Вокруг дел Тимошенко с конца прошлого года сформировалось несколько мифов. Суть их сводится к двум видам предсказаний: каков будет приговор Тимошенко и что будет после этого приговора.
Миф первый. Запад ей поможет
С самого начала судебного преследования Тимошенко это утверждение звучало в нескольких модификациях. Вначале утверждалось, что экс-премьера ее западные друзья вообще не дадут пальцем тронуть. В качестве примера приводился некий телефонный звонок из-за океана, якобы предотвративший арест Тимошенко еще 30 декабря. Затем, после того, как Юлия Владимировна начала регулярно посещать прокуратуру, утверждение трансформировалось в уверенность, что ее не решатся арестовать. Власть почти решилась. Было это 26 мая и в результате Генпрокурору пришлось объясняться с иностранными послами. После этого Тимошенко начали судить, хотя очередное утверждение сводилось к тому, что процесс над ней не посмеют начать в ближайшем будущем, опасаясь все той же реакции Запада. Теперь ждут реакции США и ЕС уже на сам приговор. Запад видится как сторонникам Тимошенко, так и многим членам экспертного сообщества как последняя инстанция, которая защитит, оправдает и чуть ли не заставит освободить.
Сама Тимошенко, похоже, также надеется только на Запад. На вынесение своего процесса за пределы Украины, придания ему международной огласки она делает ставку путем контраудита, проводимого американской компанией Covington & Burling LLP, иска в нью-йоркский суд против Дмитрия Фирташа, обращения в Европейский суд по правам человека, привлечения к делу адвоката Аркадия Бущенко, известного выигранными в Евросуде делами. Возможно, Тимошенко знает больше о настроениях Европы. Но внешне ситуация выглядит не столь для нее радужно.
Юлия Владимировна Европе, по большому счету, не нужна. Процесс над ней показывает европейцам, каким образом в Украине делается политика, обнажает механизмы тайной дипломатии, непонятных договоренностей с российским газовым монополистом. Да, Европа обязана благодарить Тимошенко за возобновление транзита газа в 2009-м, но благодарность такого рода «задним числом» в нынешних условиях – слабый аргумент, чтобы ввести какие-либо санкции против Украины за нарушения на процессе экс-премьера. Возможно, некие силы в ЕС могут надеяться на возвращение Тимошенко к власти, но обнародованные в суде показания о том, что она намеревалась договориться с Россией по Черноморскому флот в обмен на газовую скидку, не способствуют обелению имиджа бывшей главы правительства. Запад готов считать этот процесс политическим, но не готов полностью отдалять от себя Украину ради освобождения Тимошенко и даже допуска ее к выборам.
Последствия отторжения Януковича и ведущих украинских олигархов от европейского вектора чреваты неизбежным уходом Украины в российскую зону влияния. Запад не хочет подыгрывать инициаторам дела Тимошенко, которыми считается «русское лобби» в окружении Януковича.
Зато Тимошенко вместе с Луценко в качестве узников режима являются отличной разменной монетой для ЕС и предметом торгов с украинской властью. Пока они сидят, можно оттягивать практическую реализацию соглашения о ЗСТ, безвизовый режим и прочие европейские «радости». Украину в Европе никто не ждет. Задача европейцев – удержать нас на «длинном поводке», не дав свалиться в объятия «русского медведя». Тимошенко за решеткой как предлог для постоянных «отмазок» в вопросе ускорения евроинтеграции очень удобен. Янукович вполне может принять эти правила игры и начать торговать судьбой Тимошенко в ответ. Так пройдет 3-4 года, а после 2015 года наступит иная политическая реальность. И неважно - будет ли это второй президентский срок Януковича или первый срок его сменщика.
Но для торгов с Европой будет мало одних дел оппозиционеров. Будет, например, давление Европы и по поводу закона о выборах. Причем для европейского сознания справедливость этого закона более важна, чем судьба Тимошенко.
Миф второй. Путин защитит Тимошенко, а Медведев заинтересован в ее осуждении
Утверждение это предусматривало, что оба члена российского тандема исповедуют диаметрально противоположные взгляды на дело Тимошенко. Янукович, сделавший ставку на Медведева, мог спокойно сажать Тимошенко, сбрасывая балласт прошлых лет в виде ее договоренностей с Путиным. Медведеву судьба Тимошенко безразлична. Его интересует сам Янукович как партнер по газовым переговорам и украинский гарант интересов связанных с Медведевым групп российской элиты. Путину же, наоборот, защищать Тимошенко до недавнего времени казалось делом принципа. Тем более, его несколько раз посмели обидеть наши парламентарии, намекавшие на вызов всесильного премьера РФ в украинскую прокуратуру.
Но теперь ситуация изменилась. И изменилась двояко. С одной стороны, шансы Медведева удержаться на российском престоле выглядят все более призрачными. С другой – Путину в качестве нового-старого президента Тимошенко не нужна. Тем более, пока он снова станет главой России, Тимошенко уже могут осудить. И даже могут успеть подать в Страсбургский суд иск о разрыве газовых контрактов. И здесь Путину будет решать – продолжать практически бессмысленную защиту Тимошенко либо выстраивать соглашения с Януковичем и украинским бизнесом на новой основе, без фактора Тимошенко.
