Часто в объявлениях о наличии вакансии среди требований указано отсутствие вредных привычек, а на собеседовании представитель работодателя спрашивает: «Вы курите?» Вряд ли это признак заботы о нашем здоровье. К тому же, наше здоровье – наше личное дело, и будучи взрослыми людьми, мы имеем право распоряжаться им так, как хотим. Однако одному из работников отказали в приеме на работу, когда он честно признался, что курит. В связи с этим возникает много вопросов: можно ли отказать в приеме на работу из-за наличия у человека пристрастия к смеси никотина и табака? Можно ли запретить курить на работе тому, кого уже на работу взяли, несмотря на наличие у него вредной привычки?

Отказать курящему? Невозможно!

Итак, начнем с первого вопроса: можно ли отказать в приеме на работу из-за того, что кандидат – курящий? Ответ нужно искать в ст. 22 Кодекса законов о труде (КЗоТ), которая гласит, что необоснованный отказ в приеме на работу запрещается. Согласно же Конституции Украины, любое прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или непрямых преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональных союзах или других объединениях граждан, рода и характера занятий, места жительства не допускается. Кроме того, ст. 2-1 КЗоТ утверждает, что наше государство обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан, независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. В принципе, наличие вредных привычек, как и многое другое, можно отнести к «другим обстоятельствам».

С другой стороны, есть такие должности и работы, которые требуют от соискателя определенного состояния здоровья. И этим аргументом может воспользоваться работодатель. Однако в той же ст. 22 КЗоТ сказано, что требования, в частности, относительно состояния здоровья работника, могут устанавливаться законодательством Украины. И нужно попросить потенциального работодателя пояснить, каким нормативно-правовым актом установлены особые требования к состоянию здоровья кандидата на определенную должность, и каким образом на его медицинские показатели влияет факт курения. При этом даже наличие медицинских противопоказаний, установленных законом, вряд ли сработает, потому что связь любого заболевания с вредной привычкой на сегодняшний день является спорной и требует документального подтверждения. Если же особые медицинские требования к профессии и должности законом не установлены, просьбу предоставить какие-либо медицинские заключения и справки можно расценивать как нарушение предусмотренного ст. 25 КЗоТ запрета о требовании при приеме на работу дополнительных документов и сведений.

Иногда работодатель пытается отказать курящему в приеме на работу, ссылаясь на правила внутреннего трудового распорядка, где сказано, что в этой компании не курят. Но наличие такой нормы в локальном акте предприятия тоже незаконно, поскольку самостоятельность работодателя в организации трудовой деятельности сотрудников ограничена положениями ст. 9 КЗоТ, которые не допускают установления в компании условий, ущемляющих права работников. Т. е. и на основании локальных норм нельзя отказать курящему в приеме на работу.

Можно ли курить на работе?

А вот ограничить курение на работе работодатель может, используя принципы общегосударственной программы по борьбе с курением, нашедшие отражение в некоторых нормативно-правовых актах.

Так, согласно ст. 13 Закона «О мероприятиях по предотвращению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» и ст. 15 Закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», курение в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности запрещено. Впрочем, этот запрет не является категоричным, поскольку в той же ст. 13 есть оговорка «…везде, кроме специально отведенных мест». При этом закон обязывает собственников и руководителей предприятий, учреждений и организаций оборудовать места для курения, где должна быть размещена наглядная информация, состоящая из графического знака и текста следующего содержания: «Место для курения. Курение вредит Вашему здоровью!»

Работник отвечает, а работодатель – нет. Пока что

Итак, каждый работодатель обязан за свой счет оборудовать место для курения. На улице, в подъезде здания, где находится офис, курить нельзя, поскольку эти места являются общественными, и за курение там можно заработать штраф. Согласно ст. 175-1 КУоАП, курение табачных изделий в местах, где это запрещено законом, а также в других местах, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета, влечет за собой предупреждение или наложение штрафа от 3 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51 до 170 грн). При повторном в течение года совершении нарушения, за которое лицо уже было привлечено к административной ответственности, налагается штраф в размере от 10 до 20 НМДГ (170–340 грн).

