На стороне Украины воюют не менее тысячи иностранных добровольцев, подсчитали в Генштабе осенью прошлого года. Все они защищают интересы Украины нелегально. Спустя год после начала широкомасштабной войны в Донбассе власть пытается узаконить их пребывание в АТО. Депутаты хотят разрешить людям без украинских паспортов служить в ВСУ. Законопроект об этом принят в первом чтении.
Сколько иностранцев сейчас воюет на украинской стороне?
— Я не готов ответить на этот вопрос. Добровольцев сотни, но точное количество не сможет назвать никто. Мы знаем лишь о тех, которые уже легализовались, заключив контракты с Минобороны или Нацгвардией.
Почему только сейчас зашла речь об их легализации?
— Сначала у нас были вопросы с легализацией не только добровольцев-иностранцев в зоне АТО, но и украинцев. По закону об антитеррористической операции, даже Вооружённые Силы на востоке применялись незаконно. Мы до сих пор не объявили военное положение, чтобы можно было полноценно вводить армию в действие. Поскольку политической воли пойти на этот шаг у Киева нет, мы всё время подгоняем законодательство под наши реалии, чтобы обеспечить законность действий силовиков в Донбассе.
Что касается добровольцев, сразу было понятно, что их надо как-то легализовать, ведь Конституция Украины запрещает действия вооружённых формирований, существование которых не предусмотрено законодательством. В отношении граждан Украины вопрос решили, введя их в состав Министерства внутренних дел — Нацгвардии, а также в состав Вооружённых Сил. Они подписали контракты, и с точки зрения закона теперь ничем не отличаются от обычных военнослужащих-контрактников. Реализовывался этот алгоритм проблематично: изначально не все добровольческие формирования хотели легализовываться и переходить под управление Генштаба или Национальной гвардии. Эта проблема в случае с Правым сектором и ещё несколькими формированиями актуальна до сих пор.
Один из бойцов Азова, россиянин, признался, что в АТО находится как сотрудник информационной службы. Многие иностранцы пользуются таким прикрытием?
— Не слышал о таком. Иностранцы в АТО выполняют боевые задачи, носят оружие, боеприпасы. Даже если они оформлены как сотрудники информационных служб, журналисты — это противозаконно. У нас в законе о СМИ нет ни строчки о том, что журналист может принимать участие в боевых действиях.
Тогда в каком статусе иностранцы находятся в АТО?
— В нелегальном. Они не могут войти в Нацгвардию или ВСУ, потому что наш закон о легализации иностранцев в АТО принят только в первом чтении. Есть два варианта их легализации. Первый — чтобы они принимали гражданство и служили как обычные граждане Украины, потому что наше законодательство позволяет служить в армии только владельцам украинских паспортов. На этом варианте настаивают в Минобороны, раскритиковавшем мой законопроект, который предлагает второй вариант — разрешить иностранцам служить в ВСУ без смены паспорта. Юристы ведомства назвали его антиконституционным. Они считают, что Конституция разрешает служить только гражданам Украины. Но это чушь. У нас есть заключение Научно-экспертного управления Верховной Рады, в котором сказано, что Конституция объявляет воинскую службу долгом граждан Украины. При этом не исключает того, что воинскую службу могут проходить граждане других государств. Более того, Конституция гарантирует иностранным гражданам на территории нашей страны соблюдение всех прав и свобод, которые гарантированы гражданам Украины. Иными словами, закон, который мы инициировали, расширяет права иностранцев.
Почему Минобороны восприняло ваш законопроект в штыки?
— У нас Минобороны отличается косностью мышления. Они говорят: «Пусть принимают гражданство Украины». Но суть в том, что в Украине запрещено двойное гражданство. То есть если те же грузины принимают гражданство Украины, они обязаны сдать свои грузинские паспорта. Не все этого хотят. Есть часть бойцов, которые готовы на такой шаг. Но что делать с солдатами, которые уже год воюют на стороне Украины, находятся вне закона, но не хотят принимать гражданство?
Кто из иностранцев заинтересован в получении гражданства?
