На прошлой неделе в вагонах харьковского метро появилось престранное обращение к харьковчанам. Оно подписано трудовым коллективом коммунального предприятия «Харьковский метрополитен» (прочесть его можно здесь), и не просто подписано, а принято на конференции трудового коллектива 27.04.2010. Цель этого обращения – совершенно невразумительна. Основные моменты сводятся к следующему: 1) метро городу совершенно необходимо (трудно спорить); 2) фонды метрополитена изношены, резервы исчерпаны (тоже неудивительно); 3) ездит куча бесплатных льготников, затраты на которых не компенсируются; 4) стоимость перевозки одного пассажира – 2,15 (любопытно, как рассчитывали), тариф – 1,5, а из-за отсутствия компенсаций получается 1 грн. И вывод из всего этого: повернитесь к нам лицом, берегите метро!
Что непонятно, спросите вы. Непонятен выбор адресата. Почему обращение адресовано «харьковчанам»? Предполагается, что они, харьковчане, в частности, пассажиры метрополитена, имеют какое либо влияние на перечисленные выше показатели? Получается, что харьковчанам предъявляются тем самым некие претензии. Почему им, а не руководству? В обращении перечислены множественные бедствования метрополитена, но не названы – четко или предположительно – виновные. Уж не назначаются ли таковыми харьковчане?
Получается, что в этой ситуации трудовой коллектив и профсоюзная организация безоговорочно становятся на сторону руководства. Ведь все эти пункты – это традиционные уже заклинания господина Мусеева. Оставим в стороне сомнительность подобного поведения профсоюза, и примем это как факт. Но при таком небывалом единении очевидно, что трудовой коллектив принимает на себя и ответственность за все решения и действия руководства. Если так, то в ответ у пассажиров тоже всегда найдутся претензии. Я назову только наиболее очевидные, не углубляясь в то, какое отношение имеют к ним работники метрополитена – точно так же, как и они в своем обращении не удосуживаются уточнить, какое отношение к описанным пунктам имеют пассажиры-харьковчане.
Во-первых, совершенно идиотские, извините за откровенность, разменные автоматы. Это ж насколько надо быть криворукими, чтобы не «научить» автоматы давать сдачу? Даже кофейные автоматы это умеют. А монетоприемники только под «полтинники», не принимающие ни двадцать пять копеек, ни металлические рубли? Это и вовсе – вопрос настройки, как и купюроприемник, который невесть почему ограничили десяткой. При таких ограниченных функциональных возможностях автоматов в обязательном порядке нужно оставлять резервную кассу на каждой станции. А это, конечно, неэкономно.
Во-вторых, просто неприличная катавасия с «льготными» карточками. Сначала нужно было довести до истерики пенсионеров, выстроить их в стыдные очереди, а теперь еще и учинить показательно-унизительную процедуру «записи в книгу». Дело здесь именно в том, как все это происходит – в самом переводе льготников на карточки нет ничего противоестественного, только никто не может их заставить это делать. А вся эта отвратительная схема приводит только к тому, что льготники и метрополитеновцы ежедневно оскаливаются друг на друга. То есть, делают то, что и нужно руководству – и «обращение» только способствует искусственному противопоставлению.
В-третьих, пятиминутные перерывы между поездами (на Алексеевской линии – так и восьмиминутные). Понятное дело, что это – не из вредности, но что ж тогда жаловаться на неполную оплату, если предоставляются неполные услуги?
В-четвертых, куда как сомнительно выглядят все жалобы на критическую нехватку средств при таком количестве рекламы в метрополитене. И оставьте все трагичные сказки о «прибыли, которая уходит только рекламным агентствам». А площади агентствам в аренду кто сдает? Не говоря уже о том, кому принадлежат агентства.
В-пятых, после триумфальной передачи метрополитена в муниципальную собственность, по обещаниям и городской власти, и господина Мусеева, не менее половины проблем метрополитена должны были быть решены. И..?
Да, из перечисленного ни один пункт не является прегрешением работников метрополитена. Равно как и пункты их обращения не содержат вины пассажиров. Именно поэтому обмен претензиями – никуда не годное, безысходное дело. Интересы метрополитеновцев очевидным образом совпадают с интересами пассажиров, а уж никак не с интересами наживающегося на работниках руководства.
Поражает, что при описанной в обращении ситуации работники метрополитена не борются за свои интересы, а кого-то уговаривают – причем явно не тех, кого надо. Сограждане, да посмотрите вы, в конце концов, на вожделенную многими из вас Европу! Как себя там ведут транспортники, чуть только ущемляются их интересы? Правильно: немедленно начинают бастовать. И правильно делают, невзирая на все внешние упреки «а как же люди!» Но там ни один профсоюз не позволил бы пропустить подобное униженное и в то же время бессмысленное обращение. Там у профсоюзов есть четкие ориентиры, налажено постоянное сотрудничество с социалистическими и коммунистическими партиями. Что мешает точно так же действовать и у нас? Тем более, что лидер той же КПУ постоянно призывает к организованной борьбе. Неужели приятнее поддерживать руководство, при первом же удобном случае вышвыривающее на улицу своих работников?
