В Древнем Риме существовала традиция. Полководец, вернувшийся с войны против покоренных народов, шествовал через Триумфальную арку. Впереди него гнали завоеванных рабов и везли трофеи и награбленное добро. Самая длинная процессия, как утверждают историки, шла целых два дня.
Не знаю, существует ли у нынешней власти в каком-то потаенном месте подобная арка. Принимая во внимание нездоровую плебейскую тягу к кричащей роскоши в виде позолоченных смесителей с кристаллами Сваровски и золотых унитазов, можно предположить, что нечто подобное римской арке присутствует. И нескончаемо долгих два года тянется процессия, несущая отобранное и украденное у украинского народа, у каждого из нас – у предпринимателей и "чернобыльцев", у одиноких матерей и афганцев, у бюджетников и тех, кто имел несчастье попасть в нашей стране на больничную койку… Украденное у наших детей и престарелых родителей, всю жизнь отстраивающих то, что власть сейчас растаскивает по кускам… Только эта арка – не триумфальная, а арка позора. Уверена, что самая длинная процессия – на совести тех, кто от нашего имени, от имени украинского народа, распоряжается нефтью и газом, на совести властных мародеров и их неотъемлемых спутников – олигархов – маркитантов. В этой статье – речь о небольшом фрагменте позорной процессии – о 3 млрд грн.
Что такое 3 млрд гривен в год для государственного бюджета? Это социальные выплаты, пенсии, зарплаты бюджетникам, миллионам украинских граждан. В конце концов, это 1/8 от общего объема прогнозируемого дефицита госбюджета, который ожидается в 2012 году на уровне 25 млрд. гривен по самым оптимистичным прогнозам. Теперь вопрос другой: на что пойдут олигархи, чтобы получить такую прибыль? Тут долго думать не надо – очевидно, что на многое и даже больше. И главное делать то ничего особо не надо – лишь скупить нескольких парламентских лоббистов и через них продвинуть в Верховной Раде завуалированное снижение главного налога для нефтедобывающей отрасли – рентных платежей за добычу нефти и газа.
Во всем цивилизованном мире поступление от рентных платежей нефтедобытчиков - это важнейшая составляющая госбюджета, из которой государство покрывает социальные нужны своих граждан. Пример тому США, страны ЕС и даже менее развитые с точки зрения демократических ценностей страны Востока. В Украине, где господствует олигархический феодализм, нефтедобывающие компании считают, что вообще не должны платить ренту и государству, которое по Конституции у нас является собственником всех природных ресурсов, совершенно не обязательно контролировать сверхприбыли их монополий. И находят в качестве обоснования своей позиции наспех придуманные аргументы, которые при более тщательном анализе оказываются не совсем объективными. Кто эти компании и тем более люди, которые за ними стоят, известно всем, у кого есть доступ в Интернет. Что самое интересное, компании "Укрнафта" и "Укргаздобыча" даже и не скрывают своего прямого интереса к вопросу рентных платежей. Игра на больном вопросе газовых войн Украины с Россией, проблеме грядущей приватизации отечественной ГТС сопровождается заявлениями о том, что на фоне энергетической зависимости нашего государства Украине недальновидно уничтожать своего нефтедобытчика. И поддержка отечественной нефтедобычи является абсолютно правильным шагом. Только вот вопрос на засыпку: прозрачная уплата нефтедобытчиками в государственный бюджет налогов, каковыми и являются рентные платежи, – это, по их мнению, уничтожение украинской нефтегазовой отрасли? И почему десятилетиями, получая сверхприбыли, отечественные нефтедобывающие компании так и не удосужились модернизировать собственные НПЗ? Ведь именно это стало бы шагом к энергетической независимости Украины. Конечно же, задаваемый мною вопрос носит риторический оттенок, так как ответ на него вполне очевиден: НПЗ не реконструируются, потому что задача у нефтедобывающих компаний совсем иная – выжать по максимуму и слить денежные потоки в офшоры.
Теперь давайте разберемся, что проделывают с Налоговым кодексом господа-парламентарии, которые находятся на службе у нефтедобывающих компаний. Надо заметить, что именно принятие Налогового кодекса принесло проблемы нефтедобытчикам и именно его они хотят изменить до неузнаваемости в части уплаты рентных платежей. До принятия Налогового кодекса Украины рентная плата устанавливалась специальным Законом Украины, поэтому фактически на протяжении двух с половиной лет, предшествовавших налоговой реформе в Украине, ставки рентных платежей сознательно не менялись, тогда как мировая цена на нефть, а также курс доллара по отношению к гривне существенно выросли. Сколько госбюджет недополучил средств из-за этих схем – уверена, еще предстоит подсчитать экспертам.