— Для чеченцев этот вопрос очень важен — они фактически не могут вернуться на родину, потому что ФСБ не дремлет. Для них получение украинского гражданства — хороший вариант остаться здесь и служить Украине как новой родине.
Минобороны не может влиять на работу парламента. Почему этот законопроект не приняли в целом, чтобы просто обязать ведомство его выполнять?
— Я рад, что мы хотя бы в первом чтении его приняли при всём противодействии. В нынешнем законопроекте мы прописали только условия вступления иностранцев в ВСУ. У меня спрашивают: «А почему вы проигнорировали Нацгвардию, ГосЧС, Погранслужбу, другие ведомства?» Если бы мы прописали условия для всех, история с принятием законопроекта затянулась бы бог знает на сколько. Притом, что проблему нужно было решать вчера. Если этот законопроект примут в целом, потом мы сможем внести правки и вписать в него Нацгвардию. Так будет намного проще.
В законопроекте указано, что иностранцам разрешается служить только на должностях рядового, старшинского и сержантского состава. Почему они не могут быть офицерами?
— Мы перестраховались для того, чтобы нас не обвиняли в создании дивизии наёмников. Даст бог установится мир, и эти добровольцы вернутся домой. Но если большое количество останется, мы сможем говорить о создании каких-то отдельные формирований. Во Франции есть Иностранный легион, а это не самая дикая страна Европы. Если государства первого эшелона позволяют себе считать это нормальной практикой, я не понимаю, почему этого не может быть в Украине.
Какой международный опыт вы учитывали, когда готовили законопроект?
— Есть международная конвенция по противодействию наёмничеству. Украина её поддержала. Среди подписантов нет ни России, ни развитых стран Европы. В основном — Африка. При этом в украинском законодательстве понятие «наёмничество» вообще не было прописано. Этим законопроектом мы наконец-то даём ему формулировку, которая полностью соответствует конвенции.
В чём суть? Если сейчас платить деньги иностранцам, по нашему нынешнему законодательству их можно считать наёмниками. И это несмотря на то, что международное право определяет наёмника как человека, которого специально завербовали для участия в вооружённом конфликте в его стране либо в третьем государстве. Доброволец, который сам приехал воевать, уже не является наёмником.
Второй признак наёмничества — такому солдату платят больше, чем солдату или военнослужащему национальной армии на аналогичной должности. У нас таких признаков вообще нет. Предполагается, что иностранцы будут подписывать контракты на штатные должности Вооружённых Сил и получать то же довольствие, что и все остальные военные.
Самое интересное, что после того, как парламент поддержал закон в первом чтении, Оппозиционный блок и российские СМИ стали утверждать, что укропы хотят легализовать наёмников. Так вот, в России такой закон действует с 1998 года. Поэтому все эти вопли просто смешны.
Рассматривается ли этот законопроект как возможность приглашать в Украину профессиональных американских или европейских солдат?
— Как только закон поддержали в первом чтении, сайты «ДНР» и «ЛНР» стали писать, что мы тут негров легализуем из НАТО. Я не вижу проблемы, чтобы в Украину приехали американские солдаты или французские, немецкие, с опытом боевых действий в Афганистане, Ираке, и вступали в наши ВС. Если бы мы могли использовать опыт других стран, прежде всего членов НАТО, это было бы огромным плюсом. Есть только одна проблема. Если они будут подписывать контракты с Минобороны, получат такой же уровень обеспечения, что и украинские военнослужащие. По международным меркам наши бойцы обеспечены очень плохо. Американскому зелёному берету проще пойти в частную военную компанию и зарабатывать в 4 раза больше, чем обычный военнослужащий в США. Тем не менее, я не исключаю, что желающие присоединиться к нашей армии будут — прежде всего, это представители диаспоры, которые служат в западных странах.
Как иностранцы, воюющие в АТО, получают оплату сейчас?
— На каком основании и от кого они могут получать деньги? Для того чтобы эти военные получали что-то от государства, они должны быть каким-то образом формализованы при госструктурах. Не будучи гражданами Украины, они не могут подписать никаких контрактов. И, соответственно, получать от Украины ничего не могут. Насколько я знаю, их обеспечивают волонтёры.