Я менее всего хочу обидеть работников метрополитена. Тем более, что знаю, какими свиньями бывают отдельные пассажиры. Но, с другой стороны, почему-то многочисленная новоявленная охрана не особенно пресекает деятельность расклейщиков «Патриота Украины», которые загадили своими стикерами все вагоны, все эскалаторы. Охрана, видимо, предпочитает, чтобы наклейки отдирали уборщицы. В то время, как по линии «Патриота Украины» можно было бы объединиться и с милицией, и с городской властью, и хотя бы уменьшить количество нацистской агитации в метро.
Я прекрасно понимаю, что многие из метрополитеновцев боятся потерять работу, и поэтому поддерживают, очевидно, инспированное руководством обращение. Но та же боязнь не мешает выходить на протесты кузбасским шахтерам. Сильно ли отличаются их интересы от интересов работников метро? Конечно, нет. Это только небезызвестный господин Близнюк может считать, что даже интересы шахтеров Донбасса и Кузбасса различаются. Кстати, раз уж я о нем вспомнил: неслучайно, наверное, отрицая общность интересов шахтеров, Близнюк усматривает выход… в приватизации шахт! Будто в Междуреченске шахта не была приватизирована… Уж не посещают ли подобные идеи кое-кого и в Харькове – только относительно метрополитена?
В обращении трудового коллектива метрополитена упомянуты маршрутки, проезд в которых, несмотря на более низкие затраты, дороже, чем в метро. И – убийственный вывод: «К нам же иное отношение, мы должны работать за копейки!» (есть, кстати, зарплаты и ниже, чем указанная в обращении 1100 гривен). Кому это адресовано? Вы отождествляете пассажиров метро с владельцами маршрутных такси? Чье отношение – «иное»? Уж никак не адресатов обращения, имеющего совершенно неопределимый статус – смесь претензий и просьб. «За копейки» работает абсолютное большинство трудящихся в этой стране. Поэтому не надо упирать на исключительность.
И в то же время не надо руководствоваться логикой «мы же не можем не ездить, а как же люди?». Это все – заклинания из разряда «страна плохо живет, не время сейчас», «мы делаем общее дело», излюбленные методы манипулирования подчиненными. Метрополитен – не «Скорая помощь», не имеющая права на сплошную забастовку (в плане невыезда к пациенту). При этом проблемы такого рода касаются действительно всех, и решать их нужно всем вместе. Но для этого нужно правильно определять приоритеты, бороться, черт возьми. А к чему призывает это обращение? К тому, чтобы берегли метро? Так вполне достаточно и призывов на расклеенных всюду объявлениях – правильных призывов, спору нет. Может, к тому, чтобы харьковчане оценили жертву? Оценили. Многим харьковчанам, особенно из бюджетной сферы, тоже есть, чем похвастаться, труд врачей, учителей, рабочих тоже сродни подвигу. Создавшаяся ситуация – не результат противоречий между работниками метрополитена и пассажирами, а обращение создает именно такую картину, работает на стандарт «каждый сам за себя». Было бы понятно, если бы метрополитеновцы просили поддержки, собирались бастовать по поводу своих зарплат и предупреждали, объясняли бы свою позицию пассажирам (кстати, когда бастовали работники Горэлектротранса, несмотря на всю неоднозначность ситуации, поддержка пассажиров была более, чем высокая), призывали их встать рядом, фигурально выражаясь.
Но вместо этого – «харьковчане, у нас низкая зарплата, а вы так мало платите за проезд». Я утрирую, само собой, но никакого иного вывода из обращения сделать нельзя. Вот и получается, что обращение – это подготовка почвы к повышению тарифов (а, может, и к приватизации метрополитена). Если работники метрополитена считают, что повышение их зарплат за счет повышения тарифов – это и есть выход, то вряд ли они найдут понимание. В этой борьбе пассажиры и метрополитеновцы находятся по одну сторону пока еще условных баррикад. Вот это нужно понимать, помнить: если вас ущемляет руководство или собственник, вы должны сопротивляться ему, а не сливаться с ним в экстазе. А подобные обращения лишний раз подтверждают тезис о том, что официальные профсоюзы сегодня не защищают интересы своих членов, а выполняют роль модератора между собственником (или руководством) и работниками. Как сказали бы говорящие телеголовы, «легитимируют сомнительные решения руководства». Что заслуживает не только порицания, но и серьезных раздумий – с какими организациями работникам стоит связывать действительное отстаивание своих интересов.