Министерство внутренних дел по результатам тендеров закупило спецавтомобили, водометы для разгона демонстрантов, щиты, а также автозаки для перевозки арестованных общей стоимостью 60,9 млн. грн. Закупленное оборудование предназначено для разгона милицией массовых демонстраций. По словам первого зампредседателя парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, генерал-лейтенанта милиции Геннадия Москаля (НУНС), подразделение «Беркут» и внутренние войска и так полностью укомплектованы спецсредствами, поэтому закупленное оборудование может предназначаться для милиционеров, которые служат в других подразделениях.

«Наиболее мобильными являются отделы по борьбе с наркотиками, организованной преступностью, торговлей людьми, уголовный розыск, патрульно-постовая служба. В зависимости от ситуации могут быть мобилизованы работники центрального аппарата, столичного и областного главков, а также милиционеры из Черкасс, Чернигова, Житомира»,— рассказал «i» господин Москаль.

Генерал отметил, что спецсредства и транспорт можно было приобретать и мелкими партиями, однако они были закуплены срочно, и это «бросается в глаза». «Власть чувствует себя неуверенно, и опасается за свою безопасность»,— утверждает он. По словам депутата, власть готовит фальсификацию выборов и боится повторения Майдана 2004 г. «Нас будут бить после выборов, это однозначно»,— заключил господин Москаль.

Бывший председатель общественного совета при МВД, руководитель Международной лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров, напротив, считает, что милиция ежегодно проводит переоснащение, и ничего плохого в этом нет. «Говорить о том, что техника и спецсредства закуплены для того, чтобы препятствовать реализации законного права граждан на мирные собрания и акции протеста, нельзя, но предположить — можно»,— сказал он. «МВД является неким цербером (пес, охраняющий царство мертвых.— «i») власти, независимо от того, кто во власти находится. Такая крупная закупка спецсредств вызывает обеспокоенность перспективами их применения»,— заключил правозащитник.

Отметим, что 53 млн. грн. из средств украинских налогоплательщиков направлено на закупку автомобилей спецназначения, которые должны быть поставлены МВД до конца октября, то есть к парламентским выборам. Среди этих машин числятся 54 внедорожника Ssang Yong Rexton по 260 тыс. грн. Они оборудованы радиостанциями Vertex VX-2100, системой спутникового позиционирования Дрозд-М1, видеокамерами и видеорегистраторами Smarty, компьютерами.

Такое же оборудование установлено на 20 автобусах «Богдан» и восьми автобусах ПАЗ для перевозки бойцов МВД. За каждый из них заплатили по 400 тыс. грн. Еще 20 автобусов ПАЗ оборудованы для перевозки задержанных и заключенных. Их приобрели по 599 тыс. грн. Также МВД закупило и пять автозаков на базе автомобилей ГАЗ по 218 тыс. грн. Среди покупок министерства шесть КамАЗов с водометными установками по 2,45 млн. грн.

В результате тендера основным поставщиком автотехники на сумму 26 млн. грн. стало ООО «Харьковская автомобильная торговая компания», зарегистрированное в апреле 2011 г. с уставным капиталом 51 тыс. грн. на панамскую оффшорную компанию Southford projects corp. Другими поставщиками выбраны ООО «Завод «Пожспецмаш» и ООО «Техкомплект».

Помимо транспорта, милиция приобрела 4,8 тыс. противоударных щитов по 594 грн. за каждый и столько же комплектов для защиты рук и ног по 651 грн. Арсенал МВД пополнился тысячей заградительных металлических турникетов по 3570 грн. за единицу. Из этих турникетов длиной 1,5 м и высотой 1,3 м можно монтировать барьеры для сдерживания толпы.

При изобилии щитов, среди закупленных спецсредств нет милицейских дубинок. Это, по словам Геннадия Москаля, объясняется их избыточным количеством. «Дубинок на складах у милиции столько, что их, наверное, хватит на каждого гражданина Украины. А вот милицейские водометы в нашей стране еще не применялись»,— отметил он. По словам депутата, водой демонстрантов обливали лишь в начале 1990-х гг. во время столкновений на религиозной почве. «Но это были машины пожарников, которые тогда входили в систему МВД, а не специальные машины для разгона толпы»,— отметил он.

Не так давно, в июле, военная часть 3078 Внутренних войск МВД (этот батальон охраны базируется в Киеве на Подоле) приобрела амуницию на 105,86 млн. грн. Эту закупку тогда объяснили подготовкой внутренних войск к охране общественного порядка во время Евро-2012. Среди товаров были катера, специальные грузовики «Урал», автобусы, бронежилеты, винтовки, прицелы, патроны, кевларовые каски и пр.

«Согласно ст. 17 Конституции военные формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан. Но это положение постоянно нарушается, и внутренние войска являются главной ударной силой МВД»,— говорит господин Москаль. По его словам, именно внутренние войска, а не «Беркут», стоят под Верховной Радой во время акций протеста. «Парадокс в том, что внутренние войска одновременно подчиняются президенту, как главнокомандующему, и министру, который подчиняется правительству»,— сказал депутат, отметив, что президент может задействовать внутренние войска по личному приказу.

В настоящее время во Внутренних войсках МВД служат 33 тыс. человек. Как ранее писали «i», c 1 января на основе внутренних войск может быть создана Государственная служба правопорядка. Это предусматривает законопроект, зарегистрированный членами парламентского комитета по вопросам законодательного комитета правоохранительной деятельности, регионалами — генерал-лейтенантом милиции Василием Грицаком и Валерием Коновалюком.

В отличие от внутренних войск, новая структура будет защищать территориальную целостность и суверенитет государства. На нее планируется возложить «обеспечение защиты конституционного строя от попыток его изменения или свержения, а также защиту государственной власти от попыток ее захвата насильственным путем». По замыслу авторов законопроекта, Госслужба правопорядка должна стать украинским аналогом жандармерии.

Жандармы смогут самостоятельно, без участия милиции, патрулировать улицы, проверять документы, составлять протоколы правонарушений, останавливать транспорт, задерживать и допрашивать подозреваемых, вести разведывательную и негласную оперативно-розыскную деятельность. Они смогут проникать в помещения и осматривать их без ордера, блокировать территорию, уничтожать вооруженных повстанцев в случае их сопротивления и вести боевые действия с применением техники и авиации. Эти военнослужащие будут пользоваться неприкосновенностью, как депутаты, а их имена будет даже запрещено называть в СМИ.