А вот административная ответственность должностных лиц предприятия за отсутствие оборудованных помещений для курения сотрудников КУоАП не предусмотрена. Впрочем, вполне возможно, что в скором времени ситуация изменится. В 20-х числах февраля 2012 г. Комитету ВР по вопросам охраны здоровья было передано представление о рассмотрении в сессионном зале законопроекта №9474 от 17.11.2011 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных положений об ограничении мест курения табачных изделий». Так вот, среди прочего, в ЗУ «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» предлагается прописать нормы (после абз. 8 ч. 2 ст. 17), согласно которым непринятие руководителями предприятий или ответственными лицами мер по прекращению курения на рабочих местах повлечет наложение штрафа в размере от 1 тыс. до 10 тыс. грн. Такой же штраф ожидает руководство компаний за «размещение пепельниц или непринятие мер по прекращению курения за пределами мест, специально отведенных для курения».

Зарубежный опыт

Всемирная организация здравоохранения недавно опубликовала новые рекомендации по борьбе с табакокурением. Эксперты ВОЗ предлагают ввести запрет на курение на рабочих местах и в общественных зданиях во всех странах-членах организации независимо от уровня их экономического развития. «Научные данные однозначно свидетельствуют о том, что безопасного уровня пассивного курения не существует», – заявила глава ВОЗ Маргарет Чан. По данным ВОЗ, курение является ведущей причиной предотвратимой смертности населения на планете. Ежегодно болезни, вызванные курением, уносят около 5,4 млн жизней. В настоящее время на развивающиеся страны приходится около половины смертей, связанных с курением, однако, в отличие от Европы и США, число курильщиков там продолжает увеличиваться. При сохранении этой тенденции к 2030 г. на развивающиеся страны будет приходиться уже 80% смертности от курения.

Руководитель антитабачной кампании ВОЗ Амандо Перуга в качестве положительного примера привел Ирландию и Уругвай, правительства которых приняли ряд законов, ограничивающих курение в рабочих помещениях. По данным ВОЗ, эти меры были с одобрением встречены как некурящей частью населения, так и самими курильщиками. Кстати, сама Всемирная организация здравоохранения еще в 2005 г. заявила о том, что прекращает принимать на работу курильщиков и потребует от уже работающих сотрудников расстаться с пагубной привычкой.

Справка

Руководителей предприятий ожидает штраф до 10 тыс. грн за курение сотрудников на рабочих местах

В ближайшее время ВР Украины рассмотрит законопроект, предусматривающий полный запрет на курение в общественных и на рабочих местах, заявила народный депутат Украины (ПР) Татьяна Бахтеева. Она привела данные исследований Киевского международного института социологии, которые свидетельствуют, что 60% опрошенных граждан считают, что употребление табака является очень серьезной проблемой для здоровья, а 70% убеждены, что пассивное курение является серьезной угрозой для здоровья тех, кто не курит, и что государство должно сделать все, чтобы обезопасить своих граждан от вредного воздействия табачного дыма на здоровье своих граждан. «Поэтому мы решили разработать и внести на рассмотрение ВР Украины проект закона №9474, которым мы предлагаем полностью запретить употребление табачных изделий в помещениях заведений общественного питания, на открытых и в закрытых спортивных сооружениях, на стадионах и в заведениях культуры», – подчеркнула Т. Бахтеева. Кроме того, руководителей предприятий ожидает штраф до 10 тыс. грн за курение сотрудников на рабочих местах (дословно это звучит так: штраф «за размещение пепельниц или непринятие мер по прекращению курения за пределами мест, специально отведенных для курения»).

 

Проект №9474

ЗАКОН УКРАЇНИ

Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо вдосконалення окремих положень про обмеження місць куріння тютюнових виробів)

(витяг)

Верховна Рада України постановляє:

I. Внести зміни до таких законодавчих актів України:

1. У Законі України «Про заходи щодо попередження та зменшення вживання тютюнових виробів і їх шкідливого впливу на здоров’я населення» (Відомості Верховної Ради України від 30.12.2005 р., № 52, стор. 2707, стаття 565):

частину 2 статті 13 викласти в такій редакції:

«Забороняється куріння тютюнових виробів:

1) у ліфтах і таксофонах;

2) у закладах охорони здоров’я;

3) у навчальних та освітньо-виховних закладах;

4) на дитячих майданчиках;

5) на спортивних майданчиках, стадіонах, у приміщеннях відкритих та закритих спортивних споруд;

6) у під’їздах житлових будинків;

7) у підземних переходах;

8) у громадському транспорті (включаючи транспорт міжнародного сполучення);

9) у закритих приміщеннях закладів громадського харчування;

10) у приміщеннях закладів культури».