Все прошлогодние, да и нынешняя, попытки донести непосредственно до президента информацию о реальной ситуации в государстве оказались тщетными. Высшее чиновничество в АП упрямо не желает организовать встречу городских голов с президентом на тему, которая мешает нам и нашему государству динамично развиваться. В то время как никакое официальное мероприятие с высокой трибуной и написанными на бумажке речами не заменит открытого и честного разговора за одним столом.
В связи с этим надеюсь, что предложенный ниже публичный анализ состояния местного самоуправления в Украине, его миссии в экономическом развитии государства заставит многих задуматься.
С другой стороны — эта информация может стать предостережением на случай возможного поиска «врагов народа», поскольку не исключено, что одним из них традиционно окажется местное самоуправление. Хотя во многих странах мира роль местного самоуправления совсем иная.
Но обо всем по порядку.
Догадываемся ли мы, почему вожди суперцентрализованного Советского Союза с такой регулярностью объявляли масштабные комсомольские стройки — Днепрогэс, Магнитку, БАМ, а также освоение целины и т.п.? Задумывались ли, почему руководители суперцентрализованного Китая ввели свободные экономические зоны? Знаем ли, как пережили последний экономический кризис страны Скандинавии или хотя бы Польша? Наверное, нет. Потому что осведомленные люди никогда бы не рубили сук, на котором сидят, — а у нас рубят, аж щепки летят.
Даже социалистическим супердержавам выживать удавалось лишь за счет локальных свобод. Наверное, им повезло, что рядом с теми, кто принимает (или принимал) решения, были те, кто знал, что, по законам Вселенной, развитие — это создание свобод. Парадокс — диктатура и свобода? Нет — просто неизбежность. Потому что может ли спутанный конь бежать галопом? Очевидно, что нет. Может ли развиваться экономика государства, когда законами и чиновничеством спутаны все инициативы? Тоже нет. Так чего же мы ждем? Почему мировая история ничему не научила Украину? Понятно же, что авральные молодежные стройки в Союзе, свободные экономические зоны в Китае и европейское местное самоуправление — разные по форме, одинаковые по сути. В их основе — свобода от госчиновничества, инициатива и нацеленность на конкретный результат.
Универсальным и массовым примером «раскрепощения» свобод и инициатив в демократической стране является местное самоуправление, в его европейском понимании. Оно не в одной стране доказало свою эффективность. Эффективность не только в экономическом развитии государства, но и в сохранении целостности страны, а главное — в улучшении качества жизни граждан. Могло бы и нам прислужиться. Могло бы… Но что оно такое — местное самоуправление по-европейски? Прежде всего, цивилизованные стандарты жизни людей. Это когда в кране вода лучше, чем у нас в недешевых бутылях; когда мусорники, извините, не воняют; когда тротуары моют шампунем; когда в чистом общественном транспорте люди ездят сидя; когда газ в квартире горит голубым пламенем, а платить нужно не за кубические метры, а за теплоотдачу этого газа, и многое другое.
Люди добрые, это не басни, это — реальная жизнь граждан и работа на них органов власти. К сожалению, не у нас. Украинцам иногда даже трудно понять, что такое возможно, а европейцы не могут представить, что может быть иначе. Так в чем дело? Дело в разнице возможностей европейского и украинского местного самоуправления.
Нам почти 15 лет (со времени принятия Конституции в 1996-м) обещали реформу местного самоуправления. Заметьте, заложенную в Основной Закон страны. Когда полномочия реализуются, а бюджет гарантирует их выполнение. Когда люди сами строят свою жизнь и реально влияют на решения власти в своем селе или городе. Когда мэрам не нужно канючить деньги в высоких кабинетах. Не вылезая при том из долгов перед центром, который на выборах обязательно об этом напомнит. Ассоциация городов Украины (АГУ) неоднократно инициировала и готовила совместно с Минрегионстроем концепции и законы в рамках реформы. Последний вариант 2009 года даже был согласован со всеми европейскими учреждениями. И что с того? Потом начали все с начала. И уже третий год не можем определиться с очередной концепцией. Но, господа, сколько можно?!
Уже слышу искреннее возмущение моих оппонентов, утверждающих, что такая горизонтальная реформа очень сложна не только в написании ее, но и в реализации. Поскольку она касается и административно-территориальной составляющей. Здесь, дескать, поспешишь — людей насмешишь. И дело надо начинать с новой финансовой политики относительно регионов. Экономика, а не полномочия — в основе всего. И мы за то. Но административно-территориальная реформа призвана не ломать механизмы, которые эффективно работают, а наоборот — их узаконить. Власть тогда является властью, когда она, кроме полномочий, имеет еще и ресурс на их реализацию. Но когда ресурс общины не обеспечивает даже зарплату председателю, то что такая власть может хорошего сделать общине?
