», - говорит депутат.
Проблема в том, что Минфин заложил поступления от легализации игорного бизнеса в проект бюджета на 2016 год.
Лотереи: оператором единым
Законопроект разрешает существование четырех видов лотерей: тиражной, мгновенной, комбинированной и аудиотеле-лотереи.
Минфин отказывается от идеи запустить государственную лотерею. Лицензия на организацию таковой есть у Ощадбанка. В начале осени активизировались слухи о том, что Ощадбанк подготовил пакет документов для ее запуска. Если документ Минфина вступит в силу, этим планам не суждено сбыться.
На рынке лотерей внедряется принцип единого оператора. «Будет один оператор, на сублицензиях которого смогут работать другие компании», - объяснил ЭП собеседник в Минфине. Единый оператор будет выбираться на конкурсе.
В конкурсе смогут участвовать компании с как минимум пятилетним опытом работы, из которых международный - не меньше трех лет. Общий оборот за пять предыдущих финансовых лет должен составлять не менее 3 млрд евро.
С этого момента начинается самое интересное. На что нацелен документ? В качестве единого оператора Минфин видит большую международную компанию по типу IGT, Scientific Games, Intralot.
Регуляторы игорного рынка в странах ЕС |
|
Страна |
Статус контролирующего органа |
Бельгия, Греция, Италия, Кипр, Латвия, Мальта, Нидерланды, Румыния, Швеция |
Отдельное ведомство, подконтрольное правительству |
Болгария, Дания, Испания, Литва |
Отдельное ведомство, подконтрольное министерству финансов |
Австрия, Ирландия, Польша, Хорватия/Эстония, Словакия, Словения, Венгрия, Чехия |
Министерство финансов/отдельный департамент министерства финансов |
Люксембург |
Министерство юстиции |
Венгрия |
Отдельный департамент министерства налогов |
Франция |
Отдельное ведомство, подконтрольное правительству - лотереи и букмекерство; отдельное ведомство, подконтрольное МинАПК и министерству налогов - конный тотализатор, МВД - казино и покер, отдельное ведомство, подконтрольное правительству - он-лайн гемблинг. |
Германия |
полномочия распределены между федеральными властями |
Великобритания |
Отдельное ведомство, подконтрольное министерству культуры и спорта |
Португалия |
Министерство туризма |
По данным ЮФ «Фомин, Сергиенко и партнеры» |
Сейчас на украинском рынке работают три оператора лотерей - «Патриот», М.С.Л. и УНЛ. Два первых находятся под антироссийскими санкциями. Вряд ли единый оператор с международным опытом захочет связываться с такими компаниями.
Остается УНЛ, который в последние месяцы расширяет сеть своих точек продаж, в том числе за счет скупки точек «Патриота». По рынку ползут слухи о том, что требования выписаны именно под УНЛ и его международного технического партнера - американской корпорации Gtech.
Оператор лотерей будет самостоятельно определять «других лиц», которые смогут на сублицензиях заниматься организацией и проведением лотерей.
«Указанная схема лицензирования используется для ограничения конкуренции и исключает возможность участия отечественных субъектов хозяйствования в конкурсе на определение единого оператора лотерей», - отмечает Коваленко.
Еще один прием по ограничению конкуренции «зашит» в норме, что на протяжении срока действия лицензии не допускается смена количества операторов лотерей.
«Это гарантирует участникам, что на протяжении десяти лет на рынке не появятся новые игроки. Помимо прочего, проект ограничивает срок действия лицензии, тогда как действующий закон предполагает ее бессрочность», - говорит эксперт.
В свою очередь отсутствие ограничения максимального размера призового фонда оставляет для операторов возможность минимизировать отчисления в госбюджет.
Казино: вскроются старые проблемы
Организация казино допускается только в специальных зонах. К таковым относятся отели категории четырех и пяти звезд с номерным фондом не менее 200 номеров в Киеве и не менее ста номеров в других населенных пунктах, а также залы ожидания в международных аэропортах.
Плата за лицензию состоит из двух частей: общей платы за лицензию и платы за каждый игровой стол и автомат.
К разделу о казино также есть замечания.
«Применение в казино игровых автоматов с встроенным генератором случайных чисел позволяет организаторам азартных игр манипулировать процентом выигрышей на таких автоматах и скрывать реальную выручку. Выявить подобные «настройки» автоматов очень сложно», - отмечает Коваленко.
По словам главы Киевского союза предприятий игорного бизнеса Юрия Кожемы, законопроект не решает вопрос урегулирования споров относительно претензий к Украине на счет потерь компаний, которые имели действующие лицензии на момент запрета игорного бизнеса.
Инвесторы этих фирм - в основном субъекты хозяйствования стран-членов ЕС. Они считают, что принятие закона о запрете казино без компенсаций - это лишение их права собственности, инвестиций и ожидаемой в будущем прибыли.
«До запрета игорного бизнеса в Украине было выдано 73 лицензии на казино. В случае легализации минимум половина из них активизируют свои требования о компенсации потерь. Остальные с 2009 года порвали связь с украинским рынком или были ликвидированы», - отмечает Кожема.
