Прошедшая рабочая неделя была фактически потрачена на политические торги, тогда как экономика и госфинансы крайне остро нуждаются в очень конкретных решениях. Декларации нового правительства (скорее политического, чем технократического состава) о готовности осуществлять перезревшие реформы (в том числе непопулярные среди населения) пока вызывают больше вопросов, чем дают ответов.

Явно невысокий кредит доверия к правительству может обострить и дефицит политической воли, и желание воздержаться от жестких действий. Поэтому правильные посылы, зафиксированные в Программе деятельности нового Кабмина, лучше не воспринимать с телячьим восторгом. Уже не раз обжигались. У предыдущей власти тоже были концептуально неплохая президентская программа реформ, ежегодные "плани дій" и т.д. Да и программа stand by с МВФ в 2010-м также была достаточно оперативно подписана (как и в 2008-м). Но реализация всегда хромала на обе ноги. Не повторятся ли снова попытки под "честное слово" выпросить у внешних партнеров деньги, а потом забыть о реформах?

Казначейский пролог

В преамбуле Программы деятельности новоявленного правительства недвусмысленно описывается состояние украинской экономики и госбюджета. "Сегодня Украина находится в самом глубоком за всю историю своей независимости экономическом, политическом и социальном кризисе. Государство доведено до грани банкротства", — констатируют авторы документа.

Скептики могут очень даже уместно отметить, что здесь попахивает намеренным сгущением красок в стиле всех ранее заступавших на посты во власти "папєрєдніков". Хотя, конечно, никто в здравом уме и не заявит, что после полуторагодичной рецессии сейчас в экономике порядок, а в госказне — достаточно денег.

Один из показательных аргументов в программе — мизерные остатки на едином казначейском счете (ЕКС) — 4,3 млн грн. При этом, правда, не называется дата, а ведь ввиду постоянного движения средств остатки на ЕКС меняются ежеминутно.

Как бы там ни было, свидетельством наличия немалых проблем являются задержки "святая святых" для власти — платежей по защищенным статьям, среди которых и соцрасходы. Как рассказывает эксперт Ассоциации городов Украины Александр Слобожан, на местном уровне речь идет об авансах по зарплате, расчетах за энергоносители и пр. В разных регионах задержки составляют 5–10 дней.

"На счет Госказначейства местные налоги поступали в штатном режиме и в наиболее неспокойные периоды с начала года. Другое дело, что планы по доходам Минфина недовыполняются на 10–15% из-за того, что они изначально завышены где-то на этот же уровень. В целом регионы получают те налоговые поступления, на которые сами реально рассчитывали. Очевидно, эти деньги использовались и для обслуживания госдолга, отсюда и задержки с финансированием даже соцстатей", — предполагает специалист.

В самом Госказначействе признавались, что имели место "краткосрочные задержки" с платежами, однако подчеркивали, что "задолженности по осуществлению защищенных расходов бюджета нет". Пенсионный фонд сообщал, что в феврале в полном объеме выплатил пенсии и денежные пособия.

Но вот новый министр соцполитики Людмила Денисова сразу "поменяла краски", заявив, что в марте понадобится 12 млрд грн, чтобы начать выплаты пенсий и соцпособий, а денег в ПФУ нет. В той же Программе деятельности правительства указано, что невыполненные Госказначейством платежные поручения достигают почти 10 млрд грн.

Еще до назначения премьером Арсений Яценюк уверял, что государство не просто на "грани банкротства" (как описано в программе), а уже не может выполнять долговые обязательства. Но практика до самого последнего времени говорила о другом. В понедельник, 24 февраля, на погашение и обслуживание НДС-облигаций Минфин направил 0,92 млрд грн, во вторник — 0,67 млрд, в среду — 0,35 млрд грн (по ОВГЗ). Кроме того, в понедельник был осуществлен купонный платеж по евробондам почти на 60 млн долл.

Наверное, когда нервы у всех и так натянуты, как струны, излишне апокалипсические и не совсем точные посылы со столь высоких трибун все-таки неуместны. Так что уже не оппозиционерам, а ответственным высоким должностным лицам (коль уж они взялись управлять ситуацией в стране) не помешало бы придержать их при себе, чтобы лишний раз не провоцировать панические настроения, которых на том же валютном рынке и так хватает. Не Арсению Петровичу ли (в должности и.о. главы НБУ участвовавшему в тушении пожара образца конца 2004-го) этого не знать? А иначе зачем создавать дополнительные проблемы? Чтобы потом их пытаться "героически" решать?

