Судебную систему, которую за годы президентства Виктора Януковича сделали удобной «игрушкой» гаранта Конституции, ожидает очередная встряска. Причем параллельно процессы пошли с двух сторон. Вопервых, масштабная кадровая перезагрузка начата в «судебной инквизиции» — Высшем совете юстиции (ВСЮ), который после судебной реформы 2010 года превратился в главный орган, контролирующий, карающий и поощряющий любое телодвижение судей. Вовторых, Верховный суд Украины (ВСУ), фактически уничтоженный той же судебной реформой, обрел постоянного главу — Ярослава Романюка, заявившего о намерении начать чуть ли не «крестовый поход» за возвращение полномочий ВСУ.
Итак, из ВСЮ ушли сразу четыре члена — Валерий Бондик, Владимир Завальнюк, Петр Пилипчук (до недавнего времени компромиссный глава ВСУ, уже давно достигший предельного возраста, но занимавший свой пост, пока за его место шла борьба) и, что самое главное, сам глава ВСЮ Владимир Колесниченко. Возможно, оставит свой пост во ВСЮ и глава ЦИК Владимир Шаповал, которому 25 мая стукнет 65 лет, и он покинет Центризбирком. В глаза бросается то, что сразу потерял два штыка (Колесниченко и ректора Одесской юракадемии Завальнюка) один из отцов судебной реформы нардеп Сергей Кивалов. Теперь у последнего во ВСЮ только один человек — он сам. А вот его конкурент за влияние на суды Андрей Портнов, не так давно разжалованный в просто советники Президента, всю свою группу во ВСЮ из четырех человек, им же и возглавляемую, сохранил. Правда, его соратница Лидия Изовитова потеряла должность зампреда во ВСЮ, однако Портнов ожидает пополнения в лице нового главы ВСУ Ярослава Романюка, который займет место Пилипчука.
Тут уместно сказать и о процессах, происходящих во ВСУ (близкий к Портнову Романюк обскакал креатуру Кивалова Виктора Кривенко). Однако такие достижения Портнова, произошедшие после его понижения до советника, свидетельствуют о том, что он все же нашел солидную поддержку на самом верху. Многие говорят о том, что услугами и связями Портнова в судах решила воспользоваться молодая поросль из ближайшего окружения Президента, активно разрастающаяся во власти. Интересно, что каждый из кандидатов в главы ВСУ заявлял о том, что намерен расширить его полномочия, которые урезали с подачи Кивалова и Портнова ради устранения тогдашнего главы Верховного суда и соратника Юлии Тимошенко Василия Онопенко. В ходе этой войны, сопровождавшей судебную реформу, и была выстроена система, в которой верховными судебными инстанциями стали три Высших специализированных суда. А Верховный суд превратился почти в синекуру. Кроме того, у ВСУ были отобраны в пользу ВСЮ полномочия, касающиеся кадровой политики в судах. Когда же Онопенко благополучно сплавили, начался процесс усиления ВСУ, в частности, в ноябре 2011 года верховные судьи получили некоторые права принимать новые решения по результатам пересмотра дела, если, конечно, какойлибо высший спецсуд передаст им это дело.
Однако сможет ли молодое окружение Президента убедить патрона в том, что ВСУ нужно вернуть все полномочия, — большой вопрос. Виктор Янукович хорошо помнит, как в 2004 году ВСУ, будучи единственным высшим судебным органом, лишил его победы на президентских выборах. И сейчас нет у Президента полного доверия ни к Портнову, который связан и с Виктором Медведчуком, играющим в свои игры, ни к галичанину Романюку, которого хвалят даже «свободовцы». А посему многим юристам из ближайшего окружения Президента кажется неуместным делать ВСУ единственным высшим органом, и они предлагают оставить нынешнюю диверсификацию судебных полномочий. Свидетельством чему является то, что нынешнего главу Минюста Александра Лавриновича, который относится к старожилам близкого президентского окружения, активно сватают в главы ВСЮ. То есть, скорее всего, за ВСЮ собираются сохранить высокий статус. А из ВСУ пока не будут делать судебного монстра. Впрочем, окончательно будет понятно, как перестроят судебную систему, когда станет известно, чьими людьми заполнят вакансии во ВСЮ и кто станет новым главой Минюста.