В октябре ожидается начало рассмотрения в парламенте законопроектов, направленных на борьбу с теневым рынком нефтепродуктов. Какой масштаб проблемы — до 30% «левого» бензина, такими же серьезными будут и изменения. Речь идет о внедрении электронных акцизных накладных, которые обеспечат сквозной контроль над движением нефтепродуктов и тем самым должны пресечь появление на рынке контрабанды и фальсификата. Если закон будет принят, это станет вторым системным шагом по наведению порядка на стратегически важном рынке после первого шага — ликвидации схем Курченко.

По результатам первого полугодия 2015-го, объем теневого рынка бензина и дизельного топлива оценивается в 375 тыс. т. Денежный эквивалент потерь бюджета от неуплаты акцизного сбора и НДС составил около 3,5 млрд грн, и при сохранении такой динамики нетрудно представить годовую недоимку, которая может превысить 7 млрд грн. Это сопоставимо с бюджетом Национальной гвардии Украины на 2015 г. и годовым бюджетом Днепропетровской области.

По сравнению с рекордным 2013-м, когда усилиями «Семьи» объем топливной контрабанды и фальсификата составил 2,3 млн т, определенный прогресс есть. Однако бюджетная дыра в 7 млрд грн только за счет нефтепродуктов крайне велика для государства, рассказывающего всему миру о своих финансовых проблемах.

Нельзя сказать, что власти пассивно наблюдают за происходящим. Определенные потуги есть. Наибольших успехов удалось достичь в борьбе с контрабандой — этот самый легкий тест команда нового главы Государственной фискальной службы Романа Насирова сдала. Но справедливости ради отметим, что в этом ей помогли июньские перестановки в СБУ (в частности, смена начальника отдела «К»), а также общественные активисты «Самообороны Майдана», которые установили блокпосты в портах Николаевской и Херсонской областей, тем самым отпугнув контрабандистов (здесь отдадим должное «Народному фронту» и лично г-ну Пашинскому, который, к слову, публично выступил и за кадровую ротацию в отделении «К»). По словам источников на рынке, в Одессе контрабандный поток из местного порта пересох после прихода Михеила Саакашвили.

На сегодняшний день теневики переместились внутрь страны, где по-прежнему есть масса возможностей для кустарного производства горючего. Отследить и перекрыть эти потоки — задача непростая. За многие годы силовики так и не научились это делать. Не хватает координации между различными ведомствами, а также аналитического центра и, безусловно, элементарной воли. Но самое главное, как можно бороться с самим собой? Не секрет, что областные главки МВД, СБУ, прокуратуры зачастую сами крышуют эту деятельность. Когда взорвалась база БРСМ в Василькове, снесло верхушку СБУ и загудела Генпрокуратура. «Следователями допрошено 268 лиц из числа работников нефтебазы, медицинских работников, пожарных, а также представителей контролирующих инстанций. Уже проведено 15 обысков по месту жительства подозреваемых — должностных лиц ООО, а также в контролирующих организациях. Кроме того, назначены 35 экспертиз, в частности, судебно-медицинские, электротехническая, пожарно-техническая и взрывотехническая, инженерно-экологическая, строительно-техническая и др. В настоящее время 16 экспертиз уже выполнены», — говорится по поводу расследования васильковского пожара в недавнем сообщении ведомства Арсена Авакова. Господа, это слова, а где результат? Или от СБУ и ГПУ «крыша» БРСМ уже переместилась в МВД? Либо же куда повыше?

Между тем именно БРСМ наиболее наглядно демонстрирует проблему функционирования сегодняшнего рынка. Так, по итогам 2014 г., компания реализовала только через розничную сеть около 180 тыс. т бензина, тогда как приобрела на рынке лишь около 100 тыс. т товарных бензинов. Откуда взялась разница? Не иначе как из около 80 тыс. т различных компонентов, прибывших на нефтебазы БРСМ за прошлый год.