Теперь вернемся к хронологии действий депутатов-лоббистов. В предпраздничный день, накануне Нового года, нардепы-регионалы Олег Царев и Юрий Каракай подают законопроект овнесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов, в начальный текст которого уже по ходу подготовки ко второму чтению почти незаметно был внесен пункт об изменении порядка исчисления корригирующего коэффициента в 2012 году. Ну разве понятен этот узкопрофессиональный тезис для человека, не сведущего в нефтегазовом комплексе? Конечно же, нет. Но когда начинаешь разбираться в его смысле, понимаешь, насколько цинично и нагло было обворовано государство. Смысл в том, что размер рентных платежей вычисляется путем умножения фиксированной ставки ренты на корригирующий коэффициент, который каждый месяц рассчитывает Минэкономразвития, руководствуясь мировыми ценами на нефть. Совершенно справедливая экономическая формула: выше цены на реализуемую нефть – выше налог за ее добычу.
В свою очередь корригирующий коэффициент рассчитывался путем деления мировой цены на нефть на базовую стоимость нефти. На момент утверждения методики расчета коэффициента, базовая цена составляла $70 за баррель. А вот как раз в упомянутом законопроекте Царева-Каракая предлагается увеличить делитель - базовую цену с $70 до $100 за баррель. Тем самым происходит снижение корригирующего коэффициента, а с ним, исходя из вышеприведенной формулы и самого рентного платежа минимум на 30%!
Как говорится никакого мошенничества, только ловкость рук. Только, в данном случае - это и есть мошенничество, и прямое вредительство экономике государства. Потому что по уже изложенным в СМИ подсчетам экспертов из-за таких законодательных "гамбитов" бюджет Украины за 2012 год недополучит упомянутые в начале статьи 3 млрд гривен.
Надо заметить, что на фоне этой ситуации законопроект № 8154 нардепа Сергея Гордиенко, предусматривающий повышение рентных платежей на добычу газа и нефти до экономически обоснованных уровней, уже длительное время – с 24 февраля 2011 года, естественно, с удивительной легкостью теряется в парламентских комитетах и так и не выносится на голосование в зал, более того – предлагается вообще снять с рассмотрения.
Но так как принятым Законом были зафиксированы в "Переходных положениях" Налогового кодекса такие лакомые поблажки лишь на 2012 год, то рентным баронам этого естественно мало. Эти лакомые поблажки нужно узаконить навсегда!
Сейчас в Верховной Раде спешно проводится новый проект Закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм" № 9661. 13 марта 2012 года он уже прошел первое чтение. Его авторами являются народные депутаты Украины Хомутынник и Царев. В этот законопроект включена правка нардепа Каракая:
"Размер базовой цены нефти устанавливается ежегодно путем принятия закона о внесении изменений в этот Кодекс. В случае, если к началу следующего года размер базовой цены на нефть не установлен, применяется размер базовой цены на нефть, действовавший в предыдущем году".
Эксперты уже успели отметить, что в законопроекте нет четких критериев установления размера базовой цены на нефть, поэтому этот показатель будет иметь очень субъективный уровень, который уж точно не будет соответствовать реалиям мирового нефтяного рынка. Совершенно ясно, что размер базовой цены на нефть будет устанавливаться искусственно завышенным, а это приведет соответственно к занижению корригирующего коэффициента и, как следствие, сумм рентных платежей. Если такой проект закона будет принят, то уже не только в 2012 году, но и в последующие года госбюджет будет недополучать миллиарды гривен.
Открывая новую сессию парламента, Янукович говорил о том, что пора бы прекратить правительству вносить изменения в Налоговый кодекс, предоставляющие налоговые льготы определенным отраслям. Так же "рентный подвох" стал поводом для заявления Валерия Хорошковского, сделанного в день его вступления в должность министра финансов, в которой ему пришлось побыть всего с неделю. Тогда новоиспеченный министр заявил, что готов разобраться в ситуации с изменением корректирующего коэффициента базовой цены нефти при расчете ставки рентной платы.
С учетом этого, разрешение конфликтного вопроса по рентным платежам может идти по двум сценариям.
Первый. Схема с рентными платежами – это ни что иное, как попытка вымывания денег из бюджета для проведения предвыборной компании партии власти. В таком случае, схема будет законодательно закреплена.
Второй. Вышеописанные законодательные кульбиты – это бизнес-творчество "Укргаздобычи" и "Укрнафты". И в таком случае, вполне вероятно, мы все станем свидетелями "схватки под ковром".
Очевидно одно - разворачивается еще один фронт всеобщего передела золотонесущих потоков. И как всегда – в проигрыше государственный бюджет, в котором, как нас уверяет власть, настолько не хватает средств, что нужно забрать часть пенсий у "чернобыльцев" и "афганцев", а также заодно изучить вопрос, не роскошно ли живут одинокие матери, имеющие микроволновку и стиральную машину?
Считаю, что страна обязана знать и помнить своих "героев"-мародеров в лицо, как и всех участников позорной процессии, тянущейся два долгих года.
Кстати, перед римскими полководцами принято было нести таблицы со списком их достижений. Мы также начинаем составлять список неправедных деяний власти, который народ Украины пронесет в день своего триумфа после изгнания власти оккупантов, мародеров и их маркитантов.