О проекте учебных планов для старшеклассников.
Если проект реформы школьного образования, подготовленный МОН Украины в августе 2013 года, выглядел естественным шагом в цепи действий по уничтожению Украины как самостоятельного государства, то появление этого же проекта в январе 2017-го вызывает в памяти реплику одного из героев романа Даниила Гранина «Иду на грозу»: «Культа нет, но служители остались!».
Не думал, что после публикации статьи «Больной перед смертью потел? Это хорошо…» (ZN.UA, 18 октября 2013 г.), посвященной предлагаемым экс-министром образования Дмитрием Табачником изменениям школьной программы, придется еще раз объяснять неотвратимые последствия такой «реформы».
В дискуссии, за которой слежу и в которой участвую, участников можно достаточно четко разделить на две группы.
Первая группа: мы «за», потому что так будет легче нам и нашим детям.
Вот мнение одной мамы, вполне понятное и естественное: «Человек должен иметь выбор. Я вижу, как с этими точными науками мучается мой ребенок. Она художник, талантливый, ее работы покупают, в том числе американцы. У нее по всем предметам 10—11 баллов. Кроме математики и физики. Она не понимает эти предметы, они ей не нужны вообще. Минимально необходимый для повседневной жизни уровень она уже получила. Ну не будет она проектировать самолеты! Но чтобы пойти в 10-й класс и получить аттестат, который нужен для поступления в академию искусств, она должна сдать экзамен по математике. Сейчас мы должны заниматься с репетиторами по ненужной математике вместо совершенствования языков, мастер-классов по живописи и т.п. Зачем, объясните мне, такие жертвы?».
«Мой сын хочет быть журналистом, зачем ему химия?», недоумевает другая мама.
Ошибка в позициях этих мам в том, что они распространяют причины, по которым знание точных и естественных наук не нужны их детям,на всю систему образования: «или — или».
Вторая группа более дальновидна, она категорически «против», понимая, как такая «реформа» отразится на интеллектуальном развитии их детей и, в конечном счете, на экономической безопасности Украины и ее будущем.
Тенденция выпускников национальных школ США и Западной Европы при выборе профессий отдавать предпочтение тем сферам деятельности, которые более «престижны» и лучше оплачивались (юристы, финансисты, психологи, журналисты), наметилась в 80-е ХХ ст. В 90-е такой всплеск наблюдался и в Украине. Психологи объяснили этот «тренд»: гуманитарные профессии не требуют такого усиленного интеллектуального напряжения, как при изучении физики, химии, математики, биологии… Результат такого предпочтения для экономик этих стран хорошо виден при включении канала «100%», где рассказывают о реализованных грандиозных и уникальных проектах ХХ—ХХІ в.: самый длинный в мире (36 км), пересекающий океан, мост Ханчжоу, рассчитанный на 100 лет при сложнейших гидрогеологических условиях; «Бурдж-Дубай» — «Дубайская башня» — небоскреб высотой 828 м (163 этажа) в Дубае — самое высокое сооружение в мире; танкер Hellespont Fairfax, который строится в Южной Корее, будет способен перевезти столько нефти, сколько хватит на заправку всех легковых автомобилей Канады. Среди конструкторов и строителей этих чудес все чаще мелькают японские, китайские, корейские имена… Свято место пусто не бывает… В восточных странах хорошо понимают, что конкретно обеспечивает ведущую роль в мире…
Экономика ЛЮБОЙ страны — это, прежде всего, производство товаров и услуг, причем в последние несколько десятилетий — именно в сфере высокотехнологичных изделий. В 70-е США, «импортируя мозги» из Европы, «покупали» в первую очередь естественников — физиков, химиков, биологов, из гуманитариев — 80% экономистов и психологов. Еще примеры — послевоенная Германия, Япония, Тайвань, Китай, юго-западные «тигры», ЮАР, Финляндия и др. Не потому ли мы сейчас пользуемся финскими и южнокорейскими мобилками, японскими автомобилями, голландскими и итальянскими стиральными машинами и бойлерами?.. Список легко продолжить. Сокращая часы на изучение естественных и точных наук, мы убиваем подготовку кадров для космонавтики, авиации, электроники, медицины, фармакологии, точного машиностроения и т.п., тем самым Украина потенциально теряет возможность развития промышленного производства, вылетает из числа конкурентоспособных стран и превращается в сырьевой придаток и банановую республику. Не говоря уже о том, что, например, математика — это основа логического мышления. Как странно, что и настоящие, и будущие журналисты этого не понимают! Зато потом удивляются, почему у нас народ не умеет думать и голосует за «дважды не сидевших» или «однотуровых»! Именно поэтому и не умеет, что не учил математику и не сформировал себе системного мышления.
Да, конечно, возразят многие читатели, мы их здесь подготовим, а потом они уезжают на Запад. Согласен. Но это уже вопрос не системы образования, а политики…
Мы совершаем трагическую ошибку, считая, что образование должно давать не знания, а компетенции, благодаря которым специалист будет знать, где можно взять нужные знания. Г-жа Простакова из фонвизинского «Недоросля» с ее «географию пусть извозчики знают» как раз обладала компетенциями: она точно знала, где находятся нужные ей знания — у извозчика.
