По словам ответственного за проведение футбольного чемпионата Европы вице-премьера Бориса Колесникова, прямые затраты бюджета на проведение долгожданного мероприятия составят $750 млн. И эта цифра имеет все основания возрасти до миллиарда, так как стоимость спортивных арен постоянно повышается. Напомню, что речь идет о деньгах налогоплательщиков нищей страны, постоянно обращающейся за международными кредитами и не знающей, как свести концы с концами в бюджете. Страны, пытающейся обобрать собственный средний и мелкий бизнес и фактически уничтожающей саму возможность честного предпринимательства. Страны, в которой за проведение футбольного чемпионата отвечают олигархи, сделавшие свои состояния на доступе к власти и бюджетных деньгах. Проведение любого спортивного состязания в такой стране — это не столько инвестиция в ее будущее, сколько насилие над ее гражданами. И все мы — жертвы этого насилия.
Нам говорили и продолжают утверждать, что футбольный чемпионат является двигателем для развития страны, что он поможет развитию ее инфраструктуры и занятости населения. Но это в том случае, когда в стране поощряется инициатива. Когда же этого не происходит, речь может идти исключительно об откатах — именно они и становятся главной мотивацией участия бизнеса в подготовке к зрелищу. Об инфраструктуре можно уже и не рассказывать. Где наши дороги? И если действительно заасфальтируют несколько шоссе по маршруту Львов–Киев–Донецк, то будет ли это означать, что других дорог в стране нет и что отремонтированные трассы быстро не придут в негодность просто оттого, что альтернатив им нет и не предвидится. Где гостиницы? А, впрочем, действительно ли они нам так нужны? С тем уровнем сервиса, который наблюдается в туристической сфере, притока гостей в страну тоже не предвидится, а после чемпионата он в еще большей степени обмелеет, так как «футбольные» гости Украины убедятся в ее туристической непригодности.
На днях я проехался по маршруту Киев–Львов, приблизительно совпадающему с возможным маршрутом передвижения болельщиков. И вот представьте себе, что болельщик окажется любознательным и захочет свернуть просто потому, что путеводитель подскажет ему, что в нескольких километрах старинный замок или красивый вид. Не мне рассказывать, в какие колдобины он въедет, с каким уровнем обслуживания столкнется, как будет добывать информацию не по-украински или по-русски! Так что какие гостиницы? И какие аэропорты? Вот будут у нас аэропорты в Харькове, Львове, Донецке — огромные. А так ли уж много людей пользуются внутренней авиацией? Риторический вопрос. Цены внутри страны у нас — как до Берлина и Парижа, а пассажиров не наблюдается. Или, может быть, у нас есть рейсы не в Киев? Ведь мы живем в стране, из столицы которой можно улететь в Оренбург по цене чуть ли не меньшей, чем в Ивано-Франковск, а авиационное сообщение между областными центрами вообще не предусмотрено. Как это все объяснить? Зачем огромный аэропорт без пассажиропотока? Мне скажут: зато будут скоростные железные дороги. Но на самом деле мы же не строим новых трасс, а просто закупаем составы. И потом: вот Португалия остановила строительство скоростной железнодорожной магистрали в Испанию. Потому что кризис. А у нас точно ситуация намного лучше, чем в Португалии?
В нищей стране нужно тратить деньги на поддержание экономики, на стимулирование инициативы, а не на пышные бессмысленные мероприятия, разоряющие бюджет и обогащающие власть имущих. Разумеется, это в том случае, когда страна не возглавляется клептократами. Клептократы строят стадионы, обеспечивая зрелища подданным. Так происходит во многих странах Африки и Латинской Америки, бразильцы сходят с ума и забывают о жизни в лачугах. Я бы мог напомнить еще одну печальную спортивную истину: у нас — не бразильский футбол. Но лучше напомню географическую: у нас — не Латинская Америка. И потому есть надежда, что рано или поздно мы поймем, какую цену заплатили за ложно истолкованное понятие престижа.