С учетом того, что Путин и Янукович не доверяют друг другу, видится два варианта: попытаться «обойти» Януковича путем предоставления Ринату Ахметову и нескольким другим ключевым олигархам прямых преференций в поставках газа (как уже проделано с Фирташем), либо же начать игру по жесткому «воспитанию» украинского президента новыми газовыми войнами. Идти по первому пути – означает помогать потенциальным конкурентам российской промышленности, но зато получить в ответ лояльных олигархов, что даже важнее, чем лояльный Кремлю глава украинского государства. На второй шаг Путин сможет решиться разве что в январе 2013 года, а к тому времени уже пройдут раундов переговоров между Путиным и Януковичем, на которых первый может окончательно «забыть» о Тимошенко. В ответ он захочет уступки в виде каких-либо объектов украинской собственности. И ему могут их дать. Конечно, не отобрать у наших олигархов, а дать нечто, еще принадлежащие государству. Например, все в той же форме СП по ГТС, концессию на железнодорожный транспорт, месторождения на украинском шельфе, подряды на реконструкцию дорог, сотрудничество в атомной и авиационной сферах.
Но, даже получив все это, Путин не остановится в стремлении интегрировать Украину в Таможенный союз. Понимая это, Янукович и группа в его окружении, лоббирующие сближение с Европой, спешат подписать соглашение о ЗСТ хотя бы до середины весны 2012 года, пока Путин вновь не переберет полноту власти в России.
Миф третий. Дело Тимошенко лоббирует пророссийская группа в окружении Януковича
Это утверждение верно частично. Оно может быть приятно за основу только в том случае, если Запад решит применить санкции против Украины по итогам процесса. Но гарантий этому нет. Значит, и ожидания пророссийских «ястребов» могут провалиться. Кроме того, сама русская группа в окружении президента расколота на «медведевских» и «путинских». Что уже не говорит в пользу того, что давление на Януковича идет единым фронтом. «Русской группе» важно заставить Януковича идти в фарватере российской политики любым способом, не обязательно путем дела экс-премьера. Достаточно организовать фальсификацию выборов, разогнать какие-либо акции протеста и показательно закрыть ряд СМИ. Плюс заставить гаранта произносить спичи на тему возможной евразийской интеграции. Это рассердит европейцев намного больше, чем приговор Тимошенко. Западу важен сам факт ее осуждения – все равно там считают процесс политически ангажированным. Да и отношения по линии Путин – Янукович после весны 2012 года могут развиваться по сценариям, неподвластным лучшим умам «русской группы».
Миф четвертый. Защищать Тимошенко на улицы выйдут тысячи людей
Не выйдут. Тимошенко осудят в разгар отпусков. Но даже если бы ее осудили в ясное время, никаких тысяч сторонников не вышло бы. Рейтинг «Батькивщины» и лично Тимошенко застыл, по разным опросам, на уровне 9-14%. Поднимется ли он в разы после осуждения экс-премьера – не доказано. Если ей не дадут возможности высказываться из тюрьмы, она станет лишь символом, который будут использовать все прочие полистилы как доказательство политических репрессий. Если позволят периодически давать интервью и писать письма, это все равно мало что даст: избираться ей нельзя, и персональная харизма Тимошенко, отлученной от телеэкранов, начнет объективно тускнеть, становясь все тем же символом - и не более того. При этом сама партия «Батькивщина» может и набрать несколько больше голосов, чем имеет сейчас. Но это будет ее потолок. Без Тимошенко как активного лидера во главе «бело-сердечные» будут увядать и чахнуть. Предстоящие выборы в парламент могут стать последними для них как для единой политсилы.
Миф пятый. Условный срок для Тимошенко невыгоден власти
А почему не выгоден? Лишенная возможности общения с избирателями, отлученная от всех эфиров, Тимошенко будет еще более унижена таким приговором. Мол, власть все-таки не решилась до конца довести ее мученическую славу. Не решилась преступить черту, признав ее «за свою». Условный приговор может сыграть только на руку конкурентам Тимошенко из стана оппозиции, которые вовсю будут утверждать, что она договорилась с властью. Тимошенко, конечно, будет утверждать обратное. Но народ не поймет. Если сажать – то сажать. Либо как мученицу, либо как «воровку».
По итогам процесса Тимошенко вырисовывается следующая картина: экс-премьеру дают реальный либо условный срок (второй даже предпочтительней в качестве циничного хода) в 8-10 лет, что будет способствовать ее политическому забвению. Ее политсила может выиграть выборы 2012 года, но это будет последний успех некогда второй партии страны. Судьба Тимошенко станет предметом торгов с Западом и Россией. Жестких санкций со стороны Запада не будет, равно как и особого гнева Путина по поводу осуждения своей «подельницы». Янукович и Партия регионов получат возможность маневрировать до 2013-2015 годов. После парламентских выборов в Украине, вероятной смены правительства Азарова и начала правления Путина в России наступит иная политическая реальность. Уже слабо связанная с Тимошенко. Но и «сладкий сон», в который готова впасть ПР после осуждения своего главного противника, будет недолгим.