Макрополитическое развитие действия

Среди приоритетов в Программе действий правительства: после "обеспечения суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Украины"; "подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом"; "развития всесторонних добрососедских отношений с Российской Федерацией на новой, действительно равноправной основе" — и "возобновление программы сотрудничества с МВФ и выполнение всех условий, необходимых для получения помощи от МВФ и ЕС".

Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард уже сообщила, что украинская власть обратилась за помощью в фонд, и в "ближайшие дни" в Киев должна прибыть миссия МВФ "для проведения предварительного диалога". При этом, как отмечал новый министр финансов Александр Шлапак, речь будет идти о новой программе в объеме минимум 15 млрд долл.

Будет ли готов официальный Киев к повышению тарифов на газ для населения, на чем МВФ последовательно несколько лет настаивал? Насколько жестко фонд будет ставить этот вопрос, ведь были намеки, что отдельные требования МВФ может смягчить? Это, очевидно, станет предметом переговоров. Но вопрос актуализируется, учитывая, что уже в ближайшие месяцы (с апреля, если не с марта) из-за политических факторов скидка на российский газ может "испариться".

Правда, в правительстве задекларировали готовность искать точки соприкосновения с Кремлем. А.Шлапак даже заявил, что будут попытки в "кратчайшие сроки, возможно, даже на следующей неделе" провести переговоры с РФ не только по газовому вопросу, но и по кредитной линии.

Так что на удивление многим и тем более в свете проведения выборов Кабмин зафиксировал в программе задачу по "принятию (в краткосрочной перспективе) необходимых непопулярных решений относительно цен и тарифов с введением соответствующих компенсаторных механизмов адресного характера". Возможность повышения тарифов на газ для населения публично допускал и новый глава Минэнерго Юрий Продан.

Кроме самого факта возобновления сотрудничества с МВФ, очень важны сроки. Есть риск, что при соблюдении всех привычных процедур на получение кредитных траншей может уйти не один месяц. А ситуация такова, что счет идет на дни и недели. Хотя для тех же финансовых рынков ценным является не только и не столько материальный сигнал в виде поступления конкретного кредита (или хотя бы отсрочки платежей, запланированных на этот год), сколько железобетонная гарантия, что он будет. Это позволит страстям несколько успокоиться, а курсу гривни — уменьшить амплитуду колебаний.

Секвестровая кульминация

Пятой задачей в Программе деятельности правительства определена "неотложная стабилизация финансовой ситуации". Для этого предполагаются "жесткая экономия бюджетных средств", "тщательный пересмотр налоговых льгот, выданных на индивидуальной или отраслевой основе, на предмет их реальной эффективности", "кардинальное уменьшение разного рода субсидий" и пр.

В правительстве заявили, что не собираются поднимать вопрос об отмене пенсионной реформы (в последние дни было немало попыток продавить это решение через парламент). Кроме того, должны быть урезаны необязательные расходы на чиновников. Правда, здесь рефлекторно вспоминается, что и правительство Азарова давало аналогичные обещания, но госведомства продолжали, например, покупать дорогие авто. Времена, конечно, уже другие, но все же.

И самое важное. А.Шлапак высказался за немедленный пересмотр госбюджета — еще до конца первого квартала, заявив, что "необходимо принять реальный бюджет, каким бы болезненным он ни был". При этом А.Яценюк, выступая с парламентской трибуны, отмечал, что непопулярные решения будут касаться и "сокращения социальных программ".

Опять же несколько ремарок. В прошлом году представители предыдущей власти хоть и робко, но тоже заикались о целесообразности ревизии соцрасходов и отмены господдержки для тех граждан, которые в силу материального положения в ней не нуждаются. Но до конкретных решений дело так и не дошло. Так же было и с налоговыми льготами. Из-за сопротивления отраслевых лоббистов инициатива забуксовала…

Есть в программе и другие цели, с целесообразностью которых сложно дискутировать. А именно: "обеспечение жесткого контроля со стороны общества за использованием бюджетных средств", "обеспечение прозрачности государственных закупок", "демонополизация экономики", "существенное сокращение функций административного регулирования экономики", "защита прав собственников и инвесторов" и др. И снова — вопрос в реализации. К сожалению, значительный олигархический и чисто бизнесовый шлейф за многими членами правительства вынуждает не исключать, что дело в очередной раз может ограничиться лишь разговорами.

