Чтобы провести традиционный осенний подсчет наличной живности, до этой самой осени еще надо дожить. Но уже сегодня ясно, что считать придется, в основном, убытки. Первая половина текущего года для Украины прошла под черным солнцем сворачивания проектов и создания плацдарма для наращивания налогового пресса.
Оптимистическая стагнация
Перманентный процесс ухудшения качества жизни в стране, наконец, обрел свое лицо в цифрах. Если абстрагироваться от частичного вывода российских денег из экономики Украины и дороговизны АТО, то глядя на падение показателей можно подумать, что это просто, всего лишь, очередной плохой год для страны. Суммируя итоговые показатели государственная служба статистики вынесла достаточно оптимистический вердикт, в котором, негативные тенденции обозначены как прогнозируемые и некритичные.
За период январь-июнь 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 падение промышленного производства составило 5,3%. В первом же квартале 2014, по сравнению с этим же периодом прошлого года, падение составило 4,8%, а объем реального ВВП сократился только на 1,1%.
Прирост капитальных инвестиций в первом квартале этого года был отмечен в финансовом и страховом сегменте предпринимательской деятельности – 34,1%, розничной торговле – 49,5%, аренда и торговля готовой пищей – 32,3%, в транспортной сфере – 1,4%, в строительстве — 7,3%, сельском хозяйстве – 7,4%, операциях с недвижимостью — 22,6%, в промышленности — 34,7%.
Впрочем – все это цифры мнимого благополучия. Во-первых, на фоне обесценивания жизни в связи с ситуацией стране, страховой бизнес получил дополнительные стимулы. Во-вторых, рост показателей торговли, особенно был вызван не фактическими объемами продаж, а резким ростом цен, в том числе – и на продукты питания «социальной» группы. В-третьих, за улучшение абсолютных цифр в транспорте и строительстве следует, в первую очередь, «благодарить» миграцию беженцев из Крыма и восточных областей Украины и их расселение в других регионах страны и т. д. и т.п.
Первое похмелье
Госстат утверждает, что сумма капитальных инвестиций за первый квартал этого года, по отношению к прошлому, сократилась на 23,1% и составила 42,625 млрд. грн. Даже без привязки к годичной разнице в курсе доллара, 40% инфляция, почти в половину, обесценила покупательскую способность национальной валюты. По информации Национального банка Украины, в первом квартале 2014 года, убытки украинских предприятий возросли в 5,5 раз, а их доходная часть только в 2,2 раза. Таким образом, отрицательное сальдо достигло почти $11 млрд. Параллельно с прогрессирующей потерей рентабельности украинских предприятий также отмечается сильное ослабление государственных стимулов в ряде секторов отечественной экономики.
Если ранее, на долю госбюджета капитальных инвестиций приходилось: в 2012 году - 6,3%, в 2013 году - 2,5%, то в первом квартале 2014 года — всего 0,6%.
Украина теряет свою коммерческую привлекательность и в глазах частного инвестора. Участие банковских кредитов и прочих займов в денежном обороте страны также сократилось: в 2012 году 16,1%, в 2013 - 14,8%, на текущий момент – на 9,5%. В целом же минусовый баланс внешней торговли Украины составляет свыше $2 млрд. ежемесячно. Однако, даже при таком сокращении массы финансовых инструментов, индекс цен производителей промышленной продукции, в этом году, возрос на 18%, а индекс потребительских цен — на 11,6%.
Дополнительное 15% налогообложение депозитов граждан и банков повысило процентные ставки, что привело к снижению деловой активности малого и среднего бизнеса. «Трудный кредит» и свежеиспеченный налог «на армию» с физлиц, приведет к сворачиванию коммерческой инициативы самозанятого населения. Такая экономическая политика, согласно всем хрестоматийным канонам, вызовет дальнейшую цепную реакцию падения спроса на товары и услуги.
Не позволяет испытывать оптимизм по поводу увеличения товарооборота и социальная политика государства. Госстатистика безжалостно зафиксировала рост реальной заработной платы, за полугодие, всего лишь на 0,4%. Все пенсии и социальные выплаты заморозились и не прошли справедливой индексации, по отношению к 50% подорожанию доллара, с соответственным ценообразованием на импортные товары широкого потребления и лекарства. Индексации также не подлежали заработные платы в частном и в бюджетном секторах.
Даже в условиях секвестирования расходов на содержание бюрократического аппарата, нагрузка на государственные вакансии, в ряде регионов, достигает 40 человек на место. Рынок труда перегружен предложением.
В условиях, когда экспорт товаров и услуг, только в первом квартале текущего года по отношению к прошлому, сократился на 7,4% - работодатели не считают нужным поднимать зарплаты, особенно, при сокращении трудодня.
Творческой и технической интеллигенции, сотрудникам правоохранительных органов, медработникам и пролетариату всех видов, в силу неспособности самостоятельно повысить стоимость ликвидности труда приходится существенно оптимизировать потребление. Как в ценовой, так и в количественной, а также – качественной плоскостях.
Падение потребления населением количества товароединиц наглядно демонстрирует сокращение импорта товаров и услуг. Только за первый квартал текущего года, падение спроса на ввозимую продукцию сократилось на 19,8%, и это не предел, так как ни единого позитивного прогноза о увеличении доходов населения Украины, на сегодняшний день, не существует.
Где стол был яств
Говорить об оптимизме в стране, в которой каждый гражданин за столь короткий период потерял 40% и более покупательной способности и скорейшем экономическом выздоровлении — наверняка придется еще очень не скоро. Отставание доходов населения от реального подорожания не только не позволяет создавать каких-либо накоплений для стабилизации ситуации при будущих потрясениях, но и все глубже закабаляет украинцев. Более чем 50% девальвация гривны – с начала революционных событий, галопирующая инфляция – достигшая с начала текущего года 40%, резкое снижение уровня жизни населения – почти на 25% и сокращение реальных доходов – более чем на 20%: стали монументальными символами прошедшего полугодия.
Пока длится летний период и на прилавках обильно присутствуют отечественные товары по вменяемым ценам, ситуация выглядит относительно сносной. Но ближе к осени, когда актуализируется необходимость выполнять требования МВФ, которые наше действующее правительство обещало неукоснительно соблюсти, в обмен на очередные транши, нового витка социального напряжения не миновать.
Повышение цен на газ, на электроэнергию для конечных потребителей услуг, естественных монополий, создаст очередные бреши в бюджетах украинцев, отвыкших за лето от платы за отопление.
Даже за более благоприятные периоды экономические периоды население страны сформировало долг за услуги ЖКХ в размере 13 млрд. гривен. Однако, с мая-месяца, тарифы на газ для населения повысились на 40%, с июня — цены на электроэнергию для населения выросли до 40%, а с июля тарифы на водоснабжение возросли в среднем на 84%, а оплата за использование канализации и водостоков увеличилась на 105%.
Не менее неприятным сюрпризом для граждан станет участие новых тарифов на энергоносители в ценообразовании продуктов питания и товаров массового потребления. Даже самый поверхностный подсчет предполагает к зиме почти 100% подорожание торговой номенклатуры по отношению к началу года. Но будет ли это пределом? Видимо, нет.