А теперь взглянем, какую нам предлагают новую финансовую политику.
Бюджет. Сфера ЖКХ. Запланированные расходы из государственного бюджета в 2012 году возрастут на 41,7 млрд. грн. Тем временем расходы 2012 года на жилищно-коммунальное хозяйство уменьшатся на 4 млрд. грн. Неужели у нас в коммуналке так стало классно, что крайне необходимо было уменьшать расходы? Неужели проведена реформа ЖКХ, которая и позволила оптимизировать затраты за счет вложений привлеченных инвесторов? Да нет, дела еще хуже, чем были в 2010 году. У нашего правительства просто приоритеты другие. А как же тепло в домах, качественная вода в кране, чистые от снега дороги, новый троллейбус, все то, чего нам не хватает каждый день? Ведь мы все еще хотим, чтобы все это у нас было, и не хуже, чем у соседей? Да? Более того, публично на высшем уровне требуем этого от местных властей.
Тем временем правительство, кроме уменьшения прямого финансирования ЖКХ, еще в прошлом году повысило цены для коммунальных предприятий на газ — на 50%, на электроэнергию — на 25%, а также на 19% — зарплату их работникам. Как следствие — тарифы, действующие сегодня, покрывают лишь 60% себестоимости. То есть логически предусмотреть, что разницу в 40%, а это 7 (!) млрд. грн., должен кто-то покрыть. Население бедное, не может. Местное самоуправление? О его возможностях — дальше. Тогда, и это предусмотрено украинским законодательством, кто повысил цены, тот и должен компенсировать коммунальным предприятиям разницу между тарифом и себестоимостью. То есть государство. Но если вы думаете, что в государственном бюджете предусмотрена сумма 7 млрд. грн. на компенсацию, то вы очень ошибаетесь.
Наши города ожидали также с роста расходов этого года в
41,7 млрд. грн. увидеть:
— 1,8 млрд. грн. на строительство жилья для очередников;
— 1 млрд. грн. на установление счетчиков тепла и воды, чтобы знать, за что платим;
— 458 млн. грн. на замену энергозатратных газовых котлов;
— 525 млн. грн. на капитальный ремонт домов;
— 1,5 млрд. грн. на ремонт и модернизацию очистительных сооружений;
— 1,9 млрд. грн. на ремонт и замену лифтов;
— 125 млн. грн. на капитальный ремонт общежитий;
— 320 млн. грн. на покупку нового электротранспорта;
— 700 млн. грн. на компенсацию потерь за подачу воды в маловодные регионы;
— 100 млн. грн. для строительства социального жилья и т.п.
Выяснилось, что все это нам не нужно, а потому в бюджете на этот год на указанные статьи не предусмотрено ни копейки. Может, кто-то думает, что местное самоуправление в Украине такое богатое, что само компенсирует разницу в тарифах прошлого года — 7 млрд. грн.? Как и в 12 млрд. грн. нынешнего года, которая накопится, если с тарифами ничего не будем делать? А также самостоятельно, с помощью волшебной палочки, профинансирует расходы, перечисленные выше?
Но идем дальше. Снова о возможностях. Так, государственным бюджетом на 2012 год предусмотрено на бюджет развития 5 млрд. грн. Это при том, что у местного самоуправления основных фондов — на 500 млрд. грн., то есть (улавливаете?) обновить их с таким финансированием можно будет через 100 (!) лет. Замечу, что основные фонды местного самоуправления обновляются в странах Европы в среднем каждые семь лет. А нам, чтобы заменить лифты, троллейбусы или капитально отремонтировать жилищный фонд, нужно ждать 100 лет!
Второй, и последний ресурс местного самоуправления в 2012 году — это 12 млрд. грн. на выполнение своих полномочий. Но из них 7,5 млрд. грн. (63%) придется переадресовать на зарплату работникам образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, поскольку в государственном бюджете их не добавили. То есть остается 4,5 млрд. грн. и плюс 5 млрд. грн. из бюджета развития, вообще — 9,5 млрд. грн. на год (200 грн. на человека). Этих денег не хватит даже на то, чтобы покрыть долги коммунальных предприятий (17 млрд. грн. за два года)!
А что прикажете делать с другими расходами, без которых не обойтись, если мы хотим, чтобы наши города функционировали? Где взять средства на уборку улиц от мусора и снега, освещение города, замену лифтов, ремонт крыш и домов, строительство квартир для очередников, обогрев больниц и школ, питание детей в садиках и школах, содержание и замену троллейбусов и трамваев?.. А это никого в Украинском государстве не беспокоит. В отличие от европейского.