Есть два способа компенсации: денежная или разрешение возобновить работу. После введения запрета этот вопрос обсуждался в Минфине и Минюсте.
«Все это время Минфин говорил, что денег нет. В случае легализации игорного бизнеса со стороны компаний вопросы о возможности второго варианта возникнут с новой силой», - отмечает Кожема.
По мнению эксперта, признаки лоббизма в законопроекте просматриваются и в том, что казино разрешается размещать только в отелях четырех и пяти звезд.
«Почему не в нежилых помещениях, не в развлекательных центрах, как это разрешено в странах ЕС, в Грузии и Америке?» - задается вопросом эксперт. Это увеличило бы конкуренцию и позволило в разы увеличить поступления в бюджет.
Букмекеры: GGR оставить на потом
Букмекерская деятельность будет проводиться в букмекерских конторах и в интернете. Конторы должны размещаться в нежилых помещениях площадью не более 300 м кв.
Запрещается заключать пари основателям организатора букмекерской деятельности, обладателям информации о результатах события или же данных, которые могут повлиять на итоги пари или размеры выигрыша.
«Для букмекеров в вопросах регулирования проект приемлемый. Единственный ключевой момент - фискальная нагрузка», - отмечает генеральный директор Всеукраинского союза развития букмекерства Ирина Сергиенко.
Согласно решениям, выработанным в процессе диалога с государством, предполагалось, что будут либо большой фиксированный лицензионный платеж и общая система налогообложения, либо классический налог GGR.
Последний введен в странах, где букмекерский бизнес очень развит. В проекте Минфина присутствуют и большие лицензионные платежи, и налог GGR.
«При высоких лицензионных платежах налог GGR - 20% - не имеет права на существование. В этом случае бизнес не получит стимулов для работы. В чем тогда смысл? Просто получить лицензию, платить налоги и кое-как выживать? Нет, бизнес так не работает. Никто на рынок не выйдет», - отмечает эксперт.
Если же министерство откажется от введения GGR, то, по прогнозам Сергиенко, получится создать рынок из пяти-семи операторов, которые будут наполнять бюджет за счет проданных лицензий и отчислений по общим правилам налогообложения.
GGR можно ввести позже - после создания регулятора и запуска электронной системы госмониторинга. Последняя нашла свое выражение в этом проекте.
«Давайте будем реалистами. Система не заработает завтра», - говорит Сергиенко.
Налогообложение игорного бизнеса в ЕС |
||
Страна |
Налог с оборота ставок |
Налог с валовой игровой прибыли |
Австрия |
2% |
− |
Бельгия |
− |
15% (за исключением лотерей) - общая ставка; 11% - для онлайн-гемблинга; |
Болгария |
− |
20% |
Великобритания |
− |
15% - общая ставка; 50% - наземные казино; |
Дания |
− |
20% - для онлайн-гемблинга, 45% - наземные казино, 41% - игровые автоматы; |
Эстония |
− |
5% |
Испания |
− |
10-25% в зависимости от вида игры; |
Италия |
2-5% в зависимости от вида игры до 2016 года; |
С 2016 года планируется переход на 20% валовой игорной прибыли; |
Кипр |
− |
13% (10% - в доходы бюджета, 3% - в фонд Комиссии по гемблингу на социальные расходы и поддержку спорта; |
Латвия |
− |
5% |
Мальта |
0,5% |
− |
Нидерланды |
− |
29% |
Германия |
5% - для букмекерских услуг; |
12-20% - для игорных автоматов в зависимости от земли; 20-80% - для наземных казино в зависимости от земли; |
Румуния |
− |
20% |
Франция |
8,8% |
− |
Польша |
12% - для букмекерских услуг, 20% - лотереи, 50% - игровые автоматы. |
− |
По данным ЮФ «Фомин, Сергиенко и партнеры» |
Сначала нужно создать национальную службу в сфере азартных игр и укомплектовать ее специалистами. На это потребуется время. После нужно провести тендеры, чтобы привлечь разработчика программного обеспечения, сделать техзадание и только затем можно будет подключать операторов.
«В Белоруссии этап подключения занял полгода. Всего на внедрение новых правил может понадобиться около двух лет. Наши предложения заключаются в том, чтобы внедрять GGR после запуска системы электронного мониторинга с одновременным уменьшением лицензионного платежа», - подытожила Сергиенко.
Куда пойдут деньги: Киеву сказали «зась»
Легализация игорного бизнеса призвана пополнить бюджет на 5 млрд грн. По информации источника ЭП, во время подготовки проекта обсуждались разные варианты использования этих средств. В том числе, как в некоторых странах, когда такие поступления частично идут на нужды культуры и спорта.
Был еще один вариант.
«Легализация игорных заведений создает нагрузку в вопросах сохранения правопорядка на местные органы власти. Кроме того, поступления зависят от города, в котором находятся заведения. По справедливости, либо должно быть два налога - государственный и местный, либо расщепление 50 на 50», - отметил первый замглавы Киевской городской администрации Игорь Никонов.
Из-за дефицита средств в госбюджете Минфин разделения не рассматривает, уточнил ЭП собеседник из министерства. Целевого их расходования также не предполагается. Средства будут направляться в общий фонд бюджета.