В конце прошлого месяца Минздрав утвердил список лекарств, которые запрещено рекламировать . Под запрет попали препараты для лечения туберкулеза, венерических заболеваний, рака, диабета, импотенции и ожирения. В МОЗ считают, что введение такого табу поможет искоренить пристрастие украинцев к самолечению и заставит их записываться за консультацией не к бабушке из соседнего подъезда, а к дипломированным врачам. Правда, для начала нужно дождаться осени, чтобы парламент внес соответствующие изменения в действующее законодательство.

Рекламу медикаментов в Украине действительно стоило бы как-то упорядочить. Ведь, к примеру, именно таблетки и мази сегодня возглавляют список самых рекламируемых товаров на украинском телевидении. А о вреде самолечения сегодня не слышали разве что детсадовцы. Однако борьба государства с привязанностью населения к аптекам в который раз напоминает ситуацию из старого анекдота про грабли. Ведь сколько власть не принимает решений, становится только хуже. В прошлом году парламент обязал производителей лекарств размещать на упаковке текст: «Самолечение может быть вредным для вашего здоровья». Затем Рада запретила использовать образ врача в рекламе, а совсем недавно Гослекарств обязало убрать рекламные и информационные вывески с витрин аптек. Но стоит зайти в ближайшую аптеку, как становится ясно: ничегошеньки за этот год не изменилось.

Эксперты отмечают, что ограничивать рекламу лекарственных средств действительно нужно. Вот только методы стоило бы выбрать другие. К примеру, зачем запрещать рекламу лекарств, которые отпускаются по рецепту? Именно к таким относятся лекарства для больных туберкулезом или раком. Зато этим указом МОЗ лишний раз подчеркнул: усилить контроль за отпуском рецептурных препаратов без соответствующего рецепта министерству так и не удалось.

«Все то, что выпускается по рецепту, не должно рекламироваться. А то, что Минздрав определяет как препараты общего доступа, – имеет право на рекламу. Я бы запретил рекламу политиков, потому что она несет еще больший урон, чем реклама лекарственных средств»,  - отметил в беседе с «Комментариями» глава Совещательного совета сообществ по вопросам доступа к лечению в Украине Дмитрий Шерембей. Эксперт уверен, что принятие нового указа ни что иное, как яркая иллюстрация неспособности Минздрава регулировать рынок лекарственных препаратов  в целом. «МОЗ не может обеспечить достойную зарплату медработникам, которым приходится продвигать препараты в больницах. Теперь фармкомпании будут вливать деньги в аптеки, поскольку провизор станет единственным источником информации о том, какой препарат лучше купить», - возмущается Шерембей.

Критически относятся к нововвведениям Минздрава и сами фармацевты. Заместитель генерального директора фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков побаивается, что запрет рекламы лекарств вместо борьбы с самолечением может просто увести рекламный бизнес «в тень». «Поскольку спрос на препараты сохранится, а выбор покупки по-прежнему остается за пациентом, такое ограничение вытеснит рекламу из традиционных каналов распространения в «серую» малоконтролируемую зону (интернет-аптеки, прямая рассылка и прочее)», - отметил эксперт.

Примечательно, что и производители лекарств, и медики, и защитники прав пациентов не отрицают того факта, что регулировать рынок рекламы действительно нужно. Президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк отмечает, что проблема не столько в количестве рекламы, сколько в ее качестве. «Реклама таблеток или микстур в других странах мира подается в совершенно другой тональности. Она ориентирована  на то, чтобы обратить внимание на те или иные симптомы болезни, напомнить о том, что нужно сходить к врачу. А у нас ты можешь пить полгода сироп от кашля, не зная, что у тебя туберкулез», - говорит Сердюк.

Между тем, в европейских странах, на опыт которых любит ссылаться нынешняя власть, реклама безрецептурных лекарств разрешена. Правда, с теми или иными поправками. Так, например, в Дании запрещено рекламировать медикаменты на корпусах и в салонах общественного транспорта, на первых и на последних страницах изданий, а также в интернете, а в Норвегии реклама лекарств запрещена только на телевидении.

В Украине же в который раз пытаются спутать грешное с праведным, беря под одну гребенку и хорошую, и недобросовестную рекламу. Причем горький опыт предыдущих «рецептурных» и «рекламных» неудач не только ничему не научил чиновников в Минздраве, но еще и подхлестнул их к изобретению более изощренных запретов. Хотя во всем мире с самолечением и недобросовестной конкуренцией фармацевтов борются самыми разными методами: от увеличения доли рецептурных препаратов до повышения ответственности врачей за назначенные лекарства

В Украине же альтернативой безрецептурным лекарствам могут остаться «вечные» народные целительницы с целебными примочками и энергетическими заклинаниями. А препараты, которые можно купить в аптеке, обычному украинцу заботливо подскажет фармацевт. Вот только МОЗ не сможет гарантировать, что при выборе лекарства провизор будет руководствоваться его эффективностью, а не количеством цифр в цене.