И педагоги, и психологи хорошо знают, что проявиться и развиться могут только те способности, которые необходимы ребенку при выполнении определенного вида деятельности. Есть в педагогической психологии такое понятие — «сензитивный возраст», т.е. возраст, в котором конкретные способности наиболее эффективно проявляются и развиваются при выполнении определенной деятельности. Если такую деятельность ребенок не выполняет — способности угасают. В широко известной в 70—80-е многодетной (семеро детей!) семье Никитиных дети умели плавать раньше, чем ходить. Борис Павлович Никитин даже предложил термин НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей, заложенных в организме природой. Хорошо известный пример — дети-маугли, не прошедшие в раннем возрасте процесса социализации — общения со взрослыми, в ходе которого они осваивают речь и другие формы общения. В интернациональных семьях дети легко усваивают языки родителей плюс язык внешней среды. То же относится к профессиональным навыкам: если, например, для освоения навыков вождения автомобилем взрослому человеку нужно 30—40 часов, то дети в 10—12 лет уверенно чувствуют себя за рулем уже через 4—6 часов занятий. (Здесь напрашивается тема связи различных видов деятельности с умственным развитием, которая давно и широко разработана в психологии, но это — уже другая тема).
К чему эти примеры? А к тому, что если детям в раннем возрасте не показать, что и многие чудеса природы, и объекты, которыми мы повседневно пользуемся, — это вот они, воплощенные в металл, здания, лекарства, законы физики, химии, математики, биологии, которые вы изучаете, то интерес у них к этим предметам не возникнет. Это и есть главная опасность сокращения времени на изучение естественных наук, которую предлагает «реформа».
Формально проект МОН понять можно: количество знаний стремительно растет, на их освоение учебного времени не хватает, и выход видится только один: специализация допрофессионального образования с целью углубленной подготовки к высшему специальному образованию.
Но почему обязательно «или — или»? Ведь можно «и — и»: не снижая программу подготовки в средних и старших классах, просто увеличить число специализированных колледжей! Или расширить их специализацию. Или просто увеличить число учащихся в уже имеющихся. И при поступлении в высшие учебные заведения гуманитарного профиля признавать эти дипломы, а не требовать для Академии искусств или гримерного отделения Института культуры (хотя и тут — химия!) знания интегралов! Или это очень сложно?
И есть еще один вариант, который я предлагал как раз тогда, когда планировалось ввести 12-летку («Украинская система образования: прошу сократить срок…», «Зеркало недели», май 1999 г.), и которую, в конце концов, «мягко спустили на тормозах»: изменить методику обучения и применить технологии ТРИЗ-педагогики. Есть учебник «Технология творческого мышления» (первое издание — в 2000 г.), рекомендованный в 2015-м в качестве учебного пособия Институтом психологии им. Г.Костюка НАПН Украины. Есть тысячи учителей, овладевших этими универсальными методами (и после обучающих семинаров, и по многочисленным учебным пособиям) и с успехом использующих методику в своих самых разнообразных предметах. Но — не хватает системного подхода к его внедрению, возможного только на уровне всей системы образования. Вот это была бы настоящая реформа! Однако МОН упорно эту технологию игнорирует. А жаль: все чаще в зарубежных источниках появляется информация о применении аналогичных технологий в учебном процессе — новая финская школа, израильский экспериментальный класс в Беэр-Шеве…Скоро мы отстанем и здесь…
Напомню мнение заслуженного учителя России, заместителя директора физико-математического лицея №239, автора более 100 научных работ по педагогике, математике, техническим наукам, создателя и руководителя Центра для одаренных школьников Сергея Рукшина (взрастившего двух Филдсовских лауреатов — Григория Перельмана и Станислава Смирнова — такое никому в мире не удавалось), ученики которого завоевали более 80 медалей на международных олимпиадах, причем свыше 40 — золотые (непревзойденный мировой рекорд): «Вопросы образования — это вопросы национальной безопасности. Образование — это не «образовательные услуги». Это системообразующий институт нации и государства».
Война на Востоке Украины показала: есть еще порох в пороховницах, не иссякла еще Украина талантливыми конструкторами и мастерами! Чуть ли не каждую неделю появляются информации о новых разработках и конструкциях ракет, вертолетов, танков, броневиков, минометов, стрелкового оружия. А открытия Ольги Броварец в биологии! А экзоскелеты! А суперкомпьютеры! Значит, можем!
Результаты отказа от ядерного оружия и «надежность» гарантов, подписавших Будапештский договор в 1994 г., Украина ощутила через 20 лет. Но еще есть база, производственная и научная, чтобы восстановить атомную промышленность, и возможность на ее основе готовить новые кадры. Не эта ли возможность вытащила из дальнего ящичка министерского стола Дмитрия Табачника проект реформы школьного образования?
Кому выгодна деградация нации? Люди, сидящие наверху, понимают, что конкурентоспособными на мировом рынке могут быть только граждане — думающие, тревожащиеся, разбирающиеся в сути любого дела. Но они, неравнодушные, размышляющие, устраивают дискуссии, острые и нелицеприятные, заставляющие по-настоящему задумаются о самом важном.
Последствия отказа от изучения естественных и точных наук в средней школе — а не от ознакомления с ними! — скажутся гораздо быстрее, и восстановить его уже вряд ли удастся…