Сейчас не хватает и понимания, насколько, например, вероятный пересмотр результатов приватизации прошлых лет (о чем говорилось на Майдане) будет увязываться с декларациями о защите прав собственности. Как его провести таким образом, чтобы не превратить фактически в админперераспределение активов от (очень условно) "антимайданных" олигархов к "промайданным"? Подобных скользких мест очень и очень много.

Развязка

За счет чего госбюджет сейчас держится на плаву? Не в последнюю очередь благодаря "дружественным" банкам, выручающим Минфин. Так, 26 и 27 февраля были размещены гривневые ОВГЗ на 3 млрд грн под нерыночные 11,5%. На момент подготовки этого материала они не перекочевали в портфель НБУ, то есть остались в банковской системе.

Кроме того, есть сигналы, что фискальные органы в "особый" период работают с "особым вдохновением". Председатель комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз рассказывает, что предприятия вынуждают второй раз уплатить налог на прибыль, не учитывая прошлогодние авансовые платежи. Повод — разные счета, на которые должны поступать эти платежи, а взаимозачет не делается. "Решение таких вопросов преимущественно в ручном режиме", — добавляет председатель налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации, руководитель налогово-юридической практики E&Y Владимир Котенко.

Не исключено, что по итогам февраля одним из ключевых источников наполнения госказны снова стали платежи Нацбанка. Ранее старший советник "Альфа-Банка" (Украина) Роман Шпек сообщал, что в январе центробанк перечислил 4 млрд грн. "По моей информации, потребность в феврале будет вдвое большей", — отмечал финансист. Напомним, в госсмете запланированы поступления от НБУ на весь год на уровне не менее 22,8 млрд грн.

Скорее всего, от подобных и других неоднозначных способов балансирования быстро отказаться не удастся.

В любом случае, правительству не только на словах придется "сшивать" страну. Как отмечает экс-руководитель Минфина Игорь Уманский, есть сигналы о саботаже с уплатой налогов на уровне как отдельных госорганов, так и налогоплательщиков. Напомним, что соответствующие призывы с начала года звучали в разных регионах из разных политических лагерей в зависимости от конъюнктуры.

Говоря о пересмотре госсметы, член бюджетного комитета ВР, нардеп Александр Черноволенко подчеркивает, что следует готовить новый документ, ориентируясь на макропрогнозы, в частности, международных финорганизаций. И речь идет, прежде всего, о нулевом росте ВВП. "Можно оптимизировать неоправданные расходы на силовые органы, непрозрачные и непродуктивные капитальные затраты (как-то железная дорога в Борисполь и т.д.). Но в любом случае нужно помнить, что завышенная планка доходов и искусственный дефицит — это источник для коррупции. Если запланировать расходы на 20 млрд грн, а реально будет 10, начинают приходить и давать взятки", — констатирует А.Черноволенко.

В.Котенко полагает, что одним из шагов для укрепления доходной части госказны могло бы стать повышение налогов на потребление. А И.Уманский считает, что если и поднимать налоговые ставки, то, прежде всего, по рентным платежам, которые в Украине ниже, чем во многих странах. И, безусловно, стратегически необходимый курс — реальное улучшение инвестиционного климата, что будет способствовать детенизации экономики и притоку инвестиций.

Но даже быстрое проведение экономических реформ не гарантирует молниеносного эффекта. Поэтому на переходный период настолько важной будет финансовая поддержка внешних партнеров. О готовности оказать помощь заявляли не только в МВФ, но и США, ЕС. Причем в случае с Евросоюзом говорилось о возможности выделения экстренной помощи более чем на 1 млрд евро даже без каких-либо дополнительных обязательств (просто чтобы удержать ситуацию). Однако это — в порядке исключения. А всю сумму из анонсированных ЕС 20 млрд евро просто за "красивые глаза" и под "честное пионерское" никто не выделит (разве что первые транши). И ни в коем случае не нужно — стране ведь потом их отдавать. Кредиты — только в обмен на реальные реформы.