Оперативник с 20-летним стажем на условиях анонимности согласился рассказать всю правду об Уголовно-процессуальном кодексе, которому 19 ноября исполнился ровно год. Милиционер уверяет, что с новым УПК тереть жерновами правосудия стало невозможно, говорится в сюжете ТСН.19:30.

"Новый кодекс работает в полную силу, если бандит едва ли сам не сдался в руки правосудию. Тогда машинка работает. И он (преступник, - ред.) не против, чтобы его осудили", - отметил милиционер.

Получается, что оперативники перестали быть оперативными. Их работа теперь сводится к бумажно-бюрократической. "Оперативное подразделение отстранено от раскрытия преступлений, выполняют только функции почтальонов, но с них каждый месяц спрашивают, сколько преступлений раскрыто, хотя по закону следователи раскрывают преступления", - добавил оперативник.

Один из авторов кодекса, ныне глава Высшего совета юстиции Александр Лавринович уверяет, что лучше так, чем как было. "Пошли искать, нашли 12, из них 10 посадили, из десяти пятерых осудили, а через пять лет нашли того, кто реально убил", - описал Лавринович то, что было до нового УПК.

Однако результаты проверки прокуратурой Киевского управления внутренних дел, которые имеет в своем распоряжении ТСН, свидетельствуют о выявленных фактах подтасовки данных, внесенных в Единый реестр досудебных расследований, с целью улучшения показателей работы милиции.

Еще один недостаток нового УПК - огромный вал бумажной работы. Каждое заявление о преступлении должны зарегистрировать. Только в Киеве зарегистрировано в этом году более 160 тыс. заявлений о правонарушениях, а до суда дошло только 7 тыс.

"Большое количество обращений, которые регистрируются сразу и требуют определенных следственных действий тогда, когда там нет уголовного преступления", - пояснил Лавринович.

А тем временем у реального бандита есть время и возможность избежать правосудия. "Мы сначала должны прийти к этому преступнику, сказать, что мы тебя знаем, ты нехороший дядька, пока мы будем бумажки оформлять, думай: то ли на лыжи ставать, то ли искать связи", - сетует оперативник.

Недовольны и адвокаты, которым обещали равенство сторон и оправдательные приговоры. "Вот я лично имел два оправдательных приговора за этот год, однако оба были отменены, а дела возвращены на новое рассмотрение", - рассказал адвокат Игорь Фомин.

Впрочем, в ближайшее время кардинально менять закон не собираются. Поскольку он, мол, является шагом в Европу.

Однако другие законодательные акты, которые должны приблизить нас к Европе, - законы о прокуратуре и о полиции, - по данным ТСН, заморожены.

Напомним, что в новом кодексе появилось понятие домашнего ареста. Самый известный пример прокола системы продемонстрировал экс-ректор Налогового университета Петр Мельник, который умудрился снять электронный браслет и сбежать из-под домашнего ареста. Сейчас он скрывается в Калифорнии.