Аналогичная картина по крупнейшему игроку рынка — группе «Приват»: в 2014-м ее заправки продали 975 тыс. т бензина, тогда как группа произвела и ввезла по импорту лишь 620 тыс. т. Чудо! Другого объяснения нет…

Вследствие серьезного характера проблемы, связанной с неискоренимой украинской бедой по имени «коррупция», уже давно назрел вопрос о необходимости системного подхода к ее решению. Алгоритм был разработан тандемом в составе парламентского комитета по налоговой и таможенной политике и инициативной группы участников топливного рынка. Если коротко, то инновация заключается во внедрении акцизных накладных и их регистрации в едином реестре. Трейдер не сможет продать больше подакцизных товаров, чем ранее приобрел. Если же такой объем возникает, система автоматически потребует уплатить налоги авансом, в противном случае выдать документы покупателю он не сможет. Аналогичная система работает в Европе, где специальные службы могут проверить любой бензовоз на дороге на предмет уплаты налогов с перевозимого объема. Также новый механизм потребует регистрации всех субъектов, торгующих топливом. Одновременно будут введены акцизы на популярные компоненты смесевых топлив, такие, как риформат и платформат, которые начали активно завозиться в Украину в 2014–2015 гг.

По словам главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, рассмотрение документа планировалось начать в рамках большого проекта по утверждению налоговой реформы, однако, учитывая задержку с разработкой «большого документа» и актуальность «топливного» вопроса, было решено выносить законопроект незамедлительно. В пакете идет и вопрос розничного 5-процентного акциза, который Минфин протащил в бюджете на 2015 г. и который так и не заработал в полной мере из-за некорректности формулировок.

Если эти пакеты законопроектов будут приняты, позитивные изменения почувствуют не только участники рынка и госбюджет, но и рядовой автовладелец. Между безналоговым и некачественным бензином можно ставить знак равенства. Ликвидация нелегального сегмента автоматически приведет к наполнению рынка исключительно заводским продуктом, а это значит, что вероятность заправиться бодяжным бензином резко снизится.

«Главное в том, что все элементарно и просто»

Глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина о законопроекте об усилении администрирования акцизного сбора с нефтепродуктов.

— Нина Петровна, как вопрос борьбы с теневым рынком нефтепродуктов появился в повестке дня вашего комитета?

— Все началось с обсуждения темы, связанной с 5-процентным розничным акцизом. По мере этого общения, когда участники рынка нефтепродуктов и другие специалисты почувствовали в моем лице и лице других депутатов нашего комитета поддержку и взаимопонимание, мы перешли к более глобальным вопросам функционирования теневого рынка в этой отрасли. Так возникла идея разработки проекта закона, чтобы способствовать урегулированию и, самое главное, найти механизм, как бороться с контрафактным бензином и в целом с теневым рынком, который начал резко расти в последние годы.

Цифры следующие: если доля теневого сектора рынка нефтепродуктов в 2014 г. составила 20%, то в первом полугодии 2015 г. она оценивается в 28%. Среди причин такого значительного роста теневого сектора — увеличение удельного веса налогов в одном литре бензина с 2 грн в 2013 г. до 8 грн в 2015-м, расширение схем контрабанды, производства бензина путем смешивания различных компонентов, производство неучтенного топлива и, в то же время, отсутствие действенных механизмов контроля. Разумеется, надо было срочно принимать меры.

Хочу отметить тот конструктивный дух, который был присущ совместной работе над этим документом. Участники рынка прислушивались к нашим советам, а мы учитывали их практический опыт. В результате мы получили законопроект, который, на мой взгляд, полностью устраивает как законодателей, так и предпринимателей. Это очень важно!

— Суть документа заключается во внедрении электронных акцизных накладных. Насколько сложным будет этот механизм контроля за рынком?

— Главное в том, что все элементарно и просто. Мы вводим акцизную накладную как обязательный электронный документ, который будет составляться при совершении всех операций по реализации топлива на внутреннем рынке. Никакой дополнительной фискальной нагрузки на легальный бизнес нет.

Также будет создан единый реестр акцизных накладных, в котором будут регистрироваться все акцизные накладные, составленные продавцами топлива. Опять же, преимущество предлагаемой инициативы в том, что такой механизм мы уже отработали на примере единой системы электронного администрирования НДС, которая после пятимесячного тестового режима в полном объеме стартовала с 1 июля текущего года. Но отличие в том, что НДС сам по себе сложный налог. В системе электронного администрирования НДС самый сложный и неприятный момент — это депонирование и отвлечение оборотных средств в случае недостаточного размера налогового кредита. Бывают ситуации, когда продавец не регистрирует вовремя налоговую накладную, и ты для возможности составления и регистрации своей налоговой накладной вынужден обеспечивать пополнение НДС-счета «живыми» деньгами. В случае с акцизом мы смогли использовать уже наработанный метод, алгоритм которого уже используется контролирующим органом и на это время уже более-менее понятен субъектам хозяйствования.

