Через неработающий инструмент – государственно-частное партнёрство – Минздрав пытается провести позитивные преобразования в сфере здравоохранения. Фактически это то же самое, что пытаться ехать на классном и ультрасовременном «Мерседесе», но с пустым баком. Для того, чтобы провести реформы в нашем обществе, нужно знать и ощущать истинные нужды и потребности украинцев. Наши реформаторы этого не знают и не ощущают. Вот и сидят по всем направлениям реформ «с пустым баком» – полным отсутствием доверия и понимания со стороны украинского общества.

В Минздраве хотят оздоровить ситуацию в отечественной медицине через механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) и делают большую ставку на этот вид сотрудничества государства и частных инвесторов. Первый замминистра здравоохранения Александра Павленко сообщила, что при анализе всех возможностей, посредством которых медицину в Украине можно вывести в конкурентоспособную среду с другими секторами экономики, выбор Минздрава в первую очередь остановился на ГЧП.

«Если мы говорим о повышении качества медицинских услуг для пациента, то возникает вопрос – какими силами? Ответ тут простой – это государственный и частный сектор медучреждений. Либо же пограничная модель, существующая в любых странах мира, – это ГЧП. Государство сдаёт (частным инвесторам. – «i») в управление свои объекты, очень часто находящиеся в запущенном состоянии. (Помимо инвесторов – «i») выгоду от этого получают и пациенты, которые могут получить ранее недоступную для них медицинскую услугу в регионе. И само государство получает выгоду, потому что даёт возможность конкурировать государственному и частному сектору», – подчеркнула Павленко. Но при этом, по её же словам, закон о ГЧП за пять лет своего существования «не совсем себя оправдал».

Более жёстко и реалистично оценил положение дел с ГЧП в Украине партнёр МЮФ «Дентонс» Владимир Монастырский. «Если подсчитать, сколько проектов было реализовано в рамках ГЧП во всех без исключения сферах, то для этого, вероятно, хватит пальцев одной руки. В противовес закону о ГЧП у нас есть ещё закон о концессиях, но этот закон тоже не работает», — резюмировал Монастырский.

Вот все эти факты и должны быть отправной точкой во всех дискуссиях о перспективах ГЧП в Украине. Особенно — как важного инструмента развития здравоохранения в Украине. Если ГЧП за пять лет не заработало, то почему оно должно заработать именно сейчас? Да ещё и с большой эффективностью и выгодой для всех участвующих в нём сторон?

Даже на момент разработки проекта закона о ГЧП в 2009 г. сами его создатели говорили о том, что это – хороший инструмент, но он не будет работать у нас. По одной простой причине: у бизнеса нет веры в то, что наше государство будет выполнять свои обязательства. Уже и закон принят, и пять лет как вступил в силу, а воз и ныне там – у бизнеса всё равно нет доверия к государству. И, вероятнее всего, не будет и в дальнейшем. Логичен вопрос: а с чего это вдруг Минздрав столько усилий прилагает для оживления этого изначально мертворожденного для украинских реалий инструмента и связывает с ним так много ожиданий?

Честно говоря, не от хорошей жизни. Реформа в сфере отечественной медицины, разработанная Минздравом и направленная на автономизацию учреждений здравоохранения (УЗО), сегодня крепко забуксовала в парламенте. Причём с большим скандалом – руководители комитета Верховной Рады по здравоохранению заявили о том, что в рамках этой реформы проводится подпольная и массовая приватизация УЗО. Сегодня накал страстей между конфликтующими сторонами нешуточный – в таких условиях нет смысла даже думать о возможности реформы здравоохранения в Украине.

На этой неделе имеем очередное подтверждение этому – экс-министр здравоохранения и народный депутат Олег Мусий (внефракционный) инициировал проведение служебного расследования в отношении Александры Павленко и замминистра здравоохранения Виктора Шафранского на предмет соответствия их действий антикоррупционному законодательству.

Пробуксовка реформы вынуждает руководство Минздрава искать другие пути для того, чтобы хоть какие-то позитивные преобразования происходили в медицинской сфере. Вот Александра Павленко и пытается двинуть хотя бы теоретически прекрасную, но практически нереалистичную в Украине популяризацию ГЧП.

В этом конфликте между Минздравом и народными депутатами нет смысла искать правых и виноватых – и та, и другая сторона засыплют таким ворохом юридических, политических и прочих аргументов, что до конца жизни не получится во всём этом разобраться. Для украинского общества важно знать и понимать, что в условиях такого острейшего раздора между органами власти, напрямую ответственными за реформы, никаких реформ в сфере медицины не будет.

Если политики и чиновники действительно искренне желают работать на благо украинского народа, то они должны садиться и договариваться между собой, находить общий язык и понимание, начинать слышать друг друга. Нет времени ждать прихода на эти должности других людей, которые будут комфортны — говорить и проводить реформы нужно с теми, кто есть прямо сейчас. А если чиновники и политики не способны договориться в принципе, то тогда они фактически профнепригодны. И уж тем более не способны проводить реформы в стране. Вот и всё, что нужно знать украинцам о нынешнем положении дел в сфере реформирования здравоохранения.