На какие средства живут города в Евросоюзе? На содержание и развитие городской инфраструктуры, например, в Дании тратится 62 тыс. грн. в расчете на одного жителя (в 310 раз больше, чем в Украине), в Швеции — 44 тыс. грн. (в 220 раз), в Польше — 5600 грн. (в 28 раз), в Литве — 4500 грн. (в 23 раза). В этих цифрах на самом деле и заключается секрет возможностей европейского и украинского самоуправления. Возможности в среднем отличаются в 150 раз. Если же добавить, что там не компенсируют разницу в тарифах, то эта цифра увеличивается как минимум еще вдвое. И снова риторический вопрос. Может ли украинское самоуправление с 200 грн. на одного человека компенсировать долги по тарифам и сделать наши города красивыми, чистыми и удобными для проживания, обучения, лечения и отдыха? Ответ давайте себе сами.
Но были и лучшие времена.
Первый закон о местном самоуправлении, а потом и Конституция Украины стимулировали появление действительно талантливых городских управленцев, которые совместно со своими общинами возрождали города, соревнуясь во внедрении новаций.
С удовольствием хочу назвать их имена. Это городской голова Харькова Евгений Кушнарев, городской голова Хмельницкого Михаил Чекман, городской голова Ривного Виктор Чайка, городской голова Полтавы Анатолий Кукоба, городские головы Киева Иван Салий и Александр Омельченко, городской голова Ивано-Франковска Зиновий Шкутяк, городской голова Черновцов Николай Федорук, городской голова Кривого Рога Юрий Любоненко, городской голова Бердянска Валерий Баранов, городской голова Комсомольска Александр Попов, городской голова Каменца-Подольского Александр Мазурчак.
Еще хочу отметить тех, кто начинал тогда и сегодня удивляет нас своими новациями и управленческими талантами. Это — городской голова Ильичевска Валерий Хмельнюк, городской голова Мариуполя Юрий Хотлубей, городской голова Вознесенска Юрий Гержов, городской голова Славутича Владимир Удовиченко. Можно было бы пересчитать всех, кто и в это сложное время проявляет чудеса изобретательности для сохранности наших городов, но это по меньшей мере еще сотня имен. Большое уважение им за это.
Так вот управленческими талантами наша земля богата. Но не хватает умной политики государства в вопросе местного самоуправления, и прежде всего — действительно финансовой. После 1996 года государство ни шага не сделало в сторону местного самоуправления. Бюджетная обеспеченность на одного человека у нас составляет 9400 грн., и только 200 грн. мы вкладываем в наши города (2%). Таким образом, резерв есть, и довольно большой. Поскольку европейское самоуправление вкладывает в свои города в среднем 30% общих бюджетных доходов.
Более того, удержать тарифы и компенсировать убытки коммунальных предприятий за рост цен, как было доказано, наше местное самоуправление не может. И об этом все знают. Так почему, например, государству не покупать газ у НАК «Нафтогаз Украины» и электроэнергию у частных облэнерго по тем ценам, которые оно для них установило, а нам — не продавать по ценам, зафиксированным в тарифах, когда их утверждали. Мы с большим удовольствием тарифы не будем трогать.
И последнее к власти. Не убивайте творческую инициативу спасения наших городов контрольными и партийными структурами. Потому что суть местного самоуправления — самим инициировать цели и самим их реализовывать. С коррупцией же надо начинать бороться сверху. А регионам — дать самостоятельность, а потом — с них спросить. Жестко и справедливо. За каждую гривну. И при этом помнить, что мэры нужны людям каждый день, а не только в период избирательной кампании. Как власти.
Как, впрочем, не следует забывать и о том, что любую, даже гениальную стратегию реформ, написанную в высоких кабинетах, реализовывают все же на местах. Поэтому от того, какие отношения сложились между центром и регионами, насколько содержательный и глубокий идет между ними диалог, зависит успех этих реформ. Только воскрешенное местное самоуправление может стать катализатором экономического развития государства. Остальное — лишь имитация.
…К сожалению, Украина двадцать лет толчет воду в ступе, надеясь, что по щучьему велению будет падать манна с небес. А она не падает. Мне досадно, что и я двадцать лет своей жизни потратил, напрасно убеждая «великих» в необходимости ввести в управлении государством механизмы развития. Это моя личная трагедия, но, наверное, это трагедия всех нас — украинцев. У нас был шанс, и мы его утратили. Но после нас придут более молодые, более умные, более сильные, которые это сделают. Потому что другого выхода нет.