– Акциз — более простой налог…

— Конечно! Эта акцизная накладная будет регистрироваться в системе и даст возможность покупателю далее реализовывать данный нефтепродукт. В едином реестре будет регистрироваться акцизная накладная только на объем реализованного топлива, не превышающий объем продукта, полученного этим же лицом от контрагента, который тоже ведет учет своих продаж. Проще говоря, ты можешь продать лишь столько топлива, сколько ранее закупил, и за которое уплачен акцизный налог. Сегодня же масса фирм продает намного больше топлива, чем закупает согласно документам.

Мы детально обсуждали законопроект в рабочих группах, отрабатывали его с Минфином и ГФС, поэтому, мне кажется, он уже вполне готов к использованию, и он точно принесет пользу обществу. Потому что такая потеря платежей в бюджет, а речь идет о нескольких миллиардах гривен, — это непозволительно. И конечно же, не должно быть такой ситуации, когда часть рынка несет налоговую нагрузку в 8 грн в одном литре бензина, а другая — вдвое меньше, не уплачивая акцизного налога. Что это за конкурентные условия?!

Многие участники рынка поднялись на высокий уровень как по учету, так и по качеству оборудования на АЗС, по качеству топлива. Нам надо шаг за шагом делать так, чтобы до этого уровня подтягивался весь рынок, а захолустные АЗС, которые продают некачественный неучтенный бензин, должны исчезнуть.

— Вернемся к 5-процентному розничному налогу, ведь проблема с ним остается…

— Этот 5-процентный акцизный налог меня удивил с самого начала. Я долго заправлялась на АЗС и все искала в чеке, где же там эти 5%? Алгоритм нечетко выписан, его можно трактовать по-разному. Поэтому АЗС искали, как обойти этот налог. И это привело к тому, что много продаж на АЗС оформлялись как отпуск из хранения, отпуск оптовому потребителю, а не конечному, отпуск по талонам или по безналичному расчету.

То есть розничную продажу завуалировали под другие виды, не облагаемые 5-процентным налогом. И именно поэтому у нас в комитете очень большое количество обращений от городских и сельских советов: «Или вы разберитесь, уважаемые депутаты, что вы имели в виду, или признайте, что закон просто не работает».

В рабочих группах мы действительно пришли к выводу, что формулировка закона относительно «потребления нефтепродуктов для некоммерческого использования» несет в себе наибольшую проблему, которая позволила не уплачивать налог в отдельных случаях.

Специалисты по налогам говорят, что розничный акциз в таком виде не может быть. Если вы хотите дать местным бюджетам дополнительный платеж, то введите его в основную ставку акциза и потом расщепляйте на уровне государства. Но реформа местного самоуправления и невозможность внедрения алгоритма расщепления уплаченного налога на почти 12 тыс. местных бюджетов были решающими факторами при принятии решения оставить эти 5% отдельным налогом и направлять их напрямую в местные бюджеты по месту осуществления розничных продаж нефтепродуктов.

Поэтому мы, учитывая, что цены на нефтепродукты коррелируются с курсом доллара и евро, решили установить фиксированную ставку налога, чтобы она была максимально приближенной к сегодняшним 5%. Фиксированную ставку мы предлагаем установить на уровне 0,042 евро с литра, что отвечает 5% от средних цен на топливо в этом году.

Для ликвидации махинаций с налогом недобросовестными АЗС мы также расширили базу налогообложения. Весь фактический отпуск топлива из пистолета на АЗС будет облагаться акцизом в 5%. Это коснется и талонов, и ведомостей, и проч. Сейчас выгодно купить бензин по талону со скидкой в 5–10%, так как этот налог в цене не учитывается. Но какая разница, как ты оплатил топливо, если в итоге все равно